Еврокомиссия поставила Украине двойку

523

Неуд наша страна получила на этой неделе по многим «дисциплинам» в докладе Еврокомиссии, оценившем выполнение Повестки дня ассоциации Украина-ЕС в 2011 году. Этот доклад входит в более широкий пакет документов ЕК, касающихся реализации Европейской политики соседства (ЕПС).

Хотя европейские эксперты и отмечают, что «в 2011 г. Украина сделала позитивные шаги для обеспечения долгосрочных будущих отношений с ЕС, активно работая над завершением переговоров по Соглашению об ассоциации», в целом доклад оказался беспрецедентно жестким для нашей страны.

Вполне ожидаемо больше всего критики Евросоюза вызвала политическая сфера. Документ констатирует: «В сфере демократии и прав человека произошло дальнейшее ухудшение». «Действия Украины, в частности, в отношении уважения общих ценностей и верховенства права, будут иметь решающую важность для скорости ее политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС, среди прочего также и относительно заключения Соглашения об ассоциации и его дальнейшей реализации. Это также придаст дополнительный импульс политическому диалогу, в котором сегодня доминирует обсуждение застрявших реформ и верховенства права».

Расшифровка «дальнейшего ухудшения» занимает немалое место в документе. Отмечается, что «власть демонстрирует все большую враждебность к публичным проявлениям недовольства и в некоторых случаях пыталась ограничить свободу собраний. Количество судебных решений, запрещающих собрания, увеличилось по сравнению с предыдущими годами». Предоставление лицензий на цифровое вещание «компаниям, контролируемым ведущими членами нынешней администрации или связанными с ними лицами», вызывает у ЕК обеспокоенность по поводу будущего свободы средств массовой информации и плюрализма средств вещания. Не меньшую тревогу вызывают и сообщения о случаях цензуры и притеснений журналистов со стороны правоохранительных органов.

Сохраняется и «значительная обеспокоенность» относительно уважения к верховенству права и усиления судебной власти. «Дела против лидеров оппозиции и членов бывшего правительства, не отвечающие международным стандартам честности, прозрачности и независимости судебного процесса, подтвердили ощущение того, что правосудие применялось избирательно и с помощью политически мотивированных преследований». Не заметили наши партнеры из ЕС и значительных результатов борьбы с коррупцией. Они отмечают, что в 2011 г. Украина потеряла 18 позиций в Индексе восприятия коррупции Transparency International, заняв 152-е место среди 187 стран. А принятое антикоррупционное законодательство «остается незавершенным, в некоторых местах двузначным и не полностью отвечает требованиям соответствующих инструментов Совета Европы и ООН». Принятая Национальная антикоррупционная стратегия не решает некоторых ключевых вопросов, таких как создание независимого антикоррупционного органа, специализация и четкое распределение заданий среди правоохранительных органов, проверка деклараций об имущественном состоянии и доходах и конфликт интересов.

Как в предыдущие годы, отмечается в документе, не было значительного прогресса и в сфере конституционной реформы. Выполнение решений Европейского суда по правам человека продолжает вызывать беспокойство. В Украине до сих пор отсутствует комплексное антидискриминационное законодательство. А международные и украинские правозащитные организации продолжают рапортовать об увеличении количества жалоб на пытки и ненадлежащее отношение в пенитенциарных заведениях и следственных изоляторах, а также о случаях нарушения прав беженцев и тех, кто ищет убежище.

Не в восторге европейцы и от украинской реформы государственной администрации. В принятом в 2011 г. новом законе о госслужбе не были учтены ключевые рекомендации соответствующей программы SIGMA (совместной инициативы ОБСЕ и ЕС), что привело к приостановке финансовой поддержки Евросоюзом (а это 70 млн. евро) данной реформы.

В отличие, скажем, от Туниса, оказавшегося в передовиках политического реформирования по европейским стандартам и продемонстрировавшего действие введенного в прошлом году нового принципа ЕПС «больше за большее» (в 2011 г. ЕС удвоил свою финансовую помощь этому государству с 80 млн. до 160 млн.евро), Украина, как обычно, идет собственным путем и демонстрирует работу принципа «меньше за меньшее». Евросоюз не только считает нецелесообразным увеличение финансовой помощи Украине в рамках ЕПС (что еще раз во вторник подтвердил глава представительства ЕС Тейшейра), но и уменьшает те крохи, что перепадали нашей стране раньше.

Кое-какой позитив, правда, можно обнаружить в разделе доклада, посвященном политике безопасности и региональным и международным вопросам. Подчеркивается «очень конструктивное сотрудничество» с ЕС по урегулированию приднестровской проблемы, а также участие в работе миссии ЕС на украинско-молдовской границе EUBAM. Вспоминается и желание Украины внести свой вклад в военно-морскую операцию «Аталанта» под эгидой Евросоюза.

Что касается экономики, то авторы доклада отмечают, что в 2011 г. Украина показывала хорошие результаты с ростом ВВП на уровне 5,2%. Однако обращается внимание на тот факт, что дефицит НАК «Нафтогаз Украины» остается одним из основных рисков для бюджета, а программа сотрудничества с МВФ приостановлена. Как и выделение макрофинансовой помощи ЕС в размере 610 млн. евро, причем не только из-за отсутствия прогресса в переговорах с МВФ, но также и по причине медленного внедрения структурных реформ в ключевых сферах, включая энергетику, управление госфинансами и борьбу с коррупцией. «Реализация амбициозной Программы экономических реформ на 2010—2014 гг. осуществлялась медленно. Государственная администрация и управление госфинансами остаются нереформированными и непрозрачными, ослабленными чрезмерными бюрократическими процедурами и склонными к коррупции».

Никаких официальных комментариев по поводу обнародованного доклада ЕК из Киева не последовало. Правда, вернувшийся из Брюсселя Николай Азаров, возглавлявший нашу делегацию на 15-м заседании Совета по сотрудничеству Украина—ЕС (но так и не получивший согласия встретиться ни от Баррозу, ни от Ромпея), пообещал, что Украина выполнит все требования Евросоюза, чтобы Соглашение об ассоциации было подписано.

Очередные пустые обещания, которым давно никто не верит — ни здесь, ни там. Украинская власть глуха к призывам Европы, причем независимо от того, кем они озвучиваются — Эштон или Фюле, Коморовским, Меркель или Грибаускайте. Ни самые жесткие доклады Еврокомиссии, ни самые резкие резолюции Европарламента и ПАСЕ не способны вернуть слух и совесть, а тем более, привить порядочность, государственную мудрость и чувство долга перед страной и ее будущим украинскому властному клану.

Отношения с Евросоюзом — в глухом тупике. Это понимают обе стороны. Но одна из них по-прежнему творит, что хочет, а другая по-прежнему не знает, что делать с первой. Болевой порог восприятия с обеих сторон уже слишком высок, и, возможно, лишь нечто из ряда вон выходящее способно нарушить нынешнее тягостное статус-кво — либо сменив его хеппи-эндом, либо приведя к еще более мрачным реалиям. Скажем, Янукович выпускает Тимошенко и проводит демократические выборы, после чего Евросоюз торжественно подписывает с Украиной Соглашение об ассоциации. Или Янукович сажает за решетку еще половину оппозиции, грубо фальсифицирует выборы и окончательно стрижет Украину под белорусскую гребенку, провоцируя санкции со стороны ЕС. Либо же Евросоюз, не дожидаясь подобной лукашенизации, первым делает резкие шаги, таки решившись на ряд мер против некоторых персонажей из украинской власти, принуждая ее к более уважительному отношению к демократии. Но последний вариант так же мало реалистичен, как и первый. Хотя…

По информации ZN.UA от компетентных источников, весьма внушительное число представителей Эгмонтской группы (она объединяет финансовые разведки более 120 стран, в том числе и Украины. Ее основное задание — борьба с отмыванием преступных капиталов, в рамках которой члены группы обязаны делиться друг с другом соответствующей информацией) последние несколько месяцев энергично занимаются выявлением по всему миру активов «семьи» Януковича. Готовятся?

Но пока что представители ЕС на этой неделе еще раз заявили, что на сегодняшний день речь о санкциях в дискуссиях по Украине не идет.

«Мы хотим иметь сильные отношения с важной соседней страной, — сообщила верховный представитель ЕС К.Эштон. — Мессидж, который мы очень стараемся послать Украине, заключается в том, что мы надеемся: для них отношения с ЕС будут настолько же важными, насколько отношения с ними важны для нас».

Насколько Европейский Союз важен и нужен Януковичу, сегодня сказать трудно. Когда выяснилось, что евроинтеграция — это не только встречи с европейскими политиками под фотовспышки, но и жесткая критика с их стороны, не только возможность продвинуть бизнес Семьи и к ней приближенных на европейский рынок, но и необходимость болезненных и непопулярных реформ в Украине, евроинтеграционный пыл хозяина страны явно остыл. На Банковой в европейском фиаско Януковича почему-то усматривают в основном происки Кремля, не желая признавать собственные грехи и вновь пытаясь шантажировать Европу «российской угрозой» (для внутриполитического пользования, правда, во всех неудачах Украины виновной была назначена канцлер Меркель).

В Европе же, в самом деле, достаточно широко обсуждают опасность возвращения Украины в жесткие и цепкие российские объятия, однако большинство мнений сводится к тому, что эта опасность — не повод спускать Януковичу лукашенковские замашки и поступаться демократическими принципами и общеевропейскими ценностями.

Западная пресса вновь пестрит броскими заголовками об Украине. Имидж страны не был столь катастрофичен со времен «кассетного» и «кольчужного» скандалов кучмовских времен. Но тогда взаимные ожидания Европы и Украины были несколько иными. Сегодня, да еще в канун ЧЕ-2012, читать и слушать комментарии о своей стране куда больнее и обиднее. Последние годы, когда Киев упорно настаивал на включении положения о европейской перспективе в Соглашение об ассоциации с ЕС, многие европейские политики советовали: не тратьте зря силы на недостижимые цели, лучше как можно достойнее подготовьтесь к проведению Евро-2012, это даст вашей стране куда больше, чем любая фраза, пусть даже в очень важном документе, ЧЕ — ваш счастливый лотерейный билет, это колоссальный шанс. Но, как верно недавно напомнил в своем блоге на «УП» немецкий посол Гаймзет, «Украина никогда не упускает шанса упустить свой шанс».

«Для президента Януковича чемпионат Евро-2012 был отличной возможностью „продать“ Украину миру как современную мирную плюралистическую и нацеленную на вступление в ЕС страну с богатой историей и культурой. Вместо этого его правительство имеет все шансы получить пиар-катастрофу», — пишет британская The Guardian.

Но прежде всего это будет пиар-катастрофа самого Януковича. Интересно, каково это, когда никто из цивилизованного мира не хочет сидеть с тобой рядом на трибуне, когда европейские випы считают компроматом появление на публике в твоей компании и не желают марать свой собственный имидж общением с тобой?

Да, официального бойкота Евро, скорее всего, не будет (хотя, кто знает, что еще может вытворить за оставшееся время наша власть?). Однако прав польский министр иностранных дел Сикорский: «От того, поедут еврокомиссары на Евро-2012 или нет, судьба Украины не зависит. Она зависит от того, будет Украина жить соответственно европейскому порядку или нет».

По материалам zn.ua