Поход по местам мэрской славы: Черновецкий

761

15 мая Леонид Черновецкий попрощается с креслом столичного градоначальника. Шесть лет его пребывания на этом посту запомнились экстравагантными выходками, неоднозначными высказываниями, разбазариванием городской собственности и проектами, которые удивляли.
Генератор множества экстраординарных идей и маэстро эксцентричных поступков, Леонид Михайлович полностью выпал из активной политики сразу же после того, как президентом страны стал Виктор Янукович. Столичного мэра, который поддерживал нынешнего главу государства, не оценили по достоинству и умело отстранили от власти. 15 мая истекает срок его полномочий. И то, что свершилось де-факто, теперь подтвердится де-юре.
Появление Черновецкого на рабочем месте последние два года воспринималось как событие, заслуживающее упоминания в СМИ. Но даже высокопоставленные чиновники горгосадминистрации не могли толком объяснить, чем занимается их шеф. У Черновецкого в здании мэрии был личный лифт, и о присутствии его на рабочем месте можно было догадаться лишь по наличию его автомобиля на парковке.

А ведь еще не так давно Черновецкий был одним из главных ньюсмейкеров страны. Поводами для упоминаний об эпатажном мэре были не только его личная жизнь и бизнес, но и многочисленные уже подзабытые проекты. Самый известный из них — столовая для лиц без определенного места жительства. Поход по местам мэрской славы Weekly.ua начал именно с этого объекта.
Каша от Лени

На столичном проспекте Воссоединения на территории бывшего завода «Вулкан» располагалась столовая. Теперь ее нет. Как нет и самого завода. На территории, где когда-то стояли его корпуса, ныне возводится жилой комплекс «Комфорттаун». Видимо, это и вводит в заблуждение журналистов, регулярно сообщающих о закрытии благотворительного проекта. Но, как убедился Weekly.ua, столовая продолжает работать недалеко отсюда — в переулке Лобачевского возле Ленинградской площади. Более того, она даже расширила профиль. Достаточно большое помещение центра «Стефания» сегодня используется не только как столовая. Здесь находится склад поношенной одежды для бездомных, кабинет врача. Среди новых услуг — восстановление утерянных документов. Следует сказать, что и бездомные, которых нам удалось здесь повстречать, выглядят довольно прилично как для представителей городского дна. Нет откровенно опустившихся бомжей, деградировавших алкоголиков и прочих колоритных персонажей. Конечно, посетители столовой люди малоимущие, но отнюдь не потерявшие человеческий облик. В день визита Weekly.ua обед в центре состоял из рассольника, гречневой каши, салата из свеклы и сосиски. Все едят молча, без суеты.

«В день здесь получают пищу 500–700 человек в летний период и около 1200 — в зимний. Кроме общей столовой у нас есть комната для матерей с маленькими детьми, — рассказывает Артем Макеев, президент благотворительного фонда «Социальное партнерство», который курирует столовую. — К тому же мы не ограничиваемся стационарной столовой. По киевскому Левобережью курсирует передвижная кухня с обедами, чтобы малообеспеченные люди могли получать пищу по месту фактического нахождения. Что касается медицинской помощи, у нас налажено сотрудничество с государственными больницами Киева, куда ежедневно направляются 10–20 человек. Также пытаемся трудоустраивать наших посетителей, хотя бы на временную работу. Недавно, например, бездомные вместе с работниками «Киевзеленстроя» очищали от мусора Труханов остров и Гидропарк».

Единственное, что отказались сообщить в фонде, — принимает ли сегодня городской голова хоть какое-то участие в работе центра. Правда, бывшая супруга мэра Киева Алина Айвазова в одном из интервью упомянула, что «Леня и сейчас переводит на это предприятие деньги и живо интересуется». Да и сам Артем Макеев — человек не чужой Черновецкому, почти вся его карьера была связана с банком, который когда-то принадлежал градоначальнику.
Бабушки уже не нужны

Посетителям «Стефании» повезло больше, чем «любимым бабушкам» мэра, получавшим продуктовые наборы в приемных блока Черновецкого. Следует признать, что команде мэра удалось сделать то, что не удавалось никому в Украине: создать сетевую структуру, охватывающую весь город, с ответственным лицом буквально за каждый дом. Таким образом продуктовые наборы адресно доставлялись всем, кто в них нуждался и не брезговал подобными предвыборными подачками. Но в 2010 году вся система была свернута (тогда же, кстати, перестал обновляться сайт блока Черновецкого).

Ради интереса направляемся в две точки выдачи наборов — на улице Донецкой на Соломенке и улице Салютной на Нивках. Убеждаемся: оба офиса закрыты, и, видимо, уже давно. «Где-то год, как нами не занимаются, — жалуется бывшая «квартальная» от блока Черновецкого Анна Юзыч. — Люди, привыкшие регулярно получать пайки, очень недовольны, мне самой пришлось выслушать много обидных слов. Говорят, правда, что на Левом берегу структуры бывшего блока остались, через них продовольственные пайки раздает бывший секретарь горсовета Олесь Довгий».

А вот к чему Черновецкий охладел окончательно, так это к идее дома для одиноких пенсионеров. Тех самых, которых он буквально огорошил в свое время призывом отдать городу свои квартиры и перейти на полное содержание в дом престарелых, где их обещали «кормить ананасами и черной икрой». Но хоть пенсионеры всегда были опорой Леонида Черновецкого, расставаться с квартирами они не спешили, а по городу поползли слухи, что и сам центр «Лучший дом» создается исключительно для трудоустройства дочери градоначальника Кристины, которая действительно возглавила предприятие. Центр, открытый в одном из санаториев в Пуще-Водице, был рассчитан на двадцать человек, но жили в нем 13 пенсионеров и не за бесплатно — родственники платили за их содержание по 2,5 тыс. грн. в месяц. В 2010 году КП «Лучший дом» было ликвидировано как лишняя структура в горадминистрации. Что касается пенсионеров, то они так и остались жить в санатории, к тому же теперь платят на тысячу гривен меньше.

Киевский Церетели

А еще Леонид Михайлович горел желанием увековечить память Георгия Гонгадзе, даже несмотря на протесты семьи погибшего журналиста. Сначала городской голова задумал переименовать в честь Гонгадзе улицу Машиностроительную. Потом, видимо, решив, что этой улицы маловато, назвал в честь Гонгадзе бывший проспект Советской Украины, а Машиностроительной вернул прежнее название. Но и этого ему показалось мало.

Бронзовый памятник погибшему журналисту был торжественно открыт в одном из скверов на улице Красноармейской, причем многие горожане отметили его удивительное сходство с памятником Вячеславу Черноволу, установленному на улице Грушевского. Памятник открывали помпезно, в торжественной церемонии принял участие сам Черновецкий. После этого желание увековечивать память Гонгадзе у мэра пропало так же внезапно, как и появилось, а памятник остался. И даже приглянулся некоторым молодоженам, которые прямо из расположенного рядом загса шли фотографироваться на его фоне.

Странная традиция продержалась два года, пока памятник не начал разрушаться. Подножие, выложенное квадратным серым булыжником, оголилось: видимо, цемент был некачественным. Гуляющие в сквере детишки собирают выпавшие камни и выкладывают их горками за спиной памятника. Круг со скамейками, обложенный с противоположной стороны мраморными плитами, тоже осыпался. Кое-где плиты еще стоят прислоненные, но многих уже и след простыл.

Как уверяют в пресс-службе администрации Печерского района, на территории которого находится сквер с памятником, этот объект сегодня фактически бесхозный. Фирма, сделавшая памятник, не уложилась в смету, а городские власти отказались выделять дополнительное финансирование. Как следствие, авторы памятника не стали передавать его на баланс райадминистрации и требуют доплатить разницу. А раз объект не состоит на балансе, тратить на его обслуживание бюджетные деньги администрация не имеет права.

Справедливости ради следует сказать, что другой монументальный проект Леонида Черновецкого — скульптурный ансамбль сквера имени Шота Руставели на улице имени грузинского поэта, который был открыт во время одного из визитов в Киев Михаила Саакашвили, не только взят на все возможные балансы, но и превратился в любимое место отдыха здешних жителей — зеленый островок посреди достаточно плотной застройки.

«Как стать миллионером»

Еще одно яркое свидетельство неординарности Черновецкого — книга его авторства и диски с песнями в исполнении мэра. Книгу «Как стать миллионером» все еще можно найти в некоторых киосках по продаже трамвайных талончиков. Но особого ажиотажа этот труд не вызвал, как и диски, средствами от продажи которых градоначальник обещал пополнять городскую казну. Из полтораста страниц книги только тридцать содержат абстрактные рекомендации вроде «не рассчитывайте обогатиться через торговлю нефтью» и т.п. Остальное — это достаточно скучные законопроекты столичного головы, подготовленные в бытность его народным депутатом, а также несколько десятков страниц фотографий. Даже свой литературный труд он не смог довести до конца — как и почти все городские начинания. Такой уж странный человек Леонид Михайлович Черновецкий, который вот уже два года находится в непонятном статусе — то ли руководитель города, то ли уже нет.
КОММЕНТАРИИ

Константин Матвиенко
экс-депутат Киевсовета

Не могу сказать об этом человеке ничего положительного. Леонид Михайлович продемонстрировал рафинированную некомпетентность. О дерибанах земли и присвоении имущества много сказано и без меня. А вот то, что правящая Партия регионов, зная все это, не сделала ничего, чтобы снять непопулярного мэра, свидетельствует и о ее вопиющей политической безответственности.

Игорь Луценко
руководитель движения «Сохраним старый Киев»

Самые серьезные преступления команды Черновецкого — это уничтожение зеленых зон, которое не останавливается даже с приходом в горадминистрацию Александра Попова. Я бы выделил Жуков остров, там несколько абсолютно незаконных, беспредельных застроек. Новая власть либо еще не разобралась, как бороться с ними, либо не имеет на это политической воли.

Алла Десятова
киевлянка, продавец магазина продтоваров

Леонид Черновецкий запомнился мне тем, что при нем мы смогли получить разрешение на приватизацию садового участка. До этого наши бумаги лежали без движения в горсовете почти десять лет. Мой отец, который оформлял этот участок, умер, так и не дождавшись решения вопроса.

Александр Анисимов
историк, автор ряда книг по истории города

Меня удивляет абсолютная безнаказанность команды Черновецкого. Из «свершений» можно вспомнить ряд добротных домов позапрошлого века, которые могли стать памятниками архитектуры, но были намеренно доведены до ветхого состояния и снесены. Запомнился он и уничтожением трамвайного маршрута вдоль Днепровской набережной.

Наталья Новак
депутат Киевсовета, заместитель председателя фракции «Удар»

В отличие от нынешней власти, которая говорит правильные слова, но делает совершенно противоположное, Черновецкий был последователен. Если говорил, что «Киеву не нужны театры», — это означало, что он действительно начнет бороться с театрами. Самое плохое наследие Черновецкого — это выведение из собственности городской общины тех предприятий, которые пополняли бюджет и делали Киев самодостаточным.

Александр Сергиенко
директор «Института города»

Киевляне при Черновецком не могли влиять на принятие решений горсоветом. Например, в 2008 году с подачи городского головы на разработку нового генплана потратили 25 миллионов, но вся работа свелась к легализации незаконных застроек. И странно наблюдать, как команда, которая дерибанила город, сегодня радостно возвращает наворованное.

По материалам weekly.ua