О наркоманах со стажем

1 083

Наркомания в нашей стране постоянно «молодеет». 78% наркозависимых – люди до 30 лет. При этом средний возраст потребителей наркотиков ежегодно уменьшается. Все более актуальной становится проблема подростковой и детской наркомании. Специалисты считают ситуацию с молодежной наркоманией угрожающей.
О проблемах наркомании и ее причинах говорят и пишут с завидной регулярностью: о том, как и почему в нашей стране растет число наркоманов, о появляющихся новых синтетических наркотиках и их воздействии, о «молодеющей» наркомании, о росте количества преступлений, совершаемых наркоманами, и прочем. Однако не всегда наркомания рассматривается как опасная болезнь.

Возможно, именно потому простой обыватель не может уберечь своего ребенка от этой западни, и вместо того, чтобы заранее предотвратить беду, он поздно бросается спасать утопающего. Профессионалы, изучающие такую болезнь, как наркомания, не один год, знают о том, что одних увещеваний и морального давления на наркомана недостаточно для того, чтобы преодолеть недуг. В лечении нужен медицинский подход, но еще более важна профилактика – формирование системы правильных убеждений, которые позволят уберечь ребенка и взрослого от этой болезни.
Не хочешь быть наркоманом – просто не пробуй наркотики

Какая бы беда не случилась рядом с нами, человеку присуще думать на уровне инстинкта: «Со мной такого не случится, с кем угодно, только не со мной». Однако на поверку выходит, что от такой болезни, как наркомания, не застрахован никто. Она может случиться с кем угодно, если нет достаточно стойких убеждений в том, что наркотик – это реальная опасность для жизни. Часто, угощаясь марихуаной, молодой человек может думать, что в этом нет особого вреда, поскольку это так называемый «легкий наркотик». Иллюзии по поводу «легких» и «тяжелых» наркотиков развеивает главный врач запорожского Областного клинического наркологического диспансера, заслуженный врач Украины Валентин Радкевич, с которым мы поговорили об этой проблеме.

Наркоман – человек ущербный. Основное время он проводит в постоянном страхе ожидания предстоящей ломки. И в постоянном поиске новой дозы, которая все время увеличивается. И только мгновения - в кайфе. Наркоману рядом с собой надо иметь таких же ущербных, как он сам. Брат, сестра, жена, друг… ему все равно, кого присадить на иглу и лишить нормальной человеческой жизни.

Наркоманы: призрачное «счастье» (фотошок)

– Нет такого понятия, как легкий или тяжелый наркотик. Наркотик есть наркотик, так или иначе. Также нет более страшных или менее страшных наркотиков – все они одинаковые! Любой наркотик – это страшная штука. Будь то гашиш, марихуана, опий или соль – они делают человека животным, – говорит врач, утверждая, что наркомания – это не дурная привычка, не увлечение, а тяжелое заболевание, которым нельзя заразиться.

– Нет вируса наркомании. Наши пациенты приобретают болезнь за большие деньги, преступая закон, обманывая, изворачиваясь. Более того, первый прием наркотиков никогда не вызывает позитивных ощущений. От первой дозы всегда бывает тошнота, головокружение и прочие неприятные моменты, как от первого потребления спиртного. И дальше, в процессе потребления, наркоман не получает удовольствия от того, что он употребляет. Это в самом начале – на первой стадии – у наркомана бывает мощный «приход», а потом они уже употребляют только для того, чтобы облегчить свое состояние – ломку, – говорит главврач наркодиспансера.
Жесткие наркотические соли JWH-218 (250), завезенные из Китая, открыто продавали под видом солей для ванной

История наркомании имеет глубокие корни. Как рассказал РепортерUA Валентин Радкевич, первая эпидемия наркомании началась в США.

– Вообще изначально в Штатах не было опийных наркоманов. Они строили железную дорогу и в начале 19-го века завезли китайцев, а те начали курить опиум. Конечно, через некоторое время и американцы «присели» на него – в Штатах началась эпидемия. Наркотики бывают растительного происхождения – это каннабиноиды или конопля, из листьев которой делают марихуану. Более насыщенный наркотик – это гашиш или «план». К синтетическим наркотикам относят производные – алкалоиды – мака: маковая соломка, «цыганская ширка», героин. Раньше, кстати, героином лечили от многих болезней... Основным поставщиком наркотиков в Америку и Европу были Турция и Китай, а также Алжир. Поставщики героина, опия – это Юго-Восточная Азия, – говорит главный врач наркодиспансера.

Что касается нашей области, то ее территория сама по себе «богата» на наркотики, или, как отмечает Валентин Радкевич, «наркотикопроизрастающая» – в Запорожской области растут конопля и мак. Однако, по словам главврача, сегодняшние наркоманы зачастую переходят на официальные препараты.

– Они покупают в аптеке лекарства, из которых дома в кастрюльке синтезируют наркотики. Не так давно появились и курительные смеси, о которых все говорят. А сейчас самый жесткий наркотик – это соли JWH-218, привезенные из Китая. Раньше, чем в Украине, эта соль появилась в России. Когда JWH-218 запретили, они тогда чуть-чуть изменили формулу и стали называть его JWH-250. Этот препарат в списках запрещенных не значился, а потому какое-то время его продавали открыто. Сейчас продают подпольно. Вообще, что такое наркотик? Наркотик – это красные чернила. Это наши власти, в структуре Кабмина, вносят препарат в специальный список, который называется «список наркотических веществ». Так что в принципе любой препарат, который будет внесен в этот список, принимает статус наркотического вещества. В тот период, когда JWH не был в этом списке, то он проходил свободно, – говорит Валентин Радкевич.

Данную проблему исследовал также известный российский борец с наркоторговлей, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации четвёртого созыва, поэт и предприниматель Евгений Ройзман.

– После курительных смесей, которые некоторое время так активно рекламировались и были официально разрешены, появились китайские соли. Эти наркотики завозили под видом солей для ванн. Фактически это синтетический аналог марихуаны и гашиша, только в несколько раз сильнее. Клиническая картина сложнейшая. Лечить практически не удается. Удается только держать паузу. С такими пациентами работают серьезные наркологи, они говорят: «Мы не можем понять, насколько обратимы изменения, которые происходят при употреблении солей». Последствия употребления остаются, и мы их видим: у человека ноги бегут впереди головы. JWH давал очень мощную волну суицидов. И эти смерти не отражались в общей статистике смертей от употребления наркотиков, – отмечает Евгений Ройзман.

Кстати, по поводу долго остававшихся легальными курительных смесей российский борец с наркоманией говорит, что это могло быть не что иное, как диверсия на уровне страны.

– То, что курительные смеси долгое время не вносили в список запрещенных препаратов, – у меня ощущение, что это была какая-то жестко спланированная диверсия против страны, причем именно против молодого поколения, – говорит эксперт.
«К нам привели 8-летнюю Катю, которая жила в притоне и оказывала подонкам сексуальные услуги за дозу...»

Наркомания – как в нашей стране, так и в городе, – постоянно «молодеет». 78% наркозависимых – люди до 30 лет. При этом средний возраст потребителей наркотиков ежегодно уменьшается. Все более актуальной становится проблема подростковой и детской наркомании. Специалисты считают ситуацию с молодежной наркоманией угрожающей.

– Наркомания – это удел молодых людей. В нашем наркологическом диспансере лечатся и дети. Истории с детьми бывают самые страшные. Однажды правоохранители привели к нам восьмилетнюю Катю, девочку с накрашенными губами, ногтями... Она жила в притоне и оказывала этим подонкам сексуальные услуги за то, что они ей давали наркотики. Взяв ее на учет, мы узнали, что в ее семье четверо детей, и все беспризорники. Мать на тот момент лишали родительских прав, – рассказал Валентин Радкевич.

На сегодняшний день число детей и подростков, которые состоят на учете в Запорожском наркологическом диспансере, колеблется от 400 до 500 человек. В Запорожском наркодиспансере работает специальное отделение по оказанию помощи детям и подросткам.

– Когда мы создавали в диспансере отделение по оказанию лечебно-профилактической наркологической помощи детям, подросткам и молодежи, мы понимали, что если есть взрослые-наркоманы, то есть также и пострадавшие дети. Тогда мы подали отчет в Министерство, приехала комиссия, и нам сказали: «Вы доработались до того, что у вас уже и дети-наркоманы есть. Ни в одной области такого нет». Я сказал, что они есть, но просто не выявлены. В других областях просто этим вопросом не занимаются. У нас же довольно высокий уровень выявления детской наркомании, потому что мы активно работаем со школами и с милицией, – говорит главврач наркологического диспансера.

Таким образом, отделению постоянно приходится доказывать свою «нужность», каждый раз подтверждая ее страшными цифрами детской наркомании и шокирующими историями «маленьких Кать»...
Наркоман со стажем: «марочки» под язык, которые «раздают» на дискотеках... Это мрак!

Постоянный пациент Запорожского наркологического диспансера, 42-летний Андрей, большую часть своей жизни провел в наркотическом забвении. 28 из своих 42-х лет он наркоман. Дважды судимый и отсидевший за разбойные нападения мужчина имеет взрослую (24-летнюю) дочь, которая с недавнего времени живет в Германии, а также маму и супругу, которые все еще надеются спасти дорогого для них человека. Мама приносит сыну в диспансер необходимые вещи, жена подкармливает и ждет лучшей жизни с мужем и отцом своего ребенка, которого неутомимо проведывала как на зоне, так и в наркологии.

Как рассказал РепортерUA сам пациент, свой темный наркотический путь он начал с марихуаны еще в 14 лет. Через три года, тогда еще подросток, Андрей перешел на опиум.

Ни в какие периоды российской истории наркомания и наркобизнес не имели такого распространения, как в последние три-четыре десятилетия. Но если управленческая элита в российского государства, похоже, осознала масштабы трагедии и предпринимает меры по ее локализации, то в Украине об этом власти предпочитают молчать. Какие уроки мы извлечем из беды соседей?

Россия в наркотическом угаре. В Украине – не лучше (+фоторепортаж)

– Как все случилось и откуда взялось? Все очень просто: попал в компанию, где предложили попробовать. Я никого не обвиняю – мог бы отказаться, но сам взял. Так все закрутилось, пошло и поехало... Что трава, что опиум – все это наркотики, все это засасывает так, что потом не выбраться самостоятельно. В очередной раз пришел сам в диспансер. Попробую лечиться еще раз; идет лето и нужно работать, а наркоманы на работе никому не нужны, – говорит Андрей, по словам которого, достать наркотики в нашем городе не составляет труда, а другим наркоманам только на руку твоя зависимость.

Наркоманам ежедневно нужны деньги, а потому они идут на всевозможные преступления, чтобы их добыть, не брезгуя ничем.

– Наркоманы хотят, чтобы ты тоже был наркоманом. Они создают вокруг себя эту среду и варятся в ней. Сначала они дадут в долг, а потом «снимут» с тебя... Такой круговорот. Воровство, грабеж, разбойные нападения – наркоману нужна доза, это становится навязчивой идеей, – подтверждает пациент диспансера.

Как отмечает врач-нарколог, заведующая 4-м отделением наркодиспансера Ольга Майорова, мало того, что в нашем городе наркомания молодеет, так еще больший вес приобретают синтетические наркотики, от которых организм «сгорает» за каких-нибудь несколько лет. Об этом же заявляет пациент «со стажем».

– Сейчас малолетки присаживаются на эти курительные смеси, которые доступны практически всем. После них они все на химии – на синтетических наркотиках. Те же «марочки» под язык, которые «раздают» на дискотеках... Это мрак! – говорит постоянный пациент наркодиспансера Андрей.
Родители не понимают, что наркомания – это болезнь, которую нужно лечить

Среднестатистический родитель начинает подозревать, что его ребенок употребляет наркотики, только через 7-9 месяцев после того, как ребенок впервые их попробовал.

По словам наркологов, родители сначала не обращают внимания на то, что ребенок изменился. Часто сами взрослые внутренне психологически закрываются от проблемы. Они видят, что ребенок ведет себя иначе, становится раздражительным или «сонным», в школе снижается успеваемость. Однако взрослые не начинают сразу бить тревогу. Они думают, что все обойдется...

Также родители не отдают себе отчет в том, что наркомания – это сложнейшее заболевание, а потому относятся к данной проблеме, как к вредной привычке, с которой ребенок может справиться самостоятельно. Взрослые начинают читать тривиальные морали.

– Вот сажает такой папаша сынишку перед собой и говорит: «Вася, ну что ты себе думаешь, зачем тебе эта гадость? У тебя же есть сила воли; ну возьми себя в руки! Давай, чтобы с завтрашнего дня бросил это дело!». Понимаете, это то же самое, что сказать ребенку, больному туберкулезом: «Вася, ну что ты кашляешь? Ну, возьми себя в руки, давай, чтобы с завтрашнего дня ты не кашлял и выздоравливал!». Это просто абсурд. Что нужно делать? Ребенка нужно брать и вести к нам. Это не значит, что мы его сразу возьмем и оставим здесь. Есть разные формы лечения, в том числе и анонимная форма, – говорит главный врач, отмечая, правда, что все будет зависеть от формы и уровня заболевания.

Также у родителей зачастую срабатывает так называемый инстинкт надежды, или анозогнозия, – отсутствие критической оценки больным своего дефекта либо заболевания. В данном случае – невидение порока у своего ребенка: все родители, как бы они ни ругали своих детей, все же склонны думать о них лучше, чем о других детях. По той же причине зачастую родители боятся самого наркологического диспансера и его пациентов.

– Родители говорят мне: «Что в диспансер? Там же наркоманы!». Возникает вопрос: а он кто? Он же не беременная женщина, а тот же наркоман, – говорит Валентин Радкевич.

Наркоманы вовлекают в свои «интересы» не наркоманов. И цель их – не предоставить другим «удовольствие», а заработать денег на собственную дозу. И это не обязательно наркодилеры, а обыкновенные наркоманы, которым нужны немалые средства для ежедневного употребления наркотиков.

– Наркоман заинтересован, чтобы вокруг него тоже были наркоманы. Зачастую, чтобы присадить «новичка», они отдают свои дозы. Часто ищут зажиточных клиентов, то есть детей состоятельных людей – на вечеринках, дискотеках и так далее, – комментирует главный врач областного диспансера.

«Не пробуй наркотики никогда и ни за что» – таким должен быть основной посыл каждого родителя своему ребенку с самого раннего детства. «Предложить тебе наркотик может только твой враг», – по мнению врача, так должны говорить родители детям.

По материалам cripo.com.ua