Прокурорам хотят урезать полномочия
Если бы новый Уголовно-процессуальный кодекс депутаты приняли на несколько месяцев раньше, то еще неизвестно, чем бы закончился суд над экс-премьером Юлией Тимошенко. Во всяком случае, у адвокатов было бы намного меньше поводов заявлять о нарушениях и больше возможностей повлиять на то, что происходило во время судебного процесса. Поскольку законопроектом впервые определено, что адвокат получает равные права с прокурором.
Новый Уголовно-процессуальный кодекс может быть принят парламентом в первом чтении уже в феврале. А вслед за ним - и не менее важные законопроекты о полномочиях прокуроров и адвокатов, которые, как обещают их авторы, кардинально изменят правила игры.
По словам руководителя главного управления по вопросам судоустройства Администрации Президента Украины Андрея Портнова, раньше адвокат должен был готовить доказательства для следователя и для прокурора. Теперь это не будет иметь никакого значения: доказательства будут подаваться в суд и адвокатом, и прокурором. Но адвокат сможет самостоятельно привлекать экспертов и требовать проведения экспертизы, он получит доступ к любым документам, сможет их изымать. Сторона защиты также получит право вносить ходатайства о проведении следственных действий, принимать в них участие и оспаривать их проведение. Если этого следователь и прокурор не учтут, такое действие можно будет оспорить в суде. А у суда в таком случае будут все основания удовлетворить такую жалобу.
Комментируя новшества, прописанные в кодексе, Андрей Портнов отметил, что прокурор должен иметь меньше прав, чем сейчас. И если сейчас один прокурор возбуждает дело, второй прокурор его расследует, третий приходит в суд, чтобы поддерживать государственное обвинение, то после принятия кодекса на протяжении всего процесса один прокурор будет вести дело от его начала и до конца. И его лишат возможности устранять недостатки, которые были допущены при расследовании дела, поскольку кодексом ликвидируется такое понятие, как дополнительное расследование.
Правда, подобное новшество, наверняка, огорчит не только прокуроров, но и адвокатов. Поскольку дополнительное расследование иногда позволяло затягивать процесс на долгие годы и манипулировать фактами так, как это удобно определенным людям. Теперь же будет только два варианта после того, как дело идет в суд: либо оправдательный приговор, либо обвинительный.
«Выравнивая два института (адвокатуры и прокуратуры - ред.) мы способствуем состязательности процесса, стороне обвинения придется постоянно работать над собой», - считает Андрей Портнов. Он также пообещал, что в ближайшее время Президент Украины внесет в парламент проект нового закона об адвокатуре.
Кроме того, в новом Кодексе прокурора лишат возможности истребовать уголовное дело у любого органа, самостоятельно арестовывать имущество.
«Это хорошая новость для предпринимателей. Если раньше своим постановлением прокурор арестовывал все, что угодно - бухгалтерские и другие документы на предприятиях, не объясняя причин, то теперь он должен будет доказывать суду, зачем ему эти документы, назвать, какой срок понадобится правоохранительным органам, чтобы их изучить. Кроме того, доказать, что именно эти документы необходимы следствию, а также пояснить, с какой целью», - говорит Андрей Портнов.
Согласно новому проекту, только те показания, которые даются в суде, являются доказательствами в уголовном деле. Таким образом, исчезнет необходимость допрашивать человека запрещенным способом, пытать его, применять к нему какое-либо насилие. «Раньше суд определял, что он может принять в качестве доказательства, а что - нет, адвокат приходил к следователю, прокурору, просил их принять во внимание те или иные доказательства. Больше такого не будет», - продолжает Андрей Портнов.
Проект нового УПК содержит еще ряд новаций, которые должны улучшить уголовный процесс в Украине, защитить права потерпевших. Например, милиции довольно сложно будет отмахнуться от заявителя, который сообщил о преступлении. Поскольку заявление зафиксируют в электронном реестре, после чего сразу начинается расследование. По сути, будет отменено само понятие «возбуждение уголовного дела», отменены и стадии, которые ему предшествовали. Скажем, та же доследственная проверка, которая отнюдь не всегда проводилась полноценно и тщательно, но после которой в возбуждении уголовного дела вполне могли отказать.
Не меньше позитива обещает и еще одна новация – ведение новой для Украины меры пресечения «домашний арест». Ведь ни для кого не секрет, что Украина на протяжении последнего десятилетия остается в Европе лидером по количеству арестов. Почти 40 тыс. лиц, вина которых еще не доказана, ежегодно бросаются судами за решетку. Украинские служители Фемиды почему-то упорно не хотят использовать более гуманный подход. Хотя тот же домашний арест применяется во многих странах мира. Например, в России домашний арест как мера пресечения существовал еще со времен Устава уголовного судопроизводства 1864 года. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 года также предусматривал домашний арест, который тогда достаточно широко применялся. Однако из УПК РСФСР 1960 года данная мера пресечения была исключена. А в 2002 году ее вновь закрепила 107 статья УПК РФ.
Основное ограничение, связанное с применением данной меры пресечения, заключается в том, что обвиняемый и подозреваемый не свободен в передвижении. То есть он не вправе покидать место своего постоянного или временного проживания (квартиру, дом, дачу и т.д.). А вот ограничения по запрету общаться с определенным кругом лиц, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи являются сопутствующими могут применяться в отношении лица, которому избрана эта мера пресечения, а могут и нет. Возможность применения домашнего ареста предусмотрена, когда в полной изоляция лица нет необходимости, а также с учетом его возраста, состояния здоровья, семейного положения и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Новым проектом УПК предлагается ввести домашние аресты сроком до двух месяцев и электронные браслеты для слежения за подозреваемыми. Подобные устройства давно и широко используют в Европе и в Америке. Так, в Великобритании подсудимые обязаны не только носить на теле электронный датчик, но и звонить в компанию, установившую этот датчик, пять раз в день. Им запрещено пользоваться компьютером и мобильным телефоном. Некоторых особо опасных арестантов за пределами домашних стен сопровождают полицейские, которые имеют право беспрепятственно входить в их дом.
Правоохранительные органы США еще более широко применяют электронное наблюдение за преступниками. Приговоренные к небольшим срокам имеют право попросить у судьи заменить им тюремное заключение на домашний арест с ношением специальных GPS-браслетов.
Вряд ли украинские власти решаться на подобное, но хорошо уже и то, что согласно проекту, срок содержания под стражей во время следствия будет ограничен 6 месяцами для людей, обвиняемых в нетяжких преступлениях, и 12 месяцами – для обвиняемых в тяжких преступлениях.
Оценивая кодекс, европейские эксперты отметили, что он улучшит ситуацию с соблюдением прав человека в Украине. А пока мы, к сожалению, занимаем третью позицию в рейтинге стран, которые остаются рекордсменами по числу решений, принятых против них Европейским судом по правам человека. Такие решения чаще всего связаны со статьями «Право на справедливый суд», «Право на свободу и личную неприкосновенность», «Запрещение пыток», а на их исполнение уходят очень существенные суммы из государственной казны. Государство вынуждено оплачивать в виде компенсаций то, что не смогли или не захотели квалифицировано отработать следователи и прокуроры, и на что в родном Отечестве закрыли глаза служители Фемиды.
По материалам mair.in.ua