Суд открыт — для воров. Бандиты же свои дела в суде «закрыли»

628

Похищение уголовных дел из Ужгородского горрайонного суда — одна из наиболее горячих тем, которую уже два месяца обсуждают в кабинетах силовых структур Закарпатья. Поражает не только дерзость воров (такие кражи — дело до этого в области неслыханное), но и изобретательность, с которой они сами представили факт преступления правоохранительным органам.

Несмотря на резонансность события, никаких сведений о нем пока никто не сделал достоянием гласности. И заинтересованные стороны делятся информацией с большой неохотой. В самом суде ZN.UA в каких-либо комментариях отказали, представители силовых структур уклоняются даже от неофициальных разговоров без диктофона, потерпевшие в делах сами толком ничего не знают.

После неоднократных обращений и напоминаний ограниченную информацию газете предоставила лишь прокуратура Закарпатской области. Опираясь на эти данные, а также на другие сведения, полученные из достоверных источников неофициально, корреспонденту ZN.UA удалось установить общую картину преступ­ления.

Похищенные три дела (общим количеством 12 томов) находились на рассмотрении судьи Ужгородского горрайонного суда Алексея Лемиша. Точную дату кражи установить пока не удалось. Известно только, что произошла она, когда судья находился в отпуске, — с 16 июня по 3 августа этого года. Согласно внутренним инструкциям, судья на период отпуска должен отправить свои дела через канцелярию в специальное помещение. Однако за соблюдением правил делопроизводства никто особо не следит, тем более что специальные помещения для хранения дел оборудованы далеко не во всех судах. Поэтому уголовные дела остались в кабинете А.Ле­миша — в шкафу и сейфе, который, к тому же, даже не закрывался на ключ.

Помещение суда охраняет подразделение УМВД «Грифон». В рабочее время охранники конт­ролируют поток людей, проходящих в суд, полномочий проверять сумки или чемоданы у них нет. Ночью помещение также охраняется, впрочем для профессионала похитить дела особых трудностей не составляет: охрана находится внизу на проходной, кабинеты судей сигнализацией не оборудованы, замки в дверях обычные (кстати, никаких повреждений на них не обнаружили).

Не исключено, что воры незаметно остались в суде на ночь, открыли дверь отмычкой, а похищенные дела осторожно спустили наружу через окно кабинета А.Лемиша, который находится на пятом этаже. Впрочем, эти детали уже не имеют сущест­венного значения. Намного интереснее то, каким образом стало известно о похищении дел.

Оказалось, воры сами сообщили об этом, причем оригинальным способом — одно из похищенных дел (однотомник) отправили по почте в Высший совет юстиции (ВСЮ) с запиской: посмотрите, что творится в Ужгородском горрайонном суде. ВСЮ обратилась в Генпрокуратуру и прокуратуру Закарпатской области, сразу инициировавшую «инвентаризацию» в Ужгородском суде. Только тогда и выяснилось, что у А.Лемиша исчезли еще два дела. Одно состоит из двух томов, другое — из девяти. Все тома украдены целиком. Воры знали, за чем шли и где искать — ведь дела находились не в одном мес­те: восемь томов из девятитомника лежали в сейфе, а один — в шкафу секретаря.

Сразу после проверки прокуратура области возбудила уголовное дело по факту похищения особо важных документов (ч. 2 ст. 357 Уголовного кодекса Украины). Рассле­дование находится на контроле у Генпрокурора. Теоретически ВСЮ также должен был бы отреагировать на это экстраординарное событие, создав по крайней мере какую-то комиссию, однако пока что ничего этого нет.

Что же это за дела, ради которых воры отважились на такую дерзкую кражу?

Первое (однотомник) — возбуждено по ч. 2 ст. 186 Уголовного кодекса (грабеж). Банальное преступление, подсудимый по которому, кстати, скрывается от правосудия и объявлен в розыск. Никакой выгоды от кражи он не получил, ведь уголовное дело, хотя и таким оригинальным образом, но все-таки вернули целым и неповрежденным. Очевид­но, что с помощью однотомника воры хотели «засветить» кражу других дел на случай, если в суде этот факт как-то попытались бы замять. И своей цели они достигли.

Второе дело (двухтомник) возбуждено по ч. 4 ст. 296 Уголовного кодекса (хулиганст­во с применением оружия) и ч. 1 ст. 122 (умышленное средней тяжести телесное повреждение). Об этом резонансном преступлении сообщали все областные и немало общеукраинских СМИ: в августе 2009 г. футболис­тов, вместе с семьями возвращавшихся с матча на первенство Ужгородс­кого района, на трассе заблокировали несколько машин с «группой поддержки» команды-соперницы.

Хулиганы на глазах женщин и детей жестоко избили футболистов битами. В деле семеро потерпевших и трое подсудимых. Среди подсудимых — ранее судимый экс-депутат сельсовета, а также владелец одного из ужгородских ночных клубов. Свою вину они не признают. Уго­ловное дело продолжительное время лежало без рассмотрения, по этому поводу даже была жалоба в Высший совет юстиции. Как сообщил ZN.UA один из потерпевших, пос­леднее судебное заседание состоялось более двух месяцев назад, и с тех пор никто никого никуда не вызывал. О похищении дела пострадавший узнал от журналиста.

Наконец третье, самое серьез­ное дело (девятитомник), возбуждено по ст. 365 Уголовного кодекса (превышение власти или служебных полномочий) относительно действующих работников милиции. Под­суди­мых трое — сотрудник УБОП и двое сотрудников отдела по борьбе с торговлей людьми УМВД в Закар­патской области. Один из них в свое время был задействован в охране известного «ужгородского киевлянина», имеющего отношение к Конституционному суду Украины.

В деле два эпизода: в 2006 г. милиционеры после ссоры садистски избили битами охранника дискотеки (кстати, бывшего милиционера). А в 2007 г. в Перечинском районе поиздевались над местным жителем — парня сначала жестоко побили, потом отвезли в лес, где пытали, приставляли к голове пистолет, угрожая расстрелом, словом, «развлекались», как это умеют настоящие милиционеры. Следствие проводила прокуратура области.

После возбуждения уголовного дела правоохранителей арестовали и отстранили от работы, однако со временем суд отменил эти постановления, и подозреваемые (а затем и подсудимые) вернулись к исполнению своих полномочий. Интересный факт: еще на начальной стадии расследования в деле оказался замешанным судья А.Лемиш. Родст­венник одного из арестованных милиционеров — помощник судьи Лемиша — пытался повлиять на следствие, козыряя своим удостоверением. Закон­чилось это тем, что относительно помощника судьи составили протокол о коррупции, и он вынужден был распрощаться со своей должностью.

Уголовное дело находится в суде уже три года — с октября 2008 г. На протяжении последнего года судья лишь рассматривал ходатайство, не приступая к рассмотрению по сути. Подсу­димые свою вину не приз­нают.

Что означает исчезновение дел в процессуальном смысле — сразу и не скажешь. Таких прецедентов в Закарпатье еще не было. Восстановить уголовные дела (которые, вероятнее всего, уже уничтожены) чрезвычайно трудно. Не исключено, что придется начинать следствие сначала. Понятно одно: теперь потерпевшие и подсудимые в двух делах будут ожидать справедливого приговора очень и очень долго.

В самом суде исчезновение уголовных дел не комментируют. Алексей Лемиш, с которым связалось ZN.UA, посоветовал обратиться к председателю суда Вячеславу Домницкому. Тот в свою очередь сообщил, что находится в отпуске, и направил к исполняющему обязанности председателя Ужгородского горрайон­ного суда Игорю Се­мераку. Ко­торый от комментариев отказался.

Похищение дел произошло в «неудачное» для В.Домницкого время — полномочия его как председателя суда как раз закончились, а обстоятельства прес­туп­ления (ненадлежащее хранение дел, годами лежащих без движения, жалобы во ВСЮ, похищение, ставшее известным лишь благодаря самим преступникам и т.п.) являются яркой иллюстрацией «порядка», который царит в Ужгородском горрайонном суде.

По материалам cripo.com.ua