Блокировка счетов уклонистов, мобилизация коррупционеров и ДТПшников, призыв осуждённых, — интервью главы Минюста Малюськи
Мобилизация в Украине продолжается, и в нашу армию стоит отправлять осужденных коррупционеров и людей, которые осуждены за совершение ДТП.
Министр юстиции Денис Малюська во время интервью «РБК-Украина» сказал, что, по его мнению, «коррупционеров… можно совершенно спокойно отправлять воевать». Чиновник подчеркнул, что у любителей неправомерной выгоды довольно своеобразный патриотизм, и «они жадные».
«…У нас страна десятилетиями культивировала коррупцию… Безусловно, это надо искоренять, но я не понимаю почему коррупционеров, как и других, нельзя отправлять на войну. Надо», — заявил глава Минюста.
По мнению Малюськи, нет также никакой опасности для общества, если на войну также будут отправлены ДТПшники. «…Если кто-то едет на желтый свет и ничего не случилось, ему за это будет максимум штраф. А если кто-то едет на желтый и ему не повезло, едет машина со стороны, врезается и наносит вред другим — получит приговор и судимость. Соответственно, часто разница невелика между тем нарушителем ПДД, кто сидит в тюрьме по приговору суда, и тем, кто не сидит, а ограничился штрафом…», — добавил чиновник.
Малюська также высказался о нормах проекта о мобилизации, в частности об ограничении уклонистов в пользовании их счетами или в операциях с имуществом.
«Я бы не говорил о том, что какие-то нормы законопроекта однозначно неконституционны. Нет решения Конституционного суда по подобным делам или по подобным вопросам. И практики ЕСПЧ так же. В период военного положения множество прав и свобод граждан могут быть ограничены. Другое дело, что такое ограничение должно быть обоснованным, и это очень сенситивный и тонкий вопрос оценки, насколько соблюден баланс между общественным интересом и радикальностью в ограниченных правах», — сказал он РБК-Украина.
По его словам, каждое конкретное положение законопроекта подлежит тщательной взвешенной оценке.
«Прямого и однозначного нарушения Конституции я там не вижу. Это не значит, что его там вообще нет. Это означает, что в большинстве случаев те положения, которые, скажем так, вызывают негодование, их следует оценивать с точки зрения баланса интересов. Но не более того. Там нет чего-либо, что бы прямо нарушало Конституцию», — сказал министр.
Он ответил на вопрос, можно ли будет блокировать счета и ограничивать какие-то операции с недвижимостью.
«Сложно сказать. Законопроект, который разрабатывался Министерством обороны по специальной процедуре, он не поступал к нам для тщательного анализа, то есть правового заключения наш не получил. Нам точно нужно принимать действенные меры, чтобы исключить уклонение от выполнения воинского долга, с одной стороны. С другой стороны, налагаемые ограничения должны иметь определенное логическое обоснование. Блокировка счетов в банке – это самое сенситивное. Я убежден, что при определенных условиях такую блокировку можно было допускать, она была бы конституционной. Есть ли эти условия в конкретно нашей ситуации, в нашем законопроекте? Удерживаюсь от комментария. Оценим, если будет обращение», — добавил Малюська.
Министерство юстиции имеет отдельную позицию по мобилизации осужденных — за отдельные категории преступлений отправлять на фронт нельзя. Она действительно уравновешена и сбалансирована.
«Есть моя личная позиция, которая, я думаю, не будет поддержана народными депутатами, поэтому мы ее не транслируем. Мне кажется, что в условиях сложной войны, в которой мы находимся, нужно предоставить право военным, военной разведке выбирать всех, любого, кого они хотят. Но эта позиция, к сожалению, вряд ли имеет перспективы поддержки в парламенте, поэтому мы ее не транслируем как официальную позицию министерства», — отметил Малюська.
Министр добавил, что ему эти процессы не напоминают то, что делала ЧВК «Вагнер». Сами завербованные в колониях «вагнеровцы» рассказывали, что отношение к ним в РФ было радикальным и очень жестким, с нарушением прав человека. Украина не хочет, чтобы люди из тюрем становились «мясом» без прав и обеспечения.
«Мы как раз говорим о том, чтобы уравнять их с другими. Потому что у нас дошло до того, что, по слухам, отдельные лица, чтобы уклониться от мобилизации, совершали мелкое нарушение с тем, чтобы получить судимость. Они не попадали в тюрьму, потому что нарушение мелкое, но при этом получали, по сути, иммунитет от мобилизации на несколько лет. Для кого-то репутационные потери — это не особая проблема и это дешевле, чем платить взятки за выезд за границу или для оформления инвалидности», — отметил Малюська.
На вопрос, должны ли мобилизованные осужденные продолжать отбывать наказание, когда вернутся с фронта, министр ответил, что нужен предварительный отбор.
«Оптимальным было бы зачисление службы в определенных пропорциях к отбытому наказанию. Хорошее выполнение своих обязанностей как военного и определенные достижения — это вполне должен был бы быть фактор для того, чтобы суд или сокращал, или освобождал от отбывания наказания, даже если сроки еще не исчерпались. То есть это возможный шанс заключенным показать, что они ресоциализировались, они являются безопасными, они на одной стороне со всеми нами, они воюют», — отметил он.