В 2024 или 2025? Когда следует ожидать следующее контрнаступление ВСУ
По информации западных СМИ, на фоне неудачного летнего контрнаступления и проблем с поставками западного оружия Украина вынуждена перейти к обороне, чтобы остановить дальнейшее продвижение российского агрессора. По их мнению, если все сложится хорошо, Украина сможет снова наступать только весной 2025 года. Но для этого, отмечают журналисты, нужно чтобы Киев и союзники смогли преодолеть текущие трудности и продолжить обеспечивать войска. В то же время украинские эксперты считают, что реальное контрнаступление ВСУ начнется только после того, как украинская армия от партнеров получит достаточное количество самолетов. Они также согласны с тем, что 2024 год станет для Украины определяющим в контексте перспектив и побед. По их мнению, может появиться новая военная стратегия, союзники предоставят высокотехнологичное оружие и возродится отечественный ВПК. Также часть экспертов добавляют, что делать какие-либо прогнозы по войне сейчас крайне сложно, ведь никто не знает, в какую сторону повернется Запад. Союзники могут как предложить Украине переговоры, так и снабдить ее всем необходимым для победы. Как бы там ни было, но Киев все же готовит новые бригады для контрнаступления, сообщил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. Он добавил, что любая пауза на фронте сейчас даст России шанс перегруппироваться и подготовиться к новым военным действиям.
Украинские военные пошли в большое наступление и смогли освободить практически сразу большой участок оккупированной земли в Харьковской и Херсонской областях, поэтому все думали, что после этого рывка вскоре будет победа и война прекратиться, заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов. Он признал, что прогнозы были чересчур оптимистичны и с наступлением зимы контрнаступление зашло в тупик. Все дело было в том, что у россиян было превосходство в воздухе. По его словам, украинские силы надеялись вернуть себе участки территории, завоеванные Россией во время вторжения в феврале 2022 года, а также перерезать российские линии снабжения в Крым. Но из-за отсутствия превосходства в воздухе и мощной российской обороны наши усилия, похоже, зашли в тупик с наступлением зимы, подчеркнул секретарь СНБО. Впрочем, он добавил, что Украина продолжит борьбу и надеется на получение новых пакетов западной помощи, которые помогут приблизить победу.
В свою очередь издание Washington Post, отмечает, что официальные лица США и Украины резко расходились во мнениях по поводу стратегии, тактики и сроков контрнаступления. Пентагон якобы хотел, чтобы наступление началось в середине апреля, чтобы помешать ВС РФ укрепить позиции. Американские военные чиновники настаивали, чтобы Украина сконцентрировала силы вдоль южного направления, и были уверены, что механизированная лобовая атака российских позиций возможна с теми войсками и вооружением, которые есть. Но, отмечает издание, Киев в свою очередь не соглашался идти в бой без дополнительного вооружения и подготовки и считал, что войска должны атаковать в трех разных точках фронта. Журналисты подчеркнули, что Вашингтон просчитался, в какой степени украинские силы могут быть преобразованы в боевую силу западного образца за короткий период. В то же время, по их мнению, многие в Украине и на Западе недооценили способность России оправиться от катастроф на поле боя и использовать свои многолетние сильные стороны: живую силу, мины и готовность жертвовать жизнями в масштабах, которые могут себе позволить лишь немногие другие страны.
В свою очередь бывший директор ЦРУ Дэвид Петреус считает, что Украина не смогла достичь того прорыва, на который все надеялись во время начавшегося летом контрнаступления. По его словам, это произошло, поскольку Запад задерживал поставки военной техники, в том числе кассетных боеприпасов и ракет дальнего радиуса действия. Хотя в США считают, что во время летнего контрнаступления Вооруженные силы Украины добились значительных результатов. По словам официального представителя Госдепартамента США Дэниела Сайзека, Украина вернула себе территорию и открыла морские пути, и это значительное достижение. Он отметил, что между правительствами США и Украины продолжаются постоянные контакты. В частности, по ситуации на фронте.
В то же время военный эксперт Олег Жданов считает, что есть три главные причины, почему контрнаступления не достигло ожидаемых результатов — недостаточное количество оружия, полное отсутствие авиации, растягивание сил по всей линии фронта. Тем не менее, по его словам, если би ВСУ пошли в лобовую атаку, как советовали американцы, то это был бы «мясной штурм» и хорошо, что главнокомандующий Валерий Залужный не согласился на это.
При этом, как считает капитан первого ранга запаса ВМС Украины Андрей Рыженко, предложение американских партнеров сконцентрировать силы на одном направлении — могло сыграть в пользу украинского контрнаступления. Кроме того, он добавил, что начало контрнаступления долго откладывали, что дало возможность ВС РФ подготовиться.
При этом, как пишет издание The Wall Street Journal, на фоне неудачного контрнаступления и проблем с поставками западного оружия Украина вынуждена перейти к обороне, чтобы остановить дальнейшее продвижение российского агрессора. Если все сложится хорошо, Украина сможет снова наступать только весной 2025 года, считают журналисты.
Издание описывает крайне сложную геополитическую ситуацию, в которой оказалась Украина. Сейчас сложились несколько негативных факторов — неудача летнего контрнаступления, на которое были большие надежды, вероятная остановка американской помощи из-за внутриполитических распрей в Конгрессе США, неспособность ЕС обеспечить совместными усилиями достаточную военную поддержку Украины и заметный переход российской экономики на военные рельсы. При этом, подчеркивают журналисты, Россия не демонстрирует никаких признаков отказа от своей первоначальной военной цели – захвата страны.
The Wall Street Journal обращает внимание на недавнее заявление президента Владимира Зеленского, который анонсировал строительство оборонительных укреплений вдоль фронта. По мнению авторов публикации, это является свидетельством перехода войны в новую фазу. Если в начале полномасштабной войны ВСУ прибегли к тактике маневренной обороны, то сейчас снова возвращается тактика окопной войны, которая была на Донбассе после 2014 года. По мнению журналистов, если Украина и ее союзники смогут преодолеть текущие трудности и продолжить обеспечивать войска, западные стратеги считают лучшим сценарием, что следующий год станет годом восстановления украинской армии. Другая надежда состоит в том, что Россия потеряет много сил в попытках сломать украинскую оборону. В конце концов это должно означать, что весной 2025 года Украина снова будет иметь потенциал для наступления – если переживет 2024 год.
В то же время военный эксперт Роман Свитан считает, что реальное контрнаступление ВСУ начнется только после того, как украинская армия от партнеров получит достаточное количество самолетов. По его словам, необходимо три-четыре бригады — это около 120-160 самолетов. Только тогда можно планировать какую-то наступательную операцию, говорит Свитан и добавляет, что именно так воюют в этом тысячелетии: сначала работает авиация, а потом уже начинает выполнять задачи пехота. Наземная операция проводится уже в режиме зачистки, а не штурмов, подчеркнул эксперт. То есть, добавляет он следующий этап наступления украинских воинов будет только весной, после получения самолетов.
При этом, как считает бывший руководитель Службы внешней разведки, генерал армии Украины Николай Маломуж, 2024 год станет для Украины определяющим в контексте перспектив и побед. По его мнению, может появиться новая военная стратегия, союзники предоставят высокотехнологичное оружие и возродится наш ВПК. Он говорит, что новая стратегия войны будет предусматривать не штурм зубов дракона и минных полей, а уже другие стандарты — комплексные операции, во время которых будут наноситься мощные удары на 300 километров, например, ракетами Storm Shadow / SCALP-EG и другим дальнобойным вооружением. РСЗО HIMARS и M270 MLRS с дальностью ударов около 80 километров будут работать по среднему тылу, а на расстоянии от нуля до 40-50 км будут действовать ракетные и минометные системы, которые в отдельных секторах могут сносить все на своем пути, считает Маломуж. По его словам, в 2024 году можно будет внедрять поэтапные стратегические удары, сначала используя отвлекающие меры, а после этого реализовывать основные операции с осуществлением высадок десанта сил специальных операций. В этом случае, подчеркивает эксперт, в 2024 году ВСУ должны выйти на освобождение своих территорий — юга и востока. При этом минимальная задача — достичь позиции для мощного мирного процесса, объединить страны, заставить главу Кремля Владимира Путина по меньшей мере отойти с захваченных территорий и сформировать стабильную модель мирового порядка.
В свою очередь Жанов подчеркивает, что сейчас преимущество на стороне ВС РФ. Перед западными партнерами Киева, говорит он, стоят непростые вопросы. Как действовать дальше, если президент Украины готов сражаться до выхода на границы 1991 году, а президент РФ уверен, что сможет переждать непостоянный Запад и поглотить украинскую территорию. По его словам, пока непонятно, в какую сторону повернется Запад – он может предложить Украине переговоры и выйти на условный «Минск-3», а может наоборот предоставить Киеву все необходимое для победы оружие.
Как бы там ни было, но по словам министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, Киев сейчас готовит бригады для нового контрнаступления и оборонительных операций. Министр также заявил, что любая пауза на фронте сейчас даст России шанс перегруппироваться и подготовиться к новым военным действиям.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org