Покушение на Шефира: Найдут ли заказчика и исполнителей преступления?

898

Правоохранители вряд ли смогут расследовать покушение на первого помощника президента Владимира Зеленского Сергея Шефира по горячим следам, поскольку работали профессионалы, заявила генпрокурор Ирина Венедиктова. О том, что покушение было хорошо спланированной операцией, а не инсценировкой, говорит и директор департамента коммуникации МВД Артем Шевченко. Также он рассказал о боеприпасах, которые были использованы при покушении. По его словам, в них использованы гильзы венгерского производства, а сам патрон, очевидно, собирался в Германии. Также Шевченко добавил, что такие боеприпасы в Украине не часто встречаются. В свою очередь журналист Юрий Бутусов со ссылкой на экспертов отмечает, что в Венгрии каждая гильза была промаркирована для определения патрона как спортивного. В Украине было ввезено ограниченное количество таких боеприпасов, продавали их в спортивном магазине, поэтому, теоретически можно вычислить покупателя. При этом эксперты не слишком верят в то, что заказчиков покушения на Шефира найдут.

Генеральная прокурор Ирина Венедиктова предполагает, что расследовать по горячим следам покушение на убийство первого помощника президента Сергея Шефира не удастся, потому что по автомобилю стреляли профессионалы. По ее словам, речь идет о хорошо построенном покушение, и люди знали, что они делали. Поэтому так быстро раскрыть преступление не удастся, подчеркнула Венедиктова.

В свою очередь директор департамента коммуникаций МВД Артем Шевченко рассказал, что продолжается поиск улик. По его словам, в день покушения было найдено два десятка отстрелянных гильз, оставленные стрелком на месте преступления. Шевченко говорит, что речь идет о боеприпасах калибра 7х62 на 39 мм. По его словам, такие не часто встретишь в нашей стране, ведь гильзы в нем – производства Венгрии, но сам патрон – возможно, заново собирали в Германии. То есть, отмечает он, очевидно, что покупали старые венгерские патроны, меняли порох, заново маркировали как гражданский боеприпас, заново вставляли пулю. О них более подробно скажут эксперты, когда получат на исследования то, что получили врачи из тела водителя, возможно, найдут еще одну в пробитом колесе Ауди А8, сказал Шевченко. То есть, говорит он, подробная баллистическая экспертиза еще впереди, но уже сейчас очевидно, что боеприпасы избраны преступником простые и довольно дешевые. То есть это был хоть и не снайперский огонь, но и не инсценировка, заявил Шевченко.

По его словам, правоохранители установили местоположение стрелка в момент обстрела, а также допросили свидетелей – грибников, которые были недалеко от места происшествия, и пассажиров автомобиля, ехавшего за машиной Шефира. При этом он также отметил схожесть покушения на Шефира с убийством Амины Окуевой в 2017 году. По его словам, там киллер использовал также редкое для Украины оружие – армейский автомат фирмы «Чешская Збройовка».

В свою очередь мужа Окуевой Адам Осмаев говорит, что их машину, как и машину Шефира обстреляли из автомата 7.62.

К слову, журналист Юрий Бутусов ссылаясь на источники близкие к оружейному бизнесу, предоставил информацию о происхождении патронов киллера, которыми он вел огонь по машине Сергея Шефира. Они говорят, что речь идет о боеприпасах из партии патронов 7,62х39, ввезенных в Украину из Венгрии, где каждая гильза была промаркирована для определения патрона как спортивного. Клеймо SM — это Sport Munition, они поступили в продажу лет шесть назад в несуществующем сейчас магазине «Золотой фазан» во Львове. Эти патроны продавались как гражданские спортивные, с оговоркой что для использования только на полигоне, а не на охоте. Сами по себе патроны — не специальные, а обычные армейские с пулей ПС, производства ГДР. Венгры их купили, распаковали из армейской тары, промаркировали каждый патрон чтоб назвать спортивными (вероятно для обхода какого-то своего внутреннего правила оборота), после чего некий сноровистый коммерсант сумел ввезти их в Украину и сертифицировать к гражданскому обороту. Это продавалось в магазине под разрешение. Партия была ограничена, новых поставок, якобы не было. То есть, говорит Бутусов, есть показательная деталь — киллер использовал патроны, которые были в коммерческой продаже, происхождение которых, очевидно, как ему кажется, труднее идентифицировать. А патроны на самом деле могут быть интересной цепочкой, ведь количество их владельцев не так велико, и при обыске они могут навести на след, добавил журналист.

О еще одной детали рассказал бывший народный депутат Игорь Мосийчук. По его словам, машина Шефира, действительно, небронированная, но имеет усиленные броней кузов и двери, также было соответствующее стекло. Но, якобы накануне покушения шофер чинил машину и со своей стороны для удобства вытянул защитную пластину, никому об этом не сказав. Если бы пластина была на месте, то водитель бы при обстреле не пострадал.

В свою очередь политолог Александр Кочетков отмечает, что планировщики и исполнители преступления смогли изучить график жертвы, выбрать грамотное место для засады, довольно кучно положить почти два десятка в движущий объект и потом успешно скрыться. Но, говорит он, непонятно, почему пули в основном легли в водительскую дверь, и главное, почему для поражения пассажира была выбрана неправильная сторона дороги, с которой велась стрельба, ведь встречный поток машин в нужный момент мог просто перекрыть объект. Это явная ошибка планирования, считает политолог. С другой стороны, добавляет он, при имитации покушения никто не согласится, чтобы в его машину натурально стреляли очередью из автомата — риск сумасшедший. При этом эксперт не связывает покушение на Шефира ни с законом об олигархах, поскольку для них он не несет реальных угроз, ни с Россией, поскольку она «не предупреждает, а пытается убить». Такое предупреждение возможно в одном случае: если человек от своего имени (или от имени стоящих за ним лиц) принял на себя серьезные обязательства, взял за них предоплату в то или иной форме, а потом об обязательствах «забыл», в этом случае ему могут напомнить, считает Кочетков. В то же время он сомневается, что правоохранители найдут даже реальных исполнителей, не говоря уже о заказчиках этого преступления. Правда, по его словам, власти бездоказательно могут обвинить в заказе покушении Петра Порошенко или Игоря Коломойского.

В свою очередь политтехнолог Алексей Голобуцкий обратил внимание на слова президента Владимира Зеленского, который прокомментировал покушение на Шефира. В частности, он заявил, что не может сказать с уверенность, что организатора преступления найдут, но пообещал, что все сделает для того, чтобы его обнаружили.

Эксперт интересуется, может ли это заявление означать, что заказчика и исполнителей даже не собираются искать. По его словам, если покушение на Шефира – это следствие межфракционных, межгрупповых, внутрикварталовских разборок, то, действительно, команде президента категорически невыгодны реальные следственные действия и их результаты.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org