Глава Верховного суда не намерен уходить с должности и знает, что полномочий этого учреждения боятся

545

Глава Верховного суда Василий Онопенко уверяет, что не намерен подавать в отставку. "У меня нет сегодня оснований подавать в отставку, потому что Конституция, закон чётко предусматривает, когда я могу подать в отставку", - сообщил он в эфире телеканала ICTV.

Онопенко признал, что на него сейчас оказывается давление: "Мне трудно с точки зрения психологического давления".

- Онопенко хочет рассказать Януковичу о правосудии в Украине

"Нынешнее давление на меня и через мужа моей старшей дочери Лады Евгения Корнийчука (бывший первый заместитель министра юстиции), и через младшую дочь Ирину во многом объясняется личными мотивами", отметил он в интервью изданию "КоммерсантЪ Украина".

Онопенко предполагает, что в большей степени причина неурядиц Корнийчука заключается в личных неприязненных отношениях между ним и определенными должностными лицами, которые, судя по всему, решили выяснять отношения при помощи данной им власти.

Так, на упоминание о конфликте межу Корнийчуком (в его бытность первым заместителем министра юстиции), нынешним первым заместителем генпрокурора Ренатом Кузьминым и Портновым, и вопрос, может ли идти речь о мести, Онопенко сказал: "Да, о непростых отношениях между моим зятем и Кузьминым с Портновым много писали в прессе. Насколько я понимаю, были конфликты", - сказал он.

"Если вы помните, в 2009 году были и уголовные дела в отношении Корнийчука, возбужденные следователями Генпрокуратуры, которых курировал Кузьмин. Тогда в рабочем кабинете Корнийчука провели обыск. Сейчас уже в третий или в четвертый раз возбуждено уголовное дело – теперь уже лично Кузьминым", - отметил глава ВСУ.

Глава Верховного суда заявил, что не может признать, что уголовное дело, возбуждённое против его дочери, законно. "Что признать, что правильно возбуждено уголовное дело? За то, что она одолжила два года тому назад, в связи с тем, что занимались бизнесом, 252 тысячи гривен и не отдала, хотя должна была вернуть этот долг. Я не знал об этом. 31 января появился иск заинтересованного лица к дочери. Я и об этом узнал. С женой мы готовы были вернуть эти средства", - заявил он.

"Как известно, 31 января был подан иск в Печерский суд о судебном взыскании с моей дочери долга. И с точки зрения закона – это правильно: долги нужно отдавать. Безусловно, лучше обходиться без судов. И если бы я раньше узнал об этом долге, то сделал бы все, чтобы он был погашен вовремя. Но суд даже еще не приступил к рассмотрению этого гражданского дела, а Генеральная прокуратура на второй день все оценила как криминал. С правовой точки зрения все это, мягко говоря, странно", говорит глава Верховного Суда.

Онопенко рассказал о займе дочери: "Как удалось установить, в 2008 году она решила закупить в Италии детскую одежду для своего небольшого магазина. Кто ей посоветовал занять деньги у этого человека ( Валерия Ксензенко– ред.), не знаю. Возможно, ее бывший муж Владимир Котляров, с которым они развелись где-то пять лет назад и на тот момент уже жили порознь. Но, судя по всему, определенные отношения между ними сохранялись. И были какие-то договоренности о погашении за нее долга. Ирина находилась в твердой уверенности, что заем погашен. Кстати, на протяжении более двух лет никто не предъявлял ей претензий по этому поводу".

"Но 1 февраля возбуждается уголовное дело и делается обыск", - добавил Онопенко. По его словам, в ходе обыска правоохранительным органам "всё, что надо им показали, ничего не забрали". "Ничего там не нашли. И, кстати, работники правоохранительных органов передо мной извинялись, что они вынуждены были это делать", - уточнил глава Верховного суда.

Онопенко признал, что целью обыска в его доме была именно его дочь Ирина. "Но она к тому времени уже уехала, еще до того, как мы узнали, что есть уголовное дело. Видимо, интуиция", рассказал глава ВСУ. Но по поводу местонахождения дочери Онопенко от ответа уходит: "Она взрослая, самостоятельная женщина и сама решает, где ей быть. В том числе – с учетом того, что начало твориться вокруг нее".

Напомним, в начале февраля Генпрокуратура возбудила уголовное дело против дочери главы Верховного суда Василия Онопенко и ещё одного предпринимателя по подозрению в завладении мошенническим способом 300 тыс долларов (2,4 млн грн).

22 декабря 2010 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело против бывшего первого заместителя министра юстиции Евгения Корнийчука по подозрению в превышении служебных полномочий, которое привело к тяжёлым последствиям. Корнийчук до сих пор содержится в СИЗО.

Ему вменяют, что он, находясь на посту первого заместителя министра юстиции, подписал письмо, которым позволил проведение конкурса на юридическое обслуживание Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украина" у одного исполнителя. Корнийчук является зятем Василия Онопенко.

Недавно Онопенко официально заявил, что в отставку не уйдёт. "Моя позиция государственническая, поэтому в отставку я не собираюсь", - сказал он.

Онопенко хочет рассказать Януковичу о правосудии в Украине

Глава Верховного Суда Украины Василий Онопенко будет добиваться встречи с президентом Виктором Януковичем. "Я хочу встретиться с президентом. Я хочу его проинформировать о состоянии правосудия в стране после реформы; о том, о чем сегодня говорят не только в Украине, но и Европе", - заявил Онопенко, добавив, что инициировать такую встречу намерен в ближайшие дни.

Онопенко также напомнил, что президент – гарант соблюдения Конституции. "Он вправе в рамках своих полномочий спросить с соответствующих должностных лиц за соблюдение Конституции. Я знаю одно: высокопоставленные лица из Генпрокуратуры должны четко осознавать, что закон – это не топор, лежащий под скамьей, который можно достать и размахивать им налево и направо", - подчеркнул глава ВСУ.

Кроме того, Онопенко заявил, что его цель – не позволить приватизировать правосудие, дать возможность людям найти надежную защиту в суде, не допустить участия судов в различных противоправных схемах. "У меня есть позиция, есть видение решения проблем, есть предложения законодательного характера. В связи с этим есть влиятельные лица, в том числе и политики, которые не хотели бы видеть меня на посту главы суда, потому что мои принципиальность и неуступчивость мешают получить им полный контроль над судебной властью и определенную выгоду", считает он.

"Получить полный контроль над судебной системой можно, только получив полный контроль над Верховным судом. Для того, чтобы получить полный контроль над ВСУ, нужно избавиться от Онопенко. Ибо моя позиция принципиально расходится с их в кардинальных вопросах правосудия", заявляет глава ВСУ.

Кроме того, Онопенко отмечает, что Верховный Суд уже с большой натяжкой можно называть судебным органом. "Я считаю, что ВСУ является самым компетентным, объективным и независимым судом. Верховный суд в любой стране ставит последнюю точку. Только не в Украине – в результате реформы ВС лишили права принимать решения по сути, то есть права судить!", добавил он.

"Венецианская комиссия прямо сказала... И резолюция ПАСЕ, чтобы полномочия Верховного суда восстановили, и, очевидно, те, кто боятся восстановления полномочий Верховного суда боятся в перспективе вот этого положения", - заявил он.

На вопрос, справедливо ли говорить о том, что в Украине происходят политические репрессии, Онопенко сказал, что будь он политиком политиком – он бы достаточно четко ответил. "Но я должностное лицо судебной власти, и вы должны понимать, что в таком статусе ограничен определенными рамками закона".

Глава ВСУ видит, что сейчас и внутри страны, и со стороны международных организаций много говорится о существовании избирательного подхода в уголовном процессе. "Скажу откровенно: с каждым днем мне все труднее и труднее находить аргументы, чтобы опровергать такие утверждения", резюмировал он.

Ранее Онопенко выступил с жёсткой критикой сужения полномочий ВСУ в результате реформы судебной системы в Украине и передачи зданий суда Высшему специализированному суду по рассмотрению гражданских уголовных дел. Вместе с тем, он заявил, что будет "бороться за независимость судебной системы" после проведения судебной реформы.

"Выводы Венецианской комиссии относительно недопустимости уменьшения роли ВСУ дают основания полагать, что маргинализация Верховного суда произошла исключительно из-за персоны Онопенко, и как только его уберут (точнее - он подаст в добровольную отставку), значение ВСУ восстановится", - сказал после задержания Корнийчука политолог Тарас Березовец.

newsru.ua