Одни убытки: Как и куда утекают миллионы «Укрзалізниці»

901

Когда речь заходит о повышении качества пассажирских перевозок или обновлении подвижного состава – в «Укрзалізнице» заявляют об убыточности предприятия, обладающего монополией на железнодорожные перевозки. Этот же тезис – убыточность – рефреном звучит во время каждого явного или скрытого повышения тарифов на грузовые или пассажирские перевозки: свои управленческие промахи в компании предпочитают перекладывать на плечи бизнеса, который из-за отсутствия альтернативы вынужден пользоваться услугами УЗ, или обычных граждан, до сих пор по инерции предпочитающих поезда, и ездящих с советским «комфортом» по почти европейской цене.

«Не хватает» денег в УЗ не только на своих клиентов, но и на собственных работников. Так, недавно разгорелся громкий скандал вокруг срыва программы ПЦР-тестирования медиков 8 ведомственных железнодорожных больниц: во время эпидемии коронавируса защиту собственных врачей в УЗ считают мелочью, не стоящей внимания. Сами медики убеждены: эта ситуация является логическим продолжением политики недавно назначенной руководительницы Филиала «Центра охраны здоровья Натальи Белинской, которая, по их мнению, пытается разрушить систему ведомственной медицины УЗ, продав здания 8 железнодорожных больниц за бесценок.

Однако далеко не на всем в госкомпании экономят так же сильно, как на клиентах и сотрудниках. В «убыточной» УЗ находят возможность выплачивать членам наблюдательного совета общества космические зарплаты в сотни тысяч гривен. И легко спускают миллионы через коррупционные схемы при проведении закупок, пишет Обозреватель.

Куда исчезают деньги

По словам уже экс-председателя правления АО «Укрзалізниця» Евгения Кравцова, в 2019 году общество заключило почти 7,5 тыс. договоров на общую сумму 13,4 млн грн. И при проведении части тендеров были допущены настолько наглые нарушения,что они вызвали настоящую бурю в обществе и привлекли внимание правоохранительных органов.

Из свежего, только за июнь. Недавно Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура сообщили о подозрении должностным лицам АО «Укрзалізниця». Директора филиала Главного информационно-вычислительного центра УЗ, а также его бывшего заместителя подозревают в том, что, вступив в сговор с руководителем и бенефициаром двух частных предприятий, они попытались «наварить» 10 млн грн на организации сервиса по продаже электронных билетов на «Бориспольский экспресс». Сообщение об этом 10 июня появилось на официальной странице САП в Фейсбук и на официальном портале НАБУ.

Суть коррупционной схемы заключалась в следующем. Еще в 2018-м чиновники инициировали закупку нового программного обеспечения для организации системы продаж е-билетов, подделали документы, чтобы не выходить на открытые торги – и за 10,4 млн грн купили программное обеспечение, которое фактически дублирует уже существующий на сайте УЗ сервис по продаже билетов. При том, что компания, которая разрабатывала https://booking.uz.gov.ua, предлагала бесплатно добавить в него соответствующий сервис. К счастью, из-за начала досудебного расследования средства так и не были перечислены со счетов УЗ.

Участникам схемы инкриминируют совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 15 и ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины («незаконченное покушение на завладение денежными средствами АО «Укрзализныця» в особо крупном размере, совершенное должностными лицами государственной компании путем злоупотребления своим служебным положением по предварительному сговору группой лиц»).

А 11 июня уведомление о подозрении получил руководитель одного из центральных филиалов УЗ. Его подозревают в служебной халатности, которая повлекла за собой убытки в размере 850 млн грн. Подробности громкого дела обнародовали в Офисе генерального прокурора. Подозреваемый руководитель не обеспечил надлежащего оформления спецразрешений на проведение взрывных работ на гранитных карьерах. Поэтому в 2017-2018 годах было проведено 9 взрывов на Житомирщине и добыто свыше 340 тыс куб.м. горной массы. Это и спровоцировало ущерб для окружающей среды, который оценивается почти в миллиард гривен.

«Черные тендеры» УЗ

Но одной из важнейших статей расходов для УЗ всегда была закупка смазочных материалов. И эти тендеры пока внимания правоохранителей и антикоррупционных органов не привлекли. А зря: их проведение наталкивает на мысль – на УЗ активно используют старые добрые коррупционные схемы, которые за годы «убыточной» работы монополиста уже стали классикой.

Так, в скандал вылилось проведение во время карантина двух идентичных тендеров — UA-2019-12-19-000033-b и UA-2019-12-19-000033-a. Через эти процедуры УЗ планировала закупить горюче-смазочных материалов на общую сумму более 260 млн грн.

Сначала все шло вроде нормально. Заявки на участие в торгах подали сразу 7 компаний: ООО «Араз Ойл», ООО «Торум», ООО «Август Пром», ООО «КСМ Трейд», ООО «Научно-производственное предприятие «Хилл Корпорейшн Юкрейн», ООО «Корнет Холдинг», ООО «Мироил». То есть, казалось бы, выбирать УЗ было из кого.

Однако не тут-то было. Двух претендентов на участие — азербайджанскую компанию «Араз Ойл» и «Мироил», зарегистрированную в Бердянске — тендерный комитет УЗ отсеял сразу. Остальных к аукциону допустили – правда, всего на несколько часов: именно столько на сайте Прозоро напротив всех 5 претендентов числился статус «допущены к аукциону».

А дальше УЗ вдруг передумала – и отменила допуск для 3 компаний из 5 допущенных. За право поставлять горюче-смазочные материалы государственном монополисту остались соревноваться ООО «Хилл Корпорейшн Юкрейн» и ООО «Корнет Холдинг».

Такое «непостоянство» со стороны тендерного комитета УЗ заинтересовало журналистов. Копнув глубже, они установили: трех участников от участия в аукционе отстранили по надуманным причинам, тогда как тем, кого решили допустить, «простили» реальные нарушения.

Так, например, директор ООО «КСМ-Трейд» Алексей Буйницкий рассказывал журналистам : его компании в УЗ отказали под предлогом отсутствия нескольких страниц в предоставленных ТУ на продукцию. В компании считают отказ противоправным: вся информация о предмете закупки — масла ГТ-50 — была предоставлена, а недостающие страницы касаются продукции, которая не имеет никакого отношения к аукциону. Эти страницы в «КСМ-Трейд» решили изъять по просьбе завода-изготовителя, который запретил разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну. Чем не устроила УЗ остальная продукция, которую предлагал этот участник, по словам Буйницкого, тендерный комитет вообще никак не аргументировал.

Похожая история случилась и с другими двумя отстраненными претендентами на участие в тендере.

При этом, увидев «соринку в глазу» у трех отстраненных компаний, тендерный комитет не заметил «бревна» у тех, кто впоследствии выиграл тендеры. Так, например, казахская компания «Хилл Корпорейшн Юкрейн» предоставила декларации соответствия на предлагаемую продукцию, не соответствующие нормам ГСТУ. Это – грубое нарушение действующего законодательства, которое однозначно должно было привести к отказу в участии в тендере. Однако этого не случилось – компания не только была допущена к участию в аукционе, но и выиграла один из тендеров на сумму более 100 млн.

Еще больше нарушений допустил второй фаворит торгов – компания «Корнет Холдинг». Ее декларации тоже не соответствуют требованиям ГСТУ, а вдобавок в составе предложений участник предоставил техническое задание, которое не было согласовано и не соответствует требованиям, установленным в тендерной документации. Но это не послужило основанием для отстранения этого участника. Более того: именно эта компания была определена победителем по второй закупке.

В дополнение ко всему, именно эти компании предлагали самые высокие цены. По оценкам того же Буйницкого, только на этих тендерах государство потеряет более 100 млн грн.

Возмущенные отстраненные участники обратились в суд – и 25 мая, согласно Единому реестру судебных решений, Хозяйственный суд Киева своим постановлением запретил проведение закупок. Несмотря на это уже 28 мая тендерный комитет назвал победителей аукциона – «Хилл Корпорейшн Юкрейн» и «Корнет Холдинг» «разделили» между собой тендеры. При этом, скорость проведения тендеров и отсутствие хотя бы номинальных попыток побороться за победу между участниками наталкивают на мысль: аукцион проводился для создания видимости конкуренции и должен был выступить ширмой для давно достигнутых договоренностей.

Противоправно отстраненные участники обращались за защитой также в Антимонопольный комитет Украины – но тщетно: их жалобы в АМКУ отклонили. В ГБР, куда также представители этих компаний писали заявления, их переадресовали в НАБУ. Однако в главном антикоррупционном органе никаких нарушений в действиях УЗ не заметили – и жалобу даже регистрировать не стали.

Представители УЗ обжаловали решение суда первой инстанции в Окружном административном суде Киева до 19 июня. Заседание, по данным СМИ, произошло в пятницу, решение в пользу УЗ было принято уже после завершения рабочего дня, но как только оно было принято – УЗ в срочном порядке заключила договор с «Корнет Холдингом».

Впрочем, самые интересные моменты всплыли после того, как разбираться в тендерных хитросплетениях на УЗ взялись журналисты. В частности, корреспонденты «Стоп коррупции» попытались узнать больше о компании «Корнет Холдинг» — и выяснили: у компании нет сайта, по юридическому адресу фирмы расположены совсем другие объекты, а основатели компании – учитель физкультуры Ивано-Франковского колледжа физического воспитания Юрий Пожар и бывший путевой мастер УЗ Святослав Пилипюк — живут в другом городе.

И их компания якобы фигурирует сразу в 16 судебных делах.

Интересную информацию раскопали журналисты и еще об одном новом фаворите УЗ – НПП «Хилл Корпорейшн Юкрейн». В открытых источниках указано, что конечным бенефициаром этой фирмы является казахский бизнесмен Дулат Кожамжаров, вероятно имеющий родственные связи с казахскими властями. Другая его компания — производитель масел ТОО «High Industrial Lubricants & Liquids Corporation (HILL)» — работает на российском сырье. Поэтому не исключено, что косвенно УЗ в какой-то мере может финансировать государство-агрессора.

За последние три года НПП «Хилл Корпорейшн Юкрейн» фигурировала, по данным СМИ, в двух уголовных производствах.

Кроме того, журналисты также обнаружили, что в настоящее время к проведению тендерных закупок УЗ имеет отношение фигурант «дела Свинарчуков» Юрий Шиганов. Согласно резонансному расследованию Дениса Бигуса о коррупции в оборонной отрасли, господин Шиганов может быть причастен к проведению фиктивных конкурсов между связанными фирмами, которые поставляли контрабандную продукцию по завышенным ценам на предприятия «Укроборонпрома». В частности, на аудиозаписях, обнародованных журналистами, фигурирует человек с голосом, похожим на голос Шиганова, который отвечал за тендеры на Житомирском бронетанковом заводе. Из-за этого господина Шиганова подозревали в нанесении государству ущерба в размере 250 млн гривен.

Следствие по этому делу продолжается. Несмотря на это, с марта 2020 года господин Шиганов трудится в должности заместителя директора филиала «Центр обеспечения производства», через который сейчас проходят все тендеры «Укрзализниці». И описанные закупки горюче-смазочных материалов на четверть миллиарда гривен – далеко не единственный странный тендер, проведенный при Шиганове. Так что закупки по заведомо завышенным ценам, противоправное отстранение части участников аукционов, тендеры, которые выглядят прописанными специально под «нужных» участников и дискриминация всех остальных – в УЗ сейчас фиксируются довольно часто.

Удивляет позиция и.о. председателя правления УЗ Ивана Юрика. Точнее, полное отсутствие позиции у человека, который должен нести персональную ответственность за сохранность древних коррупционных схем. Не слышно и о любых действиях в направлении обеспечения честной конкуренции при проведении тендеров УЗ и со стороны наблюдательного совета. Созданный как раз для предотвращения подобных историй и наведения наконец порядка в вечно «убыточном» акционерном обществе, он, по факту, стал всего лишь очередной дорогостоящей статьей расходов: ни адекватной реакции, ни действенных мер по пресечению хотя бы одной из резонансных коррупционных схем наблюдательный совет так до сих пор и не продемонстрировал.

При этом, все эти схемы, которые обходятся государству и УЗ в десятки миллионов гривен, очень вероятно, санкционированные на уровне топ-менеджмента компании.

Мы продолжим разбираться с коррупционными схемами в УЗ и назовем фамилии тех, кто непосредственно на них зарабатывает. Потому что считаем недопустимым, когда за чье-то желание жить на широкую ногу должно платить государство в целом и каждый его гражданин в частности.