Почему врачи экономят тесты на коронавирус

629

Почему в Украине делается так мало тестов на Covid-19? Почему государство не закупает тесты для проведения анализа методом ПЦР, который покажет результат на второй день после заражения? Какой наш план и имеем ли мы план? Что вообще происходит в Министерстве здравоохранения? В условиях вспышки возникает множество вопросов, отвечать на которые уполномоченный орган, кажется, не собирается.
Изданию LB.ua удалось записать интервью с сотрудником одной из ключевых институтов, непосредственно участвует в борьбе со вспышкой коронавируса. Наш собеседник очень хорошо осведомлен о том, что происходит в этом направлении, хотя и не уполномочен давать комментарии прессе. Судя по его словам, страна приближается к катастрофе.

Вопрос, который сегодня всех беспокоит больше всего — почему Украина делает так мало тестов на коронавирус?

Первая причина — это устаревшие инструкции, кого тестировать.

Врачи руководствуются инструкцией, в которой прописано, какие случаи подпадают под подозрение на коронавирус. В этой инструкции изначально было написано, что если ты прибыл из Китая, то тогда мы тебя подозреваем. Ситуация очень быстро изменилась, но врачи продолжали пользоваться действующей нормативкой. И отказывали пациентам, не подпадали под случай.

Например, в частные клиники обращалось много иностранцев, которые хотели пройти тестирование в лабораториях Центра общественного здоровья затем отказывались брать эти образцы и обвиняли врачей частных клиник в гипердиагностици и желании заработать деньги.

Пока переформулировали определения случае, прошло очень много времени. Это одна причина, почему не тестировали. Врачи отговаривали людям из-за устаревших инструкции.

Вторая причина — на региональном уровне тестов ПЦР (тест на полимеразной цепной реакции, который проводится в лаборатории и позволяет достоверно определить наличие вируса в организме за 1-2 после инфицирования — LB.ua) было немного, некоторые регионы их вообще не было. Пока кто-то обратился, например, в Северодонецке с подозрением, пока его мазок доставили в Киев, пока его поставили в очередь, пока провели анализ. То есть, все было очень медленно. Но сейчас ситуация улучшилась, кроме центральной лаборатории работают еще все лабораторные центры в регионах. Сейчас будет большой всплеск новых диагностированных случаев.
Я говорила вчера с фондом «Вернись живым», они купили тесты ПЦР. Если волонтерский фонд может закупить тесты, то почему Минздрав не может?
Примерно месяц назад Минздрав выделил 28000000 гривен для лабцентрив, чтобы они купили ПЦР-тесты. Но была преграда — центры ждали, когда примут решение о новом порядке проведения закупок, чтобы можно было купить быстро. Сейчас это постановление принято, и центры смогут купить тесты.

Также Министерство здравоохранения некоторое время назад включило в план закупок и быстрые тесты, и ПЦР-тесты, и очень много всего — за счет средств, сэкономленные на счетах международных специализированных организаций. Но сама процедура технически заняла очень много времени. Никто не рассчитывал, что будет настолько долго — изменение постановлений, приказов, технического задания, переписывание соглашения. И все это происходило во время смены руководства правительства и Минздрава. Сейчас финальный документ — это дополнительное соглашение — на подписи у министра. Она у него была неделю назад, но до сих пор не подписано.

То есть МЗ мог начать закупку тестов еще в понедельник, но вместо того имеем ситуацию «танцевала, танцевала, но не поклонилась».

Но, я так понимаю, в ближайшее время закупки все же начнутся?

Да, но трудно сказать, когда и в каких объемах.

На сегодня, кому делают тесты? Тем, кто прилетел из-за границы и тем, кто имел контакт с больным?

Увы но нет. Сейчас ПЦР диагностика происходит только в том случае, если врач по специальной форме экстренным сообщение о случае подозрения на коронавирус.

Семейный врач?

По состоянию на сейчас, это любой врач, кроме врача скорой. Если к врачу первички обращается пациент, и врач подозревает коронавирус, он должен подать экстренное сообщение и забрать мазок для того, чтобы в дальнейшем этот мазок направить на диагностику ПЦР. Только в этом случае лабцентры — региональные или центральный — принимать мазки.

То есть, если в больнице человек просит сделать ей тест, а врач говорит «у нас нет тестов», то он просто не хочет делать такое экстренное сообщение?

Значит, по мнению врача этот пациент не подпадает под определение подозрения на коронавирус и его нужно тестировать.

Врачи экономят тесты. Боятся, что они нарушают приказ, и их потом обвинят в нерациональном использовании тестов.

Это все упирается в недостатки алгоритмов. Нет четко прописанной инструкции для врачей, они каждого больного с похожими симптомами расценивают как потенциального больного коронавирус. Нету, например, опросника на 10 вопросов, и если с ним 8 ответов «да» — то вы делаете тест.
Люди, которые имеют симптомы, похожие на симптомы коронавирусной инфекции, не имеют сейчас шансов получить тест в государственной больнице?

Если в Черновцах — то нет. Там зафиксирована кластерная передача, имеют тестировать. А если в Запорожье, например, то вряд ли.

Правда ли, что тест делают до 5-6 дней из-за того, что образец сначала тестируют гриппом и какие-то болезни?

Сначала так было. Сейчас алгоритм изменился. И снова изменится вскоре. Будут делать быстрый тест на грипп, а затем — диагностика covid19.

А алгоритм, когда делать экспресс-тест?

Также разрабатывается.

Какой прогноз по появлению новых алгоритмов тестирования на коронавирус? На каком этапе этот вопрос стопаеться?

Не то что стопаеться, просто никем не инициируется. В Минздраве нет понимания, которой глобальной стратегией страна руководствуется. Тестируем всех или тестируем контактных? Тестируем только подозрение или тестируем и контакты, и подозрение? Возможно, есть какое-то свое видение у главного санитарного врача Виктора Ляшко или у премьер-министра ШМЫГАЛЬ, или у президента. Но оно никак доносится до людей, которые в готовят эти приказы. Узнаем мнение руководства пресс-брифингов.

Завтра уже имеет финализировать приказ, наработали группа. Но, опять же, без учета видение главного санитарного врача или министра. Потому что никто, кроме них самих, не знает, какое у них видение.

У нас есть куча ситуационных штабов, куда никто не приходит с руководства, потому что у них на это нет времени. Поэтому люди, вовлеченные в эту работу, принимают решение ситуативно. Неравнодушные люди, профессионалы, не дожидаясь указаний и объяснений от руководства, на основе рекомендаций китайский врачей и ВОЗ прорабатывают с врачами алгоритмы и пытаются выдать лучший вариант, который бы мог работать.

Все происходит настолько медленно, потому что нет никаких четких указаний от руководства, что нужно делать. Нет такого, чтобы пришел главный санврач Виктор Ляшко или министр Илья Емец и сказал: «У нас стратегия такая, алгоритмы такие, работаем, прописываем». Или: «Ситуация изменилась, у нас есть кластерная передача, предыдущий приказ не действует, прописываем новый».

Мне кажется, это очень тревожная ситуация. Поскольку врачи не просто не делают тестов больным с симптомами, похожие на симптомы коронавируса. Они еще и не одевают защитные костюмы, когда идут на осмотр. Что будет, если все они заразятся сейчас, еще в самом начале вспышки?

Не знаю, что будет. Система ляжет, но, боюсь, она и так ляжет. Если у врачей нет понимания, случаи мы считаем подозрением на коронавирус, то как они себя могут защитить или обезопасить? Никак. Нет понимания, кого подозревать, нет понимания, кого тестировать, нет понимания, что делать.

Можно было бы хотя бы сказать им: «Врачи, кого-либо из ОРЗ расценивайте, как потенциального больного коронавирус, и употребляйте соответствующие меры безопасности». Но в Минздраве существует большая проблема с коммуникацией.

Вот как в истории со студентами. Была команда министра привлечь интернов к оказанию помощи больным коронавирусной инфекцией. Сначала хотели постановление делать, потом приказ, потом решили письма. Получился такой лист, интернов очной формы обучения переводим на заочную, и руководители структурных подразделений, если им потребуется, могут привлекать интернов и студентов к работе, но это не обязательно. Получается Ляшко на брифинг и говорит, что студентов привлекаем обязательно. А потом еще пост вышел на Фейсбуке Минздрава, у студентов выбора нету, все идут на коронавирус. То есть, министерство делает что-то свое, Ляшко — что-то свое, а комуникационные — то свое. Это параллельные процессы, которые не пересекаются.
Еще один очень важный вопрос — готовность больниц. Из регионов приходит информация, что готовность, о которой Скалецкая заявила в середине февраля, сильно преувеличена, это так?

Это была большая программная ошибка — позволили регионам самостоятельно определить две больницы, которые будут пациентов с коронавируса. Никто эти больницы не верификував. И мы жили с мыслью, что у нас 57 больниц, которые якобы готовы. Это было не так.

Когда провели верификацию (Национальная служба здоровья по своим договорам смогла посмотреть, соответствуют ли эти больницы заявленным критериям — наличие ИВЛ и т.д.), выяснилось, что из указанных 57 опорных больниц не готовы 15. А в остальном нет средства индивидуального защиты, сейчас пытаются сами себя обеспечить. Еще 100 больниц сейчас в процессе подготовки.

Кстати, Минздрав до сих пор не обнародовало перечень заведений, в регионах определены опорными для пациентов с коронавируса. Это не случайность — список до сих пор не готов.

Большая проблема, что нет никакого прогноза, как будет развиваться ситуация. То есть, возможно, такой прогноз есть где у Ляшко на столе или в Емца. Возможно, Шмыгаль. Но у членов ситуационных штабов, которые принимают многие решения, этого прогноза нет. Согласно сложно что-то планировать — сколько нужно ИВЛ и т.д.

Скажите, пожалуйста, когда у нас есть шансы выйти из карантина?

Не знаю. В апреле точно не выйдем, потому что мы еще только туда заходим. Май, июнь, июль — трудно сказать.

По материалам: cripo.com.ua