Сохранит ли новая Украина прежний курс на ЕС?

965

Перед новой украинской властью стоит масса вызовов и проблем, как оставленных в наследство Порошенко, так и возникаемых по ходу событий. Причем проблемы развернулись не только в самой Украине, но и в вопросах международных отношений. Среди наиболее актуальных можно отметить санкции против России, активизацию переговоров о Донбассе и Крыму, а также продолжение евроатлантической интеграции. Многие политологи считают, что не вся деятельность команды Зеленского будет радикально отличаться от деятельности Порошенко и не факт что по многим направлениям стоит ждать реального прорыва. Но, так или иначе, электорат на волне эйфории смены власти ожидает результатов как можно скорее.

Одним из важных заданий становится сохранение западной коалиции, поддерживающей Украину. Устойчивость этой коалиции в последнее время стала давать сбой, а ряд западных стран пытается делать шаги назад. В таких условиях крайне важно сохранить санкции против России при продолжении агрессивной политики, которую она проводит в Украине. Впрочем, это все же не такая простая задача, которой она была несколько лет назад. В ряде руководящих органов ЕС, особенно с учетом выборов в Европарламент, которые состоятся через месяц, может оказаться гораздо больше так называемых друзей Путина. Кроме того парламентская ассамблея Совета Европы все настойчивее продвигает идею по возврату российской делегации. Мотивы просты – нехватка денег. Кроме того, до начала 2020 года должен заработать Северный поток-2, ввиду чего Германия станет еще лояльнее к России. Однако у Украины весьма скромные возможности влиять на чужую политику. Похоже, одним из единственных вариантов является стремление не разочаровать союзников негативными шагами, которые на Западе могут расценить как враждебные или неуместные. Кроме того нынешней власти придется постараться чтобы обеспечить эффективную работу уже существующих дипломатических путей. А это площадки для переговоров в Нормандском формате и Минская контактная группа. Возможно, потребуется их переформатирование для более эффективной работы. У Украины не так много инструментов чтобы влиять и здесь, однако необходимо бороться, чтобы сделать эти переговоры постоянным дипломатическим клубом. К тому же, неплохо было бы учитывать и негативный опыт Женевских дискуссий, где делегации Грузии, Южной Осетии и Абхазии за 11 лет не пришли ни к каким выводам и смогли договориться лишь с мраморным клопом.

7 февраля нынешнего года парламент с подачи Порошенко принял законопроект о закреплении в Конституции курса Украины о вступлении в НАТО и ЕС. Это государственный стратегический курс, потому власть обязана обеспечивать его реализацию. Правительство должно внедрять это в жизнь, а президент – гарантировать реализацию этого пути. В случае если Зеленский возьмется за четкое соблюдение Конституции, то в ближайшие годы вопрос должен сдвинуться с места. Должны появиться вполне конкретные программы. При этом нужно делать так, чтобы все не выглядело имитацией. И гражданам Украины следует определиться, что из действий станет реальным выполнением условий по Евроинтеграции, а что просто популизм и разговоры.

Так для того чтобы интегрироваться в ЕС не просто на словах, а в виде конкретных шагов Украине следует получить статус потенциального кандидата на вступление в ЕС. На данный момент такой статус уже получили Черногория, Сербия, Албания, Северная Македония и Турция, еще две страны получили статус потенциального кандидата – Босния и Герцеговина и Косово, которое к тому же является лишь частично признанным. Украины в этом списке как видно не оказалось. Для того чтобы реально выполнять Конституцию ситуацию придется изменить и убедить ЕС в необходимости предоставления такого статуса. Впрочем, вполне очевидно, что решения украинских властней в этой случае явно недостаточно – потребуется, прежде всего, решение самого ЕС. А для этого Украине придется выполнять те условия, которые ЕС уже давно определил для нее. Среди основных условий является выполнения Соглашения об ассоциации. Согласно нему, каких либо гарантии вступления в ЕС не предоставляется, однако это то моральное условие, без которого ЕС продолжать разговор о евроинтеграции не будет. К тому же данное соглашение и так не слишком активно выполняется, в 2017г году – на 41%, в 2018 – на 52%. Лучше всего соглашение сработало в отношении предпринимательства, однако практически не затронуло вопросы образования, молодежной политики, транспортной инфраструктуры, почтовых и курьерских услуг, транспорта в целом. Очевидно, условия выполняются слишком вяло и ни о каком статусе потенциального кандидата нет и речи. В связи с этим новой власти придется серьезно поработать. Что касается вступления в НАТО, то и здесь есть четкая программа. Для того чтобы не просто говорить о вступлении в альянс необходимо получить план действий о членстве в НАТО. Так называемый ПДЧ можно получить в случае поддержки от всех стран-участниц. Однако Украина уже пыталась получить ПДЧ, и было это 11 лет назад в Бухаресте. С тех. Пор в НАТО даже не поднимали вопроса о присоединении Украины хотя бы к первичному плану. По мнению экспертов, более всего на отказ Украине повлиял российский фактор, и вряд ли его влияние уменьшилось, а скорее на оборот. Потому фактически у Украины есть возможность продолжать неформальную интеграцию в НАТО без каких-либо гарантий.

Важными моментами являются и сами отношения с европейскими странами. Без хороших отношений ни интеграция в ЕС, ни интеграция в НАТО невозможны. При этом в последнее время у Украины складывается довольно сложная политика с соседями, включая Венгрию, Польшу, Румынию, которые фактически гарантируют блокировку любых украинских стремлений. Решение этой проблемы также станет одной из задач для новой власти.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org