Незаконные генералы

958

Главный военный прокурор А. Матиос, его заместитель В. Жербицкий, а также военпрокурор Объединенных сил О. Цыцак генеральские воинские звания получили незаконно. Почему ГВП напоминает цирк-шапито, «генералы» — провинциальных клоунов, и все это дискредитирует ВСУ.
Празднование Дня работников прокуратуры огорчила весть о присвоении к этому празднику воинского звания «генерал-майор юстиции» военному прокурору Объединенных сил Олегу Цыцаку. Это плевок в лицо всех честных и порядочных военных прокуроров, которых немало и среди действующих ныне. И не только в их лица, но и всех военнослужащих, которые к этому званию едут десятилетиями тяжелой военной службы.

Звездопад генеральских звезд, непрерывно падающих на плечи военных прокуроров, стал уже привычным явлением. В прошлом году генеральские звезды упали на плечи военного прокурора Западного региона А. Сенюка, ныне заместителя главного военного прокурора. Первой заместитель главного военного прокурора В. Жербицкий, а затем и сам А. Матиос получили войсковое звание «генерал-полковник юстиции». В этом году генеральские звезды упали на плечи еще одного заместителя Матиоса — С.Долгополова, а сейчас — Цыцака. И это при том, что уже более года после лишения органов прокуратуры права досудебного расследования военная прокуратура почти ничего полезного для армии не делает, занимаясь разными делами откровенно не своей компетенции.
КОГДА ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЕ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ
Однако, именно случай с Цыцаком вызвал наибольшее возмущение. Он ни дня не служил в армии. Вдруг в июне 2015 года поступил в военную прокуратуру и непонятно на каких основаниях ему сразу было присвоено воинское звание «майор юстиции», хотя до этого он даже рядовым солдатом не был. И в прокуратуре тоже никогда не работал, чтобы получить воинское звание в порядке переаттестации.

Согласно действующего военного законодательства сроки выслуги до присвоения очередного воинского звания установлены: от майора до подполковника — 4 года, от подполковника до полковника — 5 лет. То есть, если закрыть глаза на сомнительность присвоения ему майорского звания, полковником Цыцак по закону мог стать только в 2024 году.

Даже в случае присвоения ему очередных воинских званий «подполковник юстиции» и «полковник юстиции» досрочно, что предполагает Положение о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, это никак не могло состояться раньше половины 9-летнего срока. То есть в любом случае воинское звание «полковник юстиции» он мог получить только в конце 2019 года.

Поэтому возмущение вызвало прежде всего то, что при строгом соблюдении военного законодательства Цыцак никак не мог в 2018 году иметь воинское звание «полковник юстиции», тем более получить следующее за ним генеральское звание.

Кроме обязательной выслуги лет, в каждом звании должна быть еще предусмотрена военным законодательством должность, по которой предусмотрено более высокое звание. После восстановления в 2014 году военной прокуратуры указом Президента Украины от 22 сентября 2014 № 737/2014 такие должности для восстановленного органа были предусмотрены специальным перечнем должностей военных прокуроров и следователей военных прокуратур и предельных воинских званий по этим должностям.

Кстати, если заглянуть в этот Перечень, оказывается, что Матиос и Жербицкий воинские звания «генерал-полковник юстиции» получили незаконно. Такого звания в Украине просто не может быть. Для главного военного прокурора предельное звание — «генерал-лейтенант юстиции», а для заместителей — «генерал-майор юстиции». Почему и за какие выдающиеся заслуги в нарушение закона они стали «генерал-полковниками», можно только догадываться. Как ряженые казаки, которые друг друга награждают фальшивыми маршальскими званиями, эта пара имеет липовые, искусственно придуманные кем-то, незаконные звания. Скорее всего, эти звездочки упали на них, как подарок за что-то. Вопрос только — за что именно?!
Законом Украины «О прокуратуре» военная прокуратура Объединенных сил, как региональная, также не предусмотрена. Она, как прокуратура сил АТО, потом ВП Объединенных сил, фактически работает с сентября 2016 года. Но официально имеет статус только местной прокуратуры, в которой должности с генеральским званием законодательством не предусмотрены. За это время в Закон 6 раз вносились различные изменения. Однако, руководители военной прокуратуры даже не додумались инициировать внесение соответствующих изменений. Что для них закон?!

То есть, с точки зрения действующего военного законодательства Цыцак получить генеральское звание не мог ни по сроку выслуги, ни по должности, ни по закону, ни по совести. Поэтому никак иначе, чем незаконный подарок «с барского плеча» его генеральское звание оценивать нельзя. Хотя, о каком соблюдении требований законов нынешней матиосовской военной прокуратурой может идти речь! Законы — это для других, но не для них.

За что именно Цыцак одарен столь почетным подарком? Он после получения юридического образования недолго был сборщиком налогов, затем некоторое время пребывал на судейских должностях в Мукачево и Ужгороде, еще — помощником Министра чрезвычайных ситуаций Украины Виктора Балоги во времена Януковича. А после избрания Балоги в 2014 году народным депутатом — его личным помощником.

Вдруг в 2015 году он делает сногсшибательный прыжок совсем в другую сферу — военную прокуратуру!

Следует вспомнить, что главный военный прокурор А. Матиос взлетом в своей карьере обязан именно Балоге. В далеком 2007 году он, тогда никому не известный рядовой работник прокуратуры, подыгрывая тогдашнему главе секретариата президента Украины, возбудил уголовное дело в отношении министра юстиции Александра Лавриновича, которой отказывался визировать президентский указ о первом и пока единственном в Украине роспуске парламента.

Именно Балога был заинтересован в компрометации Лавриновича. Он тогда спас Матиоса от неминуемого увольнения из органов прокуратуры за совершенное беззаконие. И не просто спас, но и способствовал переводу Матиоса из прокуратуры, где его уже тогда на дух не переносили, руководителем Управления СБУ во Львовской области. Прыжок для тех времен неожиданный и шокирующий.

Поэтому Матиос охотно взял в военную прокуратуру Цыцака, который не имел никакого опыта работы в прокуратуре. Еще и с точки зрения моральных качеств явно не подходил для работы в специальном правоохранительном органе. Несмотря на это, его назначили военным прокурором Ужгородского гарнизона. Закарпатская область — это вотчина семьи Балог. Это — граница с Венгрией, Румынией и Словакией, которая охраняется военными пограничниками. Поэтому там нужен был «свой» военный прокурор, которой контролировал бы все на границе …

Правда, за два года Цыцак снова отметился в Закарпатье в нескольких громких скандалах, а потому от греха подальше его, как проверенное, лично преданное и доверенное лицо, перевели на должность военного прокурора сил АТО.
Зона ОРДЛО стала очень интересной для руководителя военной прокуратуры. Себе в заместители он заранее выбрал выходцев с временно оккупированных территорий с крепкими родственными связями с представителями незаконной администрации ОРДЛО. Линию разграничения также должен был контролировать свой парень.

Под его руководством военная прокуратура сил АТО, а затем Объединенных сил, ничем выдающимся, имеется в виду чисто в прокурорской, законной деятельности, не отметилась. Разве что упорным участием в задержании мелких гражданских взяточников, которые не имели никакого отношения к армии. Добрались даже до должностных лиц районного психоневрологического учреждения. Хорошо еще, что больных не трогали.
Военные проблемы были на втором плане. Чтобы решать эти проблемы, надо хоть что-то понимать в военной сфере. А с этимм у Цыцака как-то не сложилось.

Можно предполагать, что подарок в виде генеральских погон Цыцак получил от своего патрона за качественно другие, личные заслуги, о которых не принято громко говорить. Полученное подобным образом воинское звание не добавляют чести ни тем, кто их получил, ни тем, кто причастен к этим «подаркам».

Обычному военному, чтобы дослужиться до генерала, нужно не менее 15-20 лет обучения и службы. Стать генералом за 3 года практически с нуля, как в случае с Цыцаком — это просто нонсенс и полная дискредитация самой сущности воинского звания. В глазах воинского сообщества подобные случаи еще больше унижают всю военную прокуратуру.

По материалам: argumentua.com