Кто помогает кандидатам стать Президентом

827

За все время украинской независимости президентская избирательная кампания 2019 года станет первой, в которой не будет политтехнологов из России. Прежде всего это связано с запретом на въезд в Украину многим видным российским политконсультантам. Среди таковых, к примеру, Алексей Сытников, ранее работавший с лидером «Батькивщины» Юлией Тимошенко. Красную карточку на российско-украинской границе ему выдали в июле 2018 года. До того в черный список Госпогранслужбы попали Тимофей Сергейцев, Дмитрий Куликов и Искандер Валитов, руководившие кампанией Арсения Яценюка в 2010 году. Именно они авторы идеи «милитаризировать» Арсения Петровича, поставив его во главу «Фронту змін». Другие российские специалисты по избирательным стратегиям не едут в Украину по иным причинам: одни из-за боязни угодить в неприятную ситуацию, другие из-за того, что 2018 год оказался для них чрезвычайно «урожайным» на родине.

Активно задействовать западных технологов также не будут. Это связано с сокращением бюджетов, выделяемых на избирательные кампании. Дело в том, что гонорары иностранных специалистов в разы превышают рыночные цены даже у них на родине, а возлагаемые на них надежды в Украине оправдываются далеко не всегда. К тому же отечественные политики побаиваются нанимать иностранных консультантов, памятуя о том, что американцы Пол Манафорт и Сэм Паттен, сотрудничавшие с Партией регионов и Оппозиционным блоком, теперь имеют проблемы с американским правосудием, а Таль Зильберштейн, работавший с Владимиром Литвином и Юлией Тимошенко, — с израильским.

Шансы получить контракты невелики и у представителей известной французской рекламной фирмы EuroRSCG (в 2012 вошла в HAVAS). В свое время они консультировали Сергея Тигипко и его партию «Сильная Украина», а также Виктора Пинчука, для которого «сконструировали» Ялтинскую европейскую стратегию. Кстати, создатель и бывший руководитель EuroRSCG в 90-е годы прошлого века консультировал на выборах мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, главой штаба у которого в ту пору был нынешний президент РФ Владимир Путин.

В связи со всем этим заметно увеличился спрос на отечественных специалистов, среди которых немало профессионалов, имеющих внушительный опыт проведения избирательных кампаний.

Юлия Тимошенко, ранее активно привлекавшая иностранных политтехнологов, в этот раз сменила тактику. Ставка сделана на ближайшее окружение политика, с которым она работает на протяжении длительного времени. Главные роли в штабе Тимошенко достались Александру Абдулину и Константину Матвиенко. Они занимаются стратегией и идеологией кампании. Организационная работа традиционно замкнута на Андрее Кожемякине, отвечающем за сетевые проекты. Внешнее направление курирует Григорий Немыря.
Помимо личной команды, которая работает с Тимошенко в ежедневном режиме, в ее предвыборном штабе собрана группа, способная сделать избирательную кампанию если не победной, то уж точно интересной и запоминающейся. Здесь и Сергей Дацюк — автор идеи новой Конституции, и Алексей Мустафин — бывший медиаменеджер, а ныне медиаконсультант. Есть также Екатерина Одарченко, основательница политконсалтинговой фирмы SIC Group Ukraine. Последняя известна тем, что в 2009 году участвовала в кампании канцлера Германии Ангелы Меркель, занимаясь организацией медиасопровождения.

В СМИ звучала информация о сотрудничестве с Юлией Тимошенко Виктора Котигоренко, который до 2013 года был ближайшим соратником покойного ныне Юрия Левенца — крупнейшего украинского политтехнолога нового времени. Последние несколько лет профессор Котигоренко работает в Институте политических и этнонацио­нальных исследований им. И. Ф. Кураса НАН Украины. Правда, другие источники сообщают, что доктор политологических наук так и не смог договориться о сотрудничестве с Тимошенко и задействован в других проектах. В последнее время его часто видят в штабе лидера «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко.

Кроме того, поговаривают о возвращении в команду лидера «Батькивщины» ее бывшего спичрайтера Виталия Чепиноги. В 2014-м он ушел от Тимошенко из-за обид на ее ближайших соратников, не пожелавших внести его в проходную часть избирательного списка. В нынешний парламент Чепинога попал по списку Блока Петра Порошенко.

Все те же «зубры»
Петр Порошенко также решил не привлекать в свою кампанию иностранных специалистов. Руководителем его штаба по-прежнему остается Игорь Грынив, отвечавший за предыдущую президентскую кампанию Порошенко и работающий в его команде с 2011 года. В активе Грынива — проекты «Реформы и порядок», «Наша Украина», президентская кампания Виктора Ющенко в 2004 году, парламентская кампания Юлии Тимошенко в 2007-м и президентская в 2010 году.

В околополитических кругах Грынива считают «зубром» политических стратегий и технологий, обладающим исключительным чутьем и умением правильно читать социологию. По некоторым данным, Грынив де-факто контролирует несколько социологических фирм.

Также в президентской команде задействованы Тарас Березовец, несколько политтехнологов второго уровня, группа экспертов и блогеров. Не нашлось в президентском штабе места Виктории Сюмар, которая прежде играла не последнюю роль в разработке и внедрении медиастратегии Порошенко. Как сообщила сама народный депутат в интервью «Украинской правде», вначале ее включили в штаб главы государства, она даже разработала свой вариант предвыборной стратегии президента, но с мая прекратила сотрудничество.

В ситуации неопределенности
Непростая ситуация сложилась в Оппозиционном блоке. Отсутствие единства в самой партии отразилось на технологической составляющей ее деятельности, которая также разделена на несколько частей. Если в 2014 году в Оппозиционном блоке существовал мощный центр, занимавшийся разработкой политических технологий и идеологической работой, то сегодня таковой попросту отсутствует. Партия функционирует как «двойная звезда» — под одним названием, но, по сути, с двумя центрами принятия решений.

В группе Левочкина – Бойко главным политтехнологом на протяжении нескольких последних месяцев считается Виктория Бутенко, ранее занимавшая должность пресс-секретаря Николая Рудьковского, но в последнее время активно позиционирующая себя как политтехнолог. Нельзя сбрасывать со счетов и личные качества самого Сергея Левочкина, который давно поднаторел в политическом стратегировании. Пригодится опыт и его «правой руки» — Сергея Ларина, принявшего участие в десятке кампаний, часто обеспечивая в них технологический цикл.

Другая часть Оппоблока, близкая к Ринату Ахметову, на этих выборах также не пользуется услугами иностранных специалистов. В группе по-прежнему нет определенности по поводу того, выдвигать ли своего кандидата. И если да, то кого именно — Александра Вилкула, Вадима Новинского или Бориса Колесникова. Из вышеупомянутой тройки активные политические амбиции проявляет только Вилкул, который уже начал кампанию с расклеивания наружной рекламы по всей Украине. Поскольку окончательное решение об участии Вилкула в предвыборной гонке не принято, полноценного штаба у него нет. А за идеологическое наполнение его деятельности пока отвечает пресс-секретарь Сергей Милютин.

Вполне вероятно, что Борис Колесников и Вадим Новинский планируют бросить основные силы не на президентские, а на парламентские выборы, которые состоятся в октябре следующего года. По крайней мере, созданием штабов они не занимаются и продолжают пользоваться услугами политконсультантов, среди которых можно выделить Константина Бондаренко и Михаила Павлива.

Радикальные перемены
Без привлечения иностранных специалистов, по-видимому, обойдутся и другие кандидаты, планирующие опробовать силы на президентских выборах. Андрей Садовый, на протяжении довольно длительного времени пользовавшийся услугами польского политтехнолога Петра Цимоховича (в ноябре 2017-го обвинен польскими правоохранителями в хранении и распространении детской порнографии), сформировал новый штаб. Главным его идеологом является глава парламентской фракции «Самопомич» Олег Березюк. К команде также присоединится часть технологов, отпочковавшихся от Института Горшенина.

Изменения произошли и в штабе Радикальной партии. Игорь Попов, руководивший избирательным штабом Олега Ляшко в 2014 году, получил депутатский мандат и отошел от своих предыдущих обязанностей. Кроме того, в апреле нынешнего года между Поповым и Ляшко разгорелся конфликт, во время которого лидер Радикальной партии пытался лишить своего экс-политтехнолога депутатского мандата. По всей видимости, предстоящую кампанию радикалов будет вести Феликс Зинченко, ассоциирующийся с финансово-промышленной группой СКМ Рината Ахметова.

Несмотря на приближающийся старт кампании, до сих пор некоторые политики остаются без политтехнологов и сформированных штабов (либо информация о них слишком противоречива). К таковым относятся Владимир Зеленский, продолжающий делать заявления относительно своего участия в выборах в стиле «Может, да, а может, нет», а также Анатолий Гриценко, который, по всей видимости, слишком занят проведением переговоров с возможными союзниками. Лишь на днях стало известно, что избирательный штаб экс-министра обороны возглавит бывший депутат Олег Канивец, который входит в совет партии «Гражданская позиция». Можно предположить, что в качестве главного политтехнолога в штабе Гриценко будет трудиться Виктор Котигоренко.

Благодаря отсутствию иностранных специалистов, которые в течение длительного времени являлись неизменными персонажами украинских выборов, отечественный рынок политтехнологий получил возможность предложить и внедрить собственные стратегии, эффективность которых проявится уже в ближайшее время. Правда, образовавшийся дефицит кадров грозит обернуться размыванием отрасли и наполнением ее псевдопрофессионалами.

Обмен услугами
В соседней России длительное время существовала практика получения политтехнологами контрактов в обмен на лояльность к власти. Лоялен — получи контракт на сопровождение нескольких губернаторов и крупной партии. Не лоялен — пеняй на себя.

А в Польше после победы на президентских выборах Анджей Дуда многих политологов и политтехнологов отправил либо в политику, либо на дипломатическую работу. У тех, кто отклонил это предложение, стали появляться проблемы с законом и профессиональной деятельностью.

Вполне возможно, что вскоре и среди украинских политтехнологов тоже произойдет разделение. Часть из них после президентских и парламентских выборов пересядет в кресла дипломатов и покинет страну, а часть выстроится в очереди к высоким государственным кабинетам. Все будет зависеть от уровня циничности и авторитарности власти, которую эти самые политтехнологи в следующем году приведут на печерские холмы.

По материалам: focus.ua