«Доброта» прокурора за счет бюджета

848

Полтора года назад правоохранители задержали чиновника, который отвечал за государственные средства на разработку самолетов для завода «Антонов». Тогда Арсену Исаакяну за причинение государству ущерба на 14,5 млн гривен грозило от 8 до 12 лет тюрьмы. Теперь же, когда дело оказалось в руках антикоррупционной прокуратуры, государство хочет от экс-чиновника только уплаты штрафа в размере 17 тыс гривен!
Эта история началась в 90-х годах. Тогда украинское правительство решило поддержать авиапром и построить новый самолет АН-140. Его разрабатывали как пассажирский самолет для местных авиалиний на замену Ан-24, которые в тот момент летали уже более тридцати лет и требовали существенного обновления.


АН-24

В конце концов, АН-140 вышел грузопассажирским самолетом. Завод «Антонов» создал его уже во времена независимости — первый полет новый самолет совершил в сентябре 1997 года. А уже в следующем году правительство дало государственному предприятию «Антонов» 16 млн гривен на проект Ан-140. Новому летательному аппарату надо было пройти испытания для получения сертификата качества.

Уже через несколько лет самолет начали выпускать серийно, и на сегодня построили 36 бортов.

Но вернемся к 16-ти миллионам правительственной помощи. Она не была невозвратной. Поскольку помощь оказывалась госпредприятию «Антонов», которое в те времена неплохо зарабатывало, Кабмин рассчитывал получить эти деньги обратно.

Здание ГИФКУ

Само соглашение об оказании помощи в разработке самолета заключалась между двумя предприятиями — «Антонов» и Государственным инновационным финансово-кредитным учреждением (сокращенно — ГИФКУ). Завод получил деньги в 1998 году, и уже через три года должен был вернуть их обратно — инновационному госучреждению. Однако авиапредприятие деньги не вернуло.

Убыточная сделка

В 2015 году Арсен Исаакян, который на тот момент исполнял обязанности директора ГИФКУ, решает продать так называемое право требования на 16 млн гривен частной компании. Иными словами, если раньше ГИФКУ имела право требовать возврат многомиллионного долга от завода «Антонов», то теперь это право они продали частной компании. Более того, госкомпания продала это право требования только за 1,5 миллиона гривен. Несложно посчитать, что из-за такой продажи государство потеряло около 14,5 млн гривен.

Именно по этой, невыгодной для бюджета сделке 18 февраля 2016 года детективы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) совместно со Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП) задержали Арсена Исаакяна. Его арестовали и посадили в СИЗО. Мужчину обвиняли в растрате имущества или завладении им путем злоупотребления служебным положением, ему грозило от 8-ми до 12-ти лет заключения с конфискацией имущества.

(Арсен Исаакян — бывший и.о. директора ГИФКУ)

Впрочем, вскоре в процессе начали происходить странные вещи. После нескольких месяцев пребывания в СИЗО Арсену Исаакян меняют меру пресечения на более мягкую — домашний арест. А рассмотрение в суде начинает существенно затягиваться: с июня 2017 года по сентябрь 2018 дело переносили аж пять раз.

Прокурор с опытом
Обвинение по делу растраты миллионов на самолеты представлял скандально известный прокурор антикоррупционной прокуратуры Василий Кричун. Именно он недавно закрыл «дело рюкзаков Авакова», по которому проходил сын министра внутренних дел. Сына Арсена Авакова подозревали в сговоре с должностным МВД при закупке некачественных рюкзаков для нужд Национальной гвардии.
В 2018 году выясняется, что прокурор САП Василий Кричун попросил суд заменить обвинительный акт на новый, согласно которому Арсену Исаакяну инкриминировали уже другую, значительно более мягкую квалификацию — «злоупотребление властью или служебным положением».

На этом Кричун не остановился, и во время заседания в сентябре 2018 года пошел на еще один сомнительный шаг. Он объявил, что государство готово заключить соглашение с обвиняемым Исаакяном. Условия такого соглашения выгодным для страны не назовешь. За нанесение ущерба бюджету в более 14 млн гривен прокурор САП просит об условном сроке для обвиняемого и штрафе — 17 000 гривен.

Потерпевшей стороной в этом деле является инновационное госучреждение — ГИФКУ, поскольку именно оно осталось без 14,5 млн гривен, и в любой способ хочет их вернуть.

Во время судебного заседания, когда обсуждалось инициированное прокуратурой соглашение, адвокат ГИФКУ Андрей Одинцов сначала даже согласился на нее. Но в суде отметил: «С целью защиты интересов государства прошу, чтобы в редакцию соглашения вошло (…) откуда появилась сумма ущерба». То есть адвокат госучреждения настаивал на том, чтобы в соглашении с Исаакяном таки прописали, что именно он нанес ущерб государству и виновен в невозвращении миллионов инновационному учреждению.

Андрей Одинцов — начальник отдела правовой работы ГИФКУ

Позже адвокат ГИФКУ Одинцов заявлял, что Исаакян, как обвиняемый, должен возместить всю сумму полностью государственному учреждению. Несмотря на то, что по новой статье обвинения — злоупотребление властью или служебным положением — такое возмещение не предвидится. «Там нет ни одной ссылки на то, каким образом будет возмещаться нанесенный ущерб. Мы полностью отвергаем возможность заключения данного соглашения», — объяснял свою измененную позицию Одинцов.

Адвокат также заявил ходатайство об отводе прокурора САП Василия Кричуна.

Скорый суд
Слідство.Інфо встретилось с прокурором Василием Кричуном, чтобы выяснить, почему государство не настаивает по данному делу на возврате денег и не хочет наказать виновного в их исчезновении. Прокурор утверждает, что квалифицировал преступление правильно — это все-таки злоупотребление властью или служебным положением, а не растрата госимущества, как было в начале. Решение свое также защищает — мол, именно заключение такого соглашения гарантировало бы для стороны обвинения скорое завершение судебного расследования и вынесение обвинительного приговора. «Именно этот приговор должен обеспечить отмену в судебном порядке этого договора отчуждения и таким образом возвращение права имущественного требования к ГИФКУ», — говорит Василий Кричун.

Василий Кричун — прокурор САП

Для понимания ответа прокурора, следует пояснить, что параллельно с уголовным производством по Арсену Исаакяна продолжается судебное разбирательство дела по возврату права требования на 16 млн ГИФКУ. Именно об этом вспоминает прокурор и указывает, что такой приговор по его делу в отношении Исаакяна помог бы ГИФКУ в суде.

Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что прокурор Василий Кричун не может знать, как будет развиваться суд в совершенно другом деле, как и не может знать, как на другой суд повлияют те или иные обстоятельства.

Слідство.Інфо также пыталось пообщаться с Арсеном Исаакяном после одного из недавних судебных заседаний. Он проигнорировал вопросы журналистов. Защита Исаакяна утверждает, что у него проблемы со здоровьем, поэтому ему никак нельзя попадать в тюрьму.

Судебные заседания по этому делу должны продолжиться в декабре. И учитывая позицию антикоррупционной прокуратуры, которая представляет государство в этом процессе, большой заинтересованности вернуть утраченные миллионы у государства нет.

По материалам: argumentua.com