Украинские торговые потери

1 001

Украинские производители не смогли полноценно пробиться на европейский рынок, несмотря на то, что зона свободной торговли с Евросоюзом действует уже почти два года. Экспорт в ЕС удалось поднять лишь на 10%, но этот рост даже частично не способен компенсировать экономический кризис.

О функционировании зоны свободной торговли и повышения экспорта на 10% с гордостью объявил премьер Гройсман. Более того он заявил, что доля украинского экспорта достигла 40%. На самом же деле это снова манипуляции цифрами. Так в начале 2017 года экспорт вырос на 25%, но не стоит забывать, что в 2016 он вырос лишь на 3,7%, а перед этим в 2015 году и вовсе упал на 30%. В итоге общая цифра составляет рост лишь на 10% по сравнению с предмайданным экспортом в ЕС. Таким образом, никакого существенного прорыва не случилось. Увеличение экспорта в основном происходит за счет аграрной продукции. И действительно продажи сельскохозяйственной продукции в Евросоюз за этот год увеличились на 40% – в основном это рапс, кукуруза и подсолнечное масло. Весь аграрный экспорт Украины в европейские страны превысил 4 млрд. долларов. Хотя увеличились и поставки мяса, меда и другой продукции, тем не менее, наибольший успех у того же подсолнечного масла. К тому же его везут в Европу не в ПЭТ-бутылках, а цистернами, а уже там разливают по бутылкам и наклеивают этикетки. Остальная продукция является сырьем или полусырьем. Приобретают ее в Европе охотно, но при этом такой экспорт приносит гораздо меньше дохода, чем уже готовая фасованная продукция. К сожалению, выполнять в Украине весь цикл невозможно, так как у европейцев очень высокие требования к готовой продукции, направленные на защиту местных производителей. На это пожаловалась и заместитель министра агропролитики по вопросам евроинтеграции Ольга Трофимцева. Самыми высокими являются требования в отрасли животноводства, так как она наиболее сложная в производстве. Серьезные требования предъявляются и к продукции, которая продается в фасованном виде для продажи в магазинах, тогда как менее высокие требования – к кормам для животных.


Украина пытается адаптировать свое производство, и в министерстве надеются, что вместе с этим будут расти и квоты для украинского экспорта. Именно квоты выступают главным препятствием для наращивания продаж в европейские страны. Сегодня они очень низкие. В связи с этим вся квота, предоставленная аграриям на год, заканчивается уже в первые недели. Можно продавать продукцию на экспорт и вне квот, но там уже резко возрастает ставка, потому такая торговля становится невыгодной. Также не стоит забывать, что многие виды продукции, которые популярны в Украине, в Европе просто не будут покупать ввиду разных вкусовых предпочтений. Аграриям приходится искать новые рынки, куда они могли бы экспортировать продукцию по более выгодным ценам. Сейчас украинским производителям приходится осваивать африканские рынки, которые уже добрались до третьего места по продажам после ЕС и Азии. Рост экспорта в Африку в этом году вырос на 2 млрд. евро. Украинская аграрная продукция довольно популярна в Египте, Кении и Танзании.

Незначительные успехи на европейском рынке не смогли компенсировать потери российского рынка. Первый вице-премьер глава минэкономики Степан Кубив отметил, что из-за утраты традиционных рынков для своей продукции Украина потеряла 15 млрд. долларов. По сути, торговая война с Украиной началась еще при Викторе Януковиче. В 2015 году Кабмин отменил зону свободной торговли с Россией в рамках СНГ и ввел эмбарго на некоторые виды товаров, среди которых мясо, шоколад, конфеты, рыба и другие. Это эмбарго было продлено и на текущий год. В свою очередь Россия также приостановила ЗСТ с Украиной и ввела ответное эмбарго. Из-за торговой войны российский рынок был практически полностью утрачен. Стоит отметить, что если в Европе у аграриев покупают лишь сырье, то на российский рынок Украина поставляла готовую продукцию, сразу же продавая ее в супермаркете. Так страна практически перестала экспортировать соки, кондитерскую продукцию, пиво и другие товары. Эксперты считают, что реальные потери от утраты российского рынка гораздо больше, чем заявляет Кубив – как минимум 35 млрд. долларов. Так, например, в Европе почти не едят сметану и творог, зато используют преимущественно сливки. При этом сливочное масло также почти не употребляют – там более популярны спреды. Потому украинским производителям приходится разворачивать экспорт, например, сливочное масло теперь везут в Марокко и Ирак, а вместо готовых молочных изделий экспортируется сухое молоко, популярное в Индии и Бангладеш. Ранее готовая продукция поставлялась на российский рынок, в том числе сыры, которые в Европе абсолютно не востребованы, так как там свои производители.

Вместе с тем в правительстве, похоже, намерены продолжать работу над снижением экспорта агропродукции в Россию. Так в начале этого года на российский рынок было поставлено товаров примерно на 100 млн. долларов – примерно такой товарооборот у Украины с отдаленными странами. По сути, экспорт ведется по 2-3 товарным группам, а товарооборот снижается. Ольга Трофимцева отмечает что это даже хорошо, так как поставки на российский рынок не позволяли украинским производителям совершенствовать качество, из-за чего теперь и сложно торговать с ЕС. С этим мнением не согласны многие агропредприятия, которые наоборот вкладывали немалые средства в развитие своего экспорта, а в итоге потеряли основной рынок, а теперь им приходится прибегать к сокращению, а то и к закрытию бизнеса.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org