Кто ответит за взрывы в Калиновке?

1 025

После взрывов на складах в Калиновке традиционно ищут крайних. Очевидно, что кого-то придется принести в жертву и не только из офицеров среднего звена. В кулуарах генштаба поговаривают, что виновным назначат заместителя его начальника Виктора Муженко, как это уже буквально заведено в украинской армии, а затем попытаются по-быстрому забыть.

С самого начала виноватых искали совсем не там, резко меняя вектор обвинений. Буквально с первого дня было заявлено о диверсантах и запланированном теракте по заказу Москвы. Генштаб сразу же выяснил, что виноваты именно диверсанты, так как склад является закрытым режимным объектом, и посторонние туда попасть не могли. Примечательно, что даже в СБУ настаивали на версии диверсантов, после чего и вовсе открыли уголовное дело. Но это произошло видимо не слишком обдуманно и скорее навредило ведомству, которое судя по всему, не знает, что делает другая рука. Ведь буквально перед началом взрывов Винницкой области там начались антитеррористические учения, в которых принимали участие и СБУ, и Нацгвардия и ГосЧС, и пограничники, а и впрочем, все силовики, и органы местного самоуправления. Получилось, что всех подняли, чтобы дать упор террористической угрозе, но как-то явно пропустили диверсантов, да еще и на целый склад. После масла в огонь подливали и советники Арсена Авакова со своей стандартной версией о происках врагов, агентов Кремля.

Читайте также: На взорвавшихся складах в Калиновке не были соблюдены даже минимальные требования безопасности

Через некоторое время версии изучила военная прокуратура, после чего возглавляющий ведомство Анатолий Матиос заявил, что следствие не установило никаких диверсионных групп на территории Винницкой области, так же как и не выявлено присутствие беспилотных летательных аппаратов. Заявленных ДРГ или каких-либо групп, о которых говорил советник министра обороны Юрий Бирюков, также не было. Всевозможные активисты обвинили Матиоса в «зраде», поскольку он не нашел «руки Москвы». Однако несколько позже стало выясняться что в данной войсковой части, которой является этот вооруженный склад, были неоднократно зафиксировано случаи пьянства, в том числе среди офицеров – за полгода зафиксировано более десяти случаев. Есть и множество других нарушений. Советники различных ведомств стали моделировать версии о теракте, заявляя что огонь забрасывали с дронов, придумывали каких-то свидетелей, но ничего из этого не подтвердилось. Однако следствие выявляло все больше признаков банальной халатности и разгильдяйства. На складах не работала даже пожарная сигнализация, отсутствовало более половины технических средств для тушения пожара. Склад охраняли пожилые люди, выполняющие эту работу за низкую оплату. Притом на одном из складов и вовсе задержали пьяных офицеров, охранявших ракеты «Точка У».

На заседании силовиков глава СНБО Александр Турчинов потребовал, чтобы глава генштаба Виктор Муженко ушел в отставку. Всю ответственность за происходящее он возложил на генштаб, заявив, что это была демонстрация неспособности защитить стратегический арсенал, однако Муженко уходить в отставку отказался. Более того – он заявил что обвинить его или его подчиненных в бездействии, как и назначит крайних, не получится. Впрочем, примеры из истории показывают, что крайние всегда находились. Так после взрывов в Балаклее привлекли к дисциплинарной ответственности многих, уволив или понизив в звании. После взрывов в Сватово уволили заместителя начальника генштаба, а служебное несоответствие получили 46 офицеров и 6 генералов. Однако никаких выводов сделано не было, и охрана складов не улучшилась.

Эксперты считают, что Петр Порошенко Муженко в отставку не отправит, так как тот ему предан. Да и сам Муженко ежедневно ездит в администрацию президента, обещая ему верность, так как сильно держится за должность и если потребуется, то для защиты Порошенко даже выведет войска. Как показывает ситуация, у президента не получается взять под контроль МВД и подвинуть Авакова. Контроля за Нацгвардией он тоже не получил, что стало ясно после парада, на котором он не подал руки ее командующему. По сути, единственной надеждой Порошенко является начальник генштаба. В связи с этим из администрации президента так и не последовало никаких громких заявлений относительно взрывов на складах и вскоре эту тему постараются замять. Впрочем, пока Муженко является для Порошенко скорее грузом. Не исключено, что будет уволен кто-то из заместителей начальника генштаба, хотя никто из них прямым образом за эту ситуацию не отвечает. Ответственными за хранение боеприпасов являются начальник вооружения, начальник центрального ракетно-артиллерийского вооружения и сам начальник генштаба. Но маловероятно, что кого-то из них отправят в отставку.

Военные эксперты считают, что здесь замять ситуацию не получится, и она однозначно повторится вновь. Источники утверждают, что в Калиновке этой части процветало не только пьянство, но и торговля толом и тротилом. Аналогичная ситуация сложилась и на других складах в стране, так как эти взрывы повторяются уже в четвертый раз за три года и каждый раз о проблеме через некоторое время забывают. Когда Муженко докладывали о подобных случаях, то он воспринимал это как личную обиду. Также эксперты утверждают, что в мае этого года склады в Калиновке проверяли и в актах отмечено и неудовлетворительное состояние с указанием последствий, но Муженко прокомментировал это как предвзятое отношение и акт не был принят во внимание. Ситуация в военных кругах известная, и все постоянно ждут какой склад загорится в следующий раз.

До сих пор версия умышленного поджога полностью не отметается. Но вне зависимости от причин, будь то халатность, диверсия или поджог, объекты все равно были охраняемыми, а это значит что охрана и пожарная безопасность неудовлетворительны. В какой-то мере версия о поджоге является альтернативной, и только следствие установит, что же именно произошло в Калиновке.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org