Как рождалась «Стена»
Идея о постройке «Стены» на границе с Россией появилась после Майдана. На бумаге ее оформили 28 августа 2014 года, сразу после «иловайского котла». Тогда Совет национальной безопасности и обороны решил провести одностороннюю демаркацию государственной границы Украины с Российской Федерацией и принять меры по обеспечению ее надлежащего инженерно-технического обустройства. При этом предполагалось привлечь международную техническую помощь.
На эти мероприятия Кабмин Арсения Яценюка в сентябре 2014 года выделил 235 миллионов гривен. Причем деньги взяли из средств Евросоюза, выделенные на управление границей по программе, которую в 2011 году подписал первый вице-премьер Андрей Клюев. Исходя из этого факта, проект в официальной пропаганде тогда начали называть «Евровал» и «Европейская стена».
Общая стоимость проекта была 66 миллионов евро, речь шла о сооружении вдоль границы с Россией стены протяженностью 2 245,8 км, которая сможет защитить Украину от нападения вооруженных сил России. До конца 2014 года было освоено почти 164 млн. грн. средств Евросоюза. Но, по словам председателя представительства ЕС в Украине Яна Томбинского, они куда-то исчезли: «ЕС предоставил десятки миллионов евро для того, чтобы помочь украинским пограничникам. А что произошло с теми десятками миллионов, которые предоставлялись украинским структурам, один большой вопрос», — говорил в 2014 году Ян Томбинский.
Затем Европа деньги давать перестала. В 2015 году деньги Евросоюза по этой программе были потрачены только на электронную таможню.
Взамен правительство Яценюка разработало новый план мероприятий по инженерно-техническому обустройству границ – с конкретными суммами и графиком платежей. Всего на проект запланировали потратить 3,5 миллиарда гривен в течение шести лет – с 2015 по 2020 годы.
Куда должны были пойти эти средства? По утвержденному в 2015 году плану, в затратах на обустройство границы наибольшую долю (больше 1 миллиарда гривен) занимало приобретение 68 передвижных боевых модулей – по 15 миллионов за модуль. Еще 330 миллионов выделены на 33 комплекса видеоконтроля и сигнализации – по 10 миллионов за штуку.
Поражают масштабом задумки правительства в области строительства заборов. 227 миллионов гривен Кабмин должен потратить на закупку 464 километров колючей проволоки (заграждение типа «Егоза»). Это значит, что погонный метр «колючки» обойдется для бюджета почти в 500 гривен. А на «сеточные ограждения на металлических столбах» было запланировано потратить в течение пяти лет 151 миллион гривен за 200 километров ограждения – по 755 гривен за погонный метр.
Еще 971 миллион планировалось потратить на строительство рокадных дорог вдоль границ, общей длиной 1 151 километр. Это в среднем по 844 тысячи гривен за километр.
В результате Кабмин хотел получить вдоль всей границы с РФ полосу сооружений, которая бы включала ров, насыпь, контрольно-следовую полосу и рокадную (то есть вдоль границы) дорогу. Дальше планировалось поставить либо забор с инфракрасными камерами, либо через каждые 20 километров наблюдательные вышки:
Однако реальность оказалась другой. Администрация погранслужбы в своем письме сообщила, что фактические объемы выполненных работ во много раз меньше запланированных.
Выехав на место в октябре 2016 года, корреспондент «Страны» Анастасия Рафал выяснила, что на тот момент было реализовано всего 12 % проекта, и то только в Харьковской области.
А «сеточные ограждения на металлических столбах» оказались обычным забором из металлической проволоки, возле которого в свое время пиарились Яценюк и Аваков:
Понятно, что такая хлипкая конструкция не выполнит своей официальной задачи – остановить гипотетическое вторжение российских войск. Поэтому не исключено, что реальная задача у постройки совершенно другая – обеспечить доходы организаторов «схемы».
Как мы уже посчитали, для государства погонный метр этого забора обходится в 755 гривен. На этой фотографии видно, что производитель забора – харьковский завод им. Фрунзе. На сайте предприятия аналогичная секция забора «Оригинал» высотой 2,2 метра продается за 872 гривны. Однако это не за один погонный метр, а за секцию длиной 2,5 метра.
Еще на каждую секцию нужно по одному столбу. Изображенные на фото столбы «Оригинал стандарт» высотой 2,3-2,5 метра стоят от 252 гривен за штуку. Но это в розницу, оптом стройматериалы значительно дешевле.
В итоге, стоимость материалов забора получается от 450 гривен за погонный метр, даже по розничным ценам. Видимо, до «целевой» себестоимости 755 гривен за погонный метр подрядчики должны «догонять» за счет сопутствующих работ – выкапывания ям, их бетонирования, оплаты труда рабочих и т.д. Что они успешно и делали.
Обнал и приписки под грифом «секретно»
Сейчас проект пришел к закономерному результату: «стена Яценюка» тонет в коррупции и дерибане. В реестре судебных решений мы нашли множество судебных решений по уголовным делам, связанным с этим проектом.
Еще в ноябре 2016 года, как сообщала «Страна», директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник заявил, что в рамках строительства «Стены» были «обнаружены финансовые несоответствия», «хотя виновных называть пока рано».
Как мы выяснили, НАБУ ведет следствие по этому делу уже полтора года – с 29 марта 2016 года. Уголовное производство открыто по фактам растраты в особо крупных размерах средств госбюджета, злоупотребления служебным положением, служебного подлога и нецелевого использования бюджетных средств.
8 августа НАБУ задержало 6 человек по данному делу – высокопоставленных офицеров погранслужбы и директоров фирм-подрядчиков. Их арестовали на два месяца, с возможностью выйти под миллионные залоги.
Среди арестованных – главный инженер Северного регионального управления погранслужбы. Следствие установило, что в 2015 году, работая начальником 1-го отдельного отдела капитального строительства, он вступил в сговор с коллегой – начальником управления строительства департамента ресурсного обеспечения.
Следствие утверждает, что с целью завладения средствами госбюджета они подобрали предприятия «Черниговский облавтодор», ООО «Агентство защиты информации» и ООО «Стройцентр Витязь». На эти фирмы было перечислено 177,2 миллиона гривен.
Руководители этих предприятий с ноября 2015 по май 2016 года подписали акты приемки выполненных строительных работ, в которые вносились сведения, не соответствующие действительности. В частности, там были указаны объемы строительных работ, которые по факту выполнены не были. То есть, речь идет о банальных «приписках».
После приемки фиктивных работ на счета указанных предприятий перечислялись средства, которые затем конвертировались в наличность. Следователи подсчитали, что сумма ущерба за счет «приписок» составила почти 16,7 миллионов гривен.
При этом актами были закрыты работы на 82,5 миллиона гривен. Это значит, что объем приписок составил больше 20% от общего объема как бы выполненных работ. И это только то, что следователи смогли найти.
Руководству Госпогранслужбы было известно о приписках: департамент анализа и оценки информации подавал руководству службы отчеты о результатах выполнения проекта «Стена». Там прямо говорилось о невыполнении в полном объеме профинансированных работ по обустройству границы. Не были завершены 55,6 км рокадных дорог, 12,6 км металлического забора, 5 опорных пунктов, 7 огневых позиций. Ограда установлена некачественно с нарушением требований проектной документации; опоры забора не забетонированы; из-за неправильного планирования почвы ограждение снизу разрушается и т.п.:
Часть средств подрядчики перечислили субподрядчику ООО «Кит-трейд». Именно эта фирма должна была фактически проводить работы.
Однако «Кит-трейд» документально выполнение работ не подтвердил, а фактическое месторасположение фирмы этой установлено не было. Первым директором фирмы вообще числилась уборщица, которая на допросе сообщила, что в мае 2015 года оформила незнакомому человеку доверенность на действия от своего имени, за что получила 500 гривен.
А чтобы скрыть свои махинации, чиновники погранслужбы засекретили договора с подрядчиками, через которых обналичивались средства. Экспертиза, которую заказало НАБУ в ходе следствия, установила, что договора с подрядчиками были незаконно отнесены к государственной тайне с присвоением грифа «секретно».
На местах – та же картина. Черниговская военная прокуратура тоже ведет следствие о нанесении ущерба государству при строительстве укреплений на границе с Россией. Прокуроры подозревают «Черниговский облавтодор» и ООО «Укрспецстрой» в аналогичных махинациях – приписках и обнале, но на гораздо меньшую сумму в 1,56 миллиона гривен.
Согласно материалам дела, в августе 2015 уже упомянутый 1-й отдельный отдел капитального строительства Госпогранслужбы заключил ряд договоров с «Черниговским облавтодором» на выполнение работ по обустройству вдоль государственной границы противотанкового рва и бруствера. Через две недели «Черниговский облавтодор», в свою очередь, заключил соглашение с ООО «Укрспецстрой» о выполнении упомянутых работ. Их стоимость оценили в 10 млн. грн.
Облавтодор перечислил фирме 1,56 млн. грн, однако подтвердить выполнение работ фирма не смогла. Эту сумму военная прокуратура вменяет в качестве ущерба, который был нанесен государству. Половина денег была перечислена на ООО «Исида груп», которое налоговики называют фиктивным.
Еще один криминальный эпизод, связанный со «стеной Яценюка» – взятка в 530 тысяч гривен, на которой СБУ поймала главного инженера отдела капитального строительства Северного регионального управления Госпогранслужбы. Вместе со своим коллегой из уже упомянутого 1-го отдельного отдела капитального строительства, который в тот момент исполнял обязанности начальника отдела, пограничники вымогали взятку у подрядчика ООО «Каунт Групп». Деньги они требовали за то, что подпишут акты выполненных работ, и выплатят аванс по договору подряда на строительные работы по обустройству объекта «Евростена» на территории Харьковской области.
Первую часть взятки в 200 тысяч пограничники получили 13 апреля 2017 года прямо в палате киевской больницы № 12. Остальную часть им передали 26 апреля вблизи автомобильной стоянки торгового центра «Эпицентр» в Киеве на улице Полярной. Оба раза вручение взяток происходило под контролем СБУ:
После передачи второго транша фигурантов задержали. Однако сразу после задержания Печерский суд отказался арестовать получателя взятки, и отпустил его под залог 320 тысяч гривен.
Не исключено, что именно этого высокопоставленного пограничника НАБУ впоследствии арестовало в ходе операции 8 августа.
Напоследок – интересный факт: перед тем как НАБУ 8 августа задержало руководителей строительных подразделений пограничной службы, руководитель службы Виктор Назаренко подал в отставку.
В качестве предлога он назвал состояние здоровья: как сообщала «Страна», накануне он потерял сознание прямо на пресс-конференции президентов Украины и Беларуси.
Назаренко руководил ведомством с октября 2014 года – когда проект «Стена» только начинался. А ушел в отставку как раз перед «посадками» своих подчиненных, которые на этом проекте погорели с приписками и обналом.
На основе этих странных совпадений сделать вывод: главной задачей бывшего руководителя погранслужбы как раз и было «правильное распределение» средств для проекта «Стена», выделенных из госбюджета и средств Евросоюза. А платить за пограничный дерибан теперь придется всем украинским налогоплательщикам.
По материалам: skelet-info.org