Правосудие или профанация? Фигурантов дела 2 мая 2014 года в Одессе оправдали
Илличевский суд города Черноморск полностью оправдал группу из 20 антимайдановцев, которых обвиняли в организации и участии в массовых беспорядках 2 мая 2014 года в центре Одессы. Коллегия судей заявила, что доказательства вины задержанных, которые предоставила прокуратура, не достаточные, чтобы признать их виновными. Более того, судьи отметили, что эти люди помогали сотрудникам правоохранительных органов сохранять порядок, а само дело – политическое. Представители патриотических организаций были возмущены таким решением суда, у здания даже возникли потасовки в результате которых пострадали полицейские. В то же время ГПУ пообещала немедленно подать апелляцию. Двух самых одиозных антимайдановцов сразу же задержали по другому обвинению и избрали им меру пресечения в виде содержания под стражей. Активисты сейчас спорят над тем, кто виновен в оправдательном приговоре – судьи, которые по их мнению продались России, или сотрудники прокуратуры, которые не смогли надлежащим образом собрать доказательства вины антимайдановцев. В любом случае, добавляют активисты, если правосудие не будет эффективным, в стране начнутся «суды Линча».
Читайте также: Суд по делу «2 мая» в Черноморске: полиция применила газ
Суд оправдал фигурантов дела о беспорядках в Одессе
В понедельник, 18 сентября, Илличевский суд города Черноморск полностью оправдал группу из 20 антимайдановцев, которых обвиняли в организации и участии в массовых беспорядках, произошедших 2 мая 2014 года в центре Одессы. Все пять фигурантов дела, которые находились под стражей, были освобождены в зале суда.
Оправдательный приговор коллегия судей под председательством Филиппа Журавля зачитывала несколько часов. В нем было отмечено, что прокуратура не смогла предоставить убедительных доказательств вины обвиняемых, в том числе Сергея Долженкова и россиянина Евгения Мефедова, а само следствие было проведено крайне плохо. Так, Греческую площадь и торговый центр «Афины» осмотрели только через две недели после трагедии. Кроме этого следователи допросили лишь одного сотрудника правоохранительных органов, который присутствовал на месте событий, хотя там их было много. Кроме этого суд не принял к сведению показания главного свидетеля обвинения Александра Посьмиченко, так как он опознавал подозреваемых по фотографиям, а не вживую. Кроме этого, на снимках присутствовали известные личности, как например футболист Дэвид Бекхэм. По мнению судей, следствие сделало это специально, чтобы Посьмиченко было легче «узнать» подозреваемых.
Также суд не принял в качестве доказательств вины фото- и видеоматериалы, поскольку это копии, а не оригиналы, но были приобщены фотографии свидетеля стороны защиты Александра Лесика. Также суд учел его показания, в которых сказано, что пророссийские активисты были безоружны и «в пляжных тапочках», а проукраинские – вооружены до зубов, хорошо организованы, «а у некоторых были наколоты татуировки в виде свастики».
В приговоре сказано, что обвинение не смогло опровергнуть заявление защиты о том, что подсудимые просто помогали милиционерам охранять порядок. Отдельно судьи обратили внимание на то, что обвинение политически ангажировано: на скамье подсудимых сидят только пророссийские участники трагических событий, при том, что большинство погибших и пострадавших — их соратники.
У здания суда, по словам общественного активиста Сергея Стерненко, был замечен консул РФ Александр Страхов вместе с вооруженным охранником. Активист отметил, что его с места событий эвакуировали сотрудники правоохранительных органов.
По мнению журналиста Юрия Бутусова, нужно закрывать российское консульство в Одессе, поскольку оно поддерживает провокации, направленные против целостности Украины.
Согласился с таким мнением и советник главы МВД Зорян Шкиряк. По его словам, консульство РФ в Одессе – это филиал ГРУ-ФСБ и государство должно реагировать на такие вызовы жестко и адекватно.
Примечательно, что антимайдановцы, которые участвовали в событиях 2 мая, фигурировали в списках на обмен пленными. По словам представителя Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы Ирины Геращенко, было бы логично осудить их, а потом обменять на украинцев, которые находятся в российских тюрьмах.
Потасовки под судом
В Черноморске активисты устроили потасовки с сотрудниками правоохранительных органов, так как были неудовлетворенны решением суда.
По словам советника начальника областного управления Национальной полиции Руслана Форостяка, подразделения правоохранительных органов, участвовавшие в охране общественного порядка во время судебного заседания, стали «заложниками» и объектами для агрессии, весь «народный гнев» был направлен именно на них. После длительных стычек с применением газа и других спецсредств ситуацию удалось взять под контроль, отметил Форостяк.
По его данным, в потасовках пострадало по меньшей мере 20 сотрудников правоохранительных органов. По данному факту открыто уголовное производство по ч. 4 ст. 296 (групповое хулиганство, совершенное с применением огнестрельного или холодного оружия, или другого предмета, специально приспособленного или заранее заготовленного для нанесения телесных повреждений) Уголовного кодекса Украины.
В то же время народный депутат Андрей Левус потребовал немедленно уволить сотрудников полиции, которые отдали приказ избивать активистов, ведь они якобы просто хотели провести мирный контроль за процессом оглашения приговора антимайдановцам. Он предостерег сотрудников правоохранительных органов от ареста активистов и передал привет судьям Илличевского суда, пообещав, что они еще ответят за свое решение.
Ангажированный суд или непрофессиональная прокуратура?
Низкий уровень следствия стал причиной оправдания всех фигурантов дела о массовых беспорядках в Одессе, считает журналист и координатор группы «2 мая» Сергей Дибров. По его словам, финал дела был ожидаем, так как следствие и прокуратура не привыкли собирать доказательства для суда, а лишь собирают компромат, который можно обменять на деньги.
Дибров отметил, что с 2014 года над делом трудились десятки следователей и прокуроров, а количество подозреваемых в беспорядках при этом стремительно уменьшалось, из 120 задержанных до суда довели только 22 человека и то не смогли предъявить им ничего серьезного.
О том, что, вероятнее всего в деле антимайдановцев плохо сработало следствие говорит и общественный активист Карл Волох. Более того, по его словам суд попытался соответствовать духу времени, не поддался соблазну принять конъюнктурно выгодное решение, а набрался смелости и принципиальности отказать обвинению и разгневать толпу активистов. Это, по мнению Волоха, говорит как раз о росте качества судебных решений и более ответственном отношении судей к своему делу.
Не исключает, что решение суда могло быть следствием договоренностей главы ГПУ Юрия Луценко с предателями, народный депутат Виталий Куприй.
В свою очередь народный депутат Игорь Мосийчук считает, что все прокуроры и судьи, которые принимали участие в деле о событиях 2 мая, должны быть отстранены от работы.
Также политик отметил, что решение Илличевского суда – это приговор так называемой судебной реформе.
Многие активисты обеспокоены тем, что если правосудие не будет действовать, то в стране могут начаться так называемые «суды Линча». Об этом также заявил военный Мирослав Гай. По его словам, это очень опасная ситуация, в первую очередь для властей. Никакая Национальная гвардия или СБУ не смогут справиться с ситуацией, когда людей толкают к решению индивидуального террора для восстановления справедливости и национальной безопасности, добавил Гай.
К слову, в ночь на 19 сентября одному из отпущенных фигурантов дела о событиях 2 мая неизвестные в Оведополе проломили голову.
По мнению политолога Петра Олещука, государство, которое не наказывает преступников, своими действиями стимулирует рост преступности.
Повторный арест Долженкова и Мефедова
Сразу после оглашения приговора были задержаны два самых одиозных антимайдановца, Долженков и Мефедов, по подозрению в посягательстве на территориальную целостность и независимость Украины.
Киевский районный суд Одессы поздно ночью избрал им меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца.
Хотя некоторые политологи предполагают, что и это дело может ничем серьезным для них не завершиться.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org