«Оппозиционный блок» раскололся или готовится к выборам?

910

101Несколько дней назад в парламенте стали распространяться слухи о том, что фракция «Оппозиционного блока», да и вся партия оказалась на грани раскола. Причем, речь идет не о сиюминутном разногласии, а о далеко идущих планах, которые сулят едва ли не появление новых политических сил. Не исключено, что уже в феврале «Оппозиционный блок» разделится на две депутатские группы. Одна из них будет контролироваться одним из главных спонсоров «Оппоблока» Ринатом Ахметовым, вторая же останется под контролем Фирташа и Левочкина. Как уже понятно из схемы деления, инициатором обособления собственной депутатской группы является Ахметов. Скорее всего, уже на ближайшей парламентской неделе «Оппоблок» покинут не менее двух десятков депутатов, которые ориентируются на Ахметова. В итоге в официальном «Оппоблоке» останется также около двадцати нардепов, подконтрольных Левочкину и Фирташу и еще трое депутатов из сферы влияния Виктора Медведчука.

Была ли партия «Оппозиционный блок» единой ранее – трудно сказать, ведь, по сути, она и так являлась открытым акционерным обществом с двумя хозяевами – Ахметовым и Фирташем, и соответственно они финансировали его и влияли на него в равных долях, 50 на 50. «Оппоблок» создавался фактически к парламентским выборам 2014 года и был сформирован буквально за два месяца. Создавался он на основе бывшей «Партии Регионов» с использованием ее инфраструктуры и партийных отделений, а также членов. По итогам выборов «Оппоблок» собрал 9,4% голосов, что дало ему возможность провести в парламент 43 народных депутата, образовавших фракцию. «Оппозиционный блок» как партия образовал даже свое «оппозиционное правительство», руководит которым Борис Колесников – один из ближайших соратников Ахметова.

О том, что в «Оппоблоке» возможны разделения говорили едва ли не с того момента как он появился в 2014 году, так как в нем две очень мощные сферы влияния, между которыми периодически возникают конфликты. Несмотря на постоянное противостояние, им удавалось держаться вместе, дабы сопротивляться постмайданному прессингу от властей. Конфликт групп Ахметова и Фирташа длится и вовсе с 2010 года, когда оба олигарха финансировали избирательную кампанию Виктора Януковича и после избрания его президента у них возникли крупные бизнес-дележи. Прежде всего, они стремились продвигать своих людей на разнообразные денежные должности. При Януковиче эти группы боролись в основном из-за назначения своих людей руководителями госпредприятий. Впоследствии ситуация лишь обострялась в связи с желанием получать через Януковича все большие финансовые потоки. Фирташ и Левочкин пытались соорудить из Януковича единого лидера по примеру Кучмы, который мог бы находиться над конфликтами и не привязываться к какой-либо политической силе, но при этом отстранить его от Ахметова. В то же время Ахметов стремился прочнее привязать Януковича к «Партии регионов» и поставить его в зависимость. Тем не менее после Майдана обе группы смогли договориться о союзе и создать единую партию, но при этом противоречия никуда не делись. Ситуация осложняется и межличностными неприязненными отношениями, например между Левочкиным и Колесниковым.

Впервые ссоры в «Оппозиционном блоке» и возможность его раскола стали публичными в начале 2017 года. С этим вопросом журналисты обратились к Юрию Бойко, который был вынужден выйти в парламентские кулуары, но тот лишь недовольно все опровергал. По его словам, дискуссии внутри партии – это нормально, а раскола оппозиции желает только власть. Другие депутаты от «Оппоблока» лишь повторяли слова Бойко. Даже в группе Фирташа говорят о том, что никакого раскола не будет. Тем не менее, желание выделиться, похоже, уже имеется в группе Ахметова. Речь идет уже не только о бизнес-спорах, но и о разных политических целях. Например, осенью Колесников на заседании «Оппоблока» уговаривал однопартийцев не участвовать в протестных акциях, заявленных Юлией Тимошенко, тогда как поддержать ее протесты призывали в группе Фирташа-Левочкина. Ахметову также не нравится, что Левочкин использует фракцию в собственных целях, пытаясь его обманывать. В качестве одного из примеров называют вопрос снятия неприкосновенности с Новинского – якобы Левочкин убеждал всех поддержать некоторые правительственные законопроекты для спасения последнего, но затем выяснилось, что таким образом он пытался решать свои бизнес-вопросы. Не стоит забывать, что Ринат Ахметов активно налаживает свои отношения с Порошенко. Например, не так давно власти повысили стоимость угля, добываемого на шахтах Ахметова и используемого на его энергопредприятиях, и теперь Ахметов сможет продавать электроэнергию на 20% дороже. Взамен, конечно же, ему необходимо проявлять лояльность к Порошенко, чего не хотят в группе Фирташа. Более того, говорят, что в администрации президента Ахметову предложили создать новую партию, способную идти на компромиссы с властью и в ситуативных вопросах поддерживать парламентское большинство. Левочкин также не хочет портить отношения с Петром Порошенко, но при этом он активно добивается досрочных парламентских выборов.

Столь разные политические цели провоцируют шатания внутри «Оппоблока». В окружении Ахметова всерьез обсуждают название новой группы, предлагаются конкретные кандидатуры, кто бы мог ее возглавить – Королевская, Новинский, Вилкул. В то же время у Порошенко уже строят определенные планы на обе возможные группы. Так группу Ахметова можно будет использовать для поддержки парламентского большинства по серьезным вопросам, а группу Фирташа – в качестве карманной оппозиции. А представляющий эту группу Юрий Бойко и вовсе мог бы стать удобным оппонентом Порошенко на будущих президентских выборах.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org