Этот странный макеевский терроризм
Терроризм отличается от бандитизма тремя вещами: идеологической направленностью, символизмом и общественным резонансом. Ни один из этих пунктов в Макеевке не замечен
Глава СБУ Валерий Хорошковский уже через полдня после взрывов в Макеевке заявил, что все, что произошло в этом трехсоттысячном городе – терроризм. У нас нет никаких причин сомневаться в компетентности наших правоохранителей, вот только те данные, которые просочились в прессу, вызывают как минимум недоумение по поводу этого самого терроризма (имеется в виду мировая практика, а не наш закон).
Террористы или не террористы?
Любой теракт имеет явно выраженную идеологическую составляющую. В нашем случае ничего подобного нет. Записка, на которой якобы написано, что «власть достала, дайте четыре миллиона евро» больше напоминает банальное вымогательство, чем спланированный идеологический акт. Надо также отметить, что терроризм предполагает наличие террористической организации (пусть даже карликовой, состоящей из одного-двух людей). Прошли сутки, но нигде в Интернете не появились заявления от организаторов. А это всегда во всем мире обязательный момент. Во-вторых, любой теракт имеет огромную символическую составляющую. При всем уважении к торговому центру и к Макеевуглю, эти предприятия не несут никакой символической нагрузки. Даже для жителей Макеевки. И, наконец, в-третьих, теракт рассчитан на огромный общественный резонанс (кроме всего прочего резонанс достигается благодаря уже названным первым двум пунктам). В случае с Макеевкой резонанса практически не было. Особенно это было заметно по обсуждению в Интернете, где народ в основном «пережевывал» анекдот о том, что «какая страна – такие и теракты». Таким образом, версия о терроризме, в классическом значении этого слова, пока вызывает огромные сомнения. Ну не похоже это на действия ИРА, ЭТА, чеченских или палестинских экстремистов. Но СБУ сразу же отмело версию бандитских разборок. Очевидно, они что-то знают?
Против кого бомбы?
Есть еще один вопрос, который пока правоохранители обходят стороной: против кого это все было сделано. Попробуем сформулировать все версии, которые пришлось услышать за последнее время. При чем любую из этих версий может взять на вооружение наше СБУ. Если конечно будет выполнять политический заказ.
1. Сумасшедшие, которые хотят получить деньги. Вполне жизнеспособная версия, но только если и вправду взрывали люди, по которым плачет дурка.
2. Украинские националисты. Версия, которая была озвучена в СМИ сразу после выборов по аналогии со взрывом того, что коммунисты называют памятником Сталину в Запорожье. Но проблема этой версии состоит в том, что более глупого места для теракта найти просто сложно.
3. Российский след. Действия иностранной спецслужбы направлены на то, чтобы разжечь внутриукраинский конфликт и превратить страну в новое «Приднестровье и Молдову». Как и в предыдущей версии есть огромный вопрос, а зачем это было делать в столь отдаленном месте?
4. Крымско-татарский след. Месть крымских татар за то, что последних «щемит» Джарты в Крыму (премьер Крыма считается «хозяином» Макеевки). Но проблема в том, что это уж слишком сложная схема. Сюда же можно добавить и версию о том, что взрывы подготовили конкуренты Джарты по Крымской республиканской парторганизации. Но как бы то ни было, если это так, то и мифические татары и мифические однопартийцы не могли не понимать, что таким образом они только усилят Василия Геогриевича в автономии. Он ведь на самом деле не может отвечать за сумасшедших, которые мстят ему за тридевять земель.
5. Взрывы подготовили сами спецслужбы, чтобы доказать свою необходимость и оправдать повышение финансирования. Кроме этого многие говорят о том, что таким образом руководители спецслужб решили укрепить свое положение и очень быстро найдут террористов.
6. Взрывы были направлены только на одного человека – на Президента страны, который должен испугаться разгула террора в стране и быть еще более податливым на увещевания некоторых людей из своего окружения. Версия строится на том, что Виктор Федорович уж очень печется о своей безопасности и окружение может даже начать шантажировать его проблемами безопасности.
7. Это разборки местного масштаба, которые раздули то ли специально, то ли по глупости.
Заявив о том, что это терроризм, украинские спецслужбы теперь вряд ли смогут говорить о бандитизме или сумасшедших подрывниках. А это значит, что в ближайшее время перед нами должны показать некую организацию, которую очевидно приплетут к каким то политическим разборкам.
Вадим Денисенко
comments.ua