Украинская преступность и добробаты. Общие грани
Уровень преступности, в том числе организованной, в Украине перешел на новый, более качественный, так сказать, уровень. Спорить с ростом этого крайне опасного для общества явления не имеет смысла – в последнее время буквально все украинские СМИ пестрят заголовками вроде « Там-то убили» или «Там-то ограбили». Нет смысла также приводить статистические данные по количеству совершенных преступлений в разные периоды, но их количество разительно отличается, скажем, в 2013 году и нынешнем 2016-ом. Данная тема ранее неоднократно освещалась на аналитическом портале job-sbu.org.
В чем же просматривается новое «качество» преступлений, совершаемых на территории украинского государства? Причин, конечно же, несколько и все они между собой взаимосвязаны. Первая причина, которая позволила расцвести криминалу в Украине – это реформирование системы отечественных правоохранительных органов. Напомню вкратце. Под патронатом министра МВД Арсена Авакова и его заместителя Эки Згуладзе была проведена полицейская реформа. Проводилась она по «грузинскому шаблону». Сотрудников новообразованных ведомств набирали по определенным требованиям. Приоритетными требованиями было высшее образование, возраст 21-35 лет. Отсутствие опыта работы ранее в системе МВД только приветствовалось. Не вдаваясь в дебри проведенной реформы, стоит отметить, что после «чисток» очень много сотрудников МВД оказались ненужными. Что получилось в итоге? За бортом оказались милицейские кадры с многолетним опытом работы, в том числе в оперативно-розыскной деятельности, что, несомненно, снизило уровень раскрываемости преступлений. А сколько лет понадобится молодым сотрудникам, прежде чем они смогут составить достойную конкуренцию своим невостребованным предшественникам? Пять? Десять?
Не стоит исключать также тот факт, что часть бывших сотрудников милиции уйдет в криминал. Это тоже вполне объяснимо. Криминальные структуры с большой охотой вербуют в свои ряды тех, кто оказался за бортом системы. «Бывшие» прекрасно знают, как обойти своих коллег в розыске и поимке, не оставить улики и т.д. И, конечно же, нужные связи в правоохранительной системе.
Вторая причина лежит на поверхности вооруженного конфликта на Донбассе. Не секрет и не новость, что уровень преступности в регионе, охваченном вооруженным противостоянием, всегда выше. Это обусловлено в первую очередь большим количеством огнестрельного оружия, которое целыми реками растекается по всей Украине. Да и сами вояки не брезгуют приторговывать смертоносными игрушками. Как сообщил на днях военный генпрокурор Анатолий Матиос, сотрудниками СБУ был задержан замкомандира 53-ей отдельной механизированной бригады ВСУ, который торговал патронами различных калибров и ручными гранатами. И это далеко не единичный случай. «Черный рынок оружия» – вполне реальное явление в современной Украине.
Третья причина заключена в тех, кто держит в руках это самое оружие. После демобилизации украинские военнослужащие возвращаются домой, где их зачастую встречает суровая реальность гниющего быта. Адаптироваться к мирной жизни, где вместо ожидаемых почестей и льгот ожидает повсеместное равнодушие и несправедливость, довольно непросто. А для некоторых «атошников» стало невозможным. И тогда бывшие бойцы АТО берут в руки оружие и идут «брать свое» по праву силы. Я не беру во внимание преступления совершенное на бытовой почве с использованием оружия. Достаточно непопулярная и даже опасная тема преступлений, совершаемых бойцами добробатов, в том числе скандальноизвестного батальона «Азов».
Случайность или нет, но последнюю свою публикацию взорванный в автомобиле Павел Шеремет посвятил именно проблематике взаимоотношений добробатов и украинского закона. Конечно же, не заинтересованные в пристальном внимании вокруг организованной преступности в рядах добровольческих батальонов всячески стараются отвести подозрения, указывая на «российский след» и другие версии. Но факт остается фактом.
15 июля в Запорожской области было совершено дерзкое нападение на инкассаторский автомобиль. Злоумышленники были вооружены огнестрельным оружием и ручными гранатами. Нападение закончилось «хэппи-эндом»: инкассаторы не пострадали, а правоохранители ликвидировали банду, уничтожив двоих преступников на месте и задержав остальных членов ОПГ. В дальнейшем стало известно, что инкассаторская машина была своеобразной приманкой для ОПГ, на счету которой уже около десятка аналогичных ограблений. Выходит, вся операция, проведенная СБУ была инсценирована для нейтрализации зарвавшейся банды «отморозков». Первым делом руководитель СБУ Василий Грицак сообщил, что двое из нападавших были россиянами. По заявлению главы спецслужбы это было важно. Для кого и в чем важность? А сделано это заявление было для того, чтоб скормить украинской аудитории версию про одиозный «российский след» и отвести общественный взгляд от истинных причин. Но не тут то было. «Российская версия» вскоре провалилась. Стало известно, что все фигуранты разбойного нападения являлись бывшими и действующими бойцами добробата «Азов». А это оказалось куда более резонанснее, чем гражданство налетчиков. Впрочем, эта история, на мой взгляд, получила значительно меньше внимания, чем заслуживала. По-видимому, отождествлять «воинов света» с мародерами и грабителями не модно и непатриотично.
Менее чем через неделю аналогичное нападение на инкассаторов «ПриватБанка» было совершено в Харьковской области. По сообщению пресс-службы банка добычей грабителей стали 2,4 млн. гривен, хотя правоохранители называют сумму 4,6 млн. Спустя несколько дней был задержан один из двух нападавших. Им оказался действующий сотрудник областного СБУ в чине подполковника. Изъяты крупные суммы денег в различной валюте, огнестрельное оружие и боеприпасы.
Подводя итог всему вышесказанному можно смело утверждать, что на данный момент в Украине созданы все условия для процветания криминала. Те, кто поставлены на страже интересов украинского народа, прикрываясь статусом защитника отечества, сами совершают тяжкие преступления. Украинская власть, понимая, что не в состоянии контролировать добробаты, вынуждена на многое закрывать глаза и идти на компромисс с вооруженными формированиями, освобождая от уголовной ответственности бойцов добровольческих батальонов.
Дмитрий Калина
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org