Квартирный рэкет как альтернатива решению проблемы с соцжильем в Киеве

572

1Новость о махинациях экс-заместителя генпрокурора Виталия Касько с недвижимостью, с начала минувшей недели облетевшая отечественные СМИ, вряд ли наделает много шума. Особенно на фоне громкого увольнения очередного зама Шокина Сакварелидзе и ареста протеже последнего — прокурора Модебадзе. Сегодня умы рядовых украинцев гораздо больше занимает сама война между двумя влиятельнейшими группировками “законников”, нежели то, в чем именно подозревается попавший в опалу зам генпрокурора. Между тем, не будь в государстве избирательного правосудия, уже традиционно практикуемого власть предержащими в отношении своих оппонентов в политических целях, открытие уголовного производства по факту незаконной приватизации жилья столь крупным чиновником вполне могло бы дать старт целой серии расследований в сфере квартирного мошенничества.

Ведь Касько далеко не первый и, очевидно, не последний из числа тех должностных лиц, которые занимаются присвоением доставшейся им даром недвижимости. В подобных незаконных схемах уже который год замешаны госслужащие всех мастей: от органов местного самоуправления до силовиков и судей. Злободневности данной проблеме придают давно катастрофическая ситуация с социальным жильем в стране и тот факт, что “слугами народа” массово разворовывается даже не казенное жилье, а то, которое заблаговременно “отжимается ” властями у частных фирм-застройщиков путем обыкновенного шантажа и вымогательства.

Откуда ноги растут

С развалом Советского Союза десятилетиями формировавшаяся система распределения соцжилья между очередниками, первоочередниками, внеочередниками, различными категориями льготников и государственными работниками, казалось бы, канула в Лету. Во всяком случае рядовые граждане, годами стоявшие в очередях на недвижимость, сполна ощутили это на себе. Что же касается госслужащих, то не тут-то было — привычка к халяве у них никуда не делась.

Например, в 2003 году решением сессии Киевского городского совета впервые было узаконено обязательство застройщиков передавать в пользу Главного управления жилищного обеспечения исполкома высчитываемый по соответствующей формуле процент квадратных метров от построенных домов — от 5 до 15% квартир, в зависимости от близости строящегося жилья к центру столицы. Само собой, это помимо уплаты застройщиком денежных средств в местный бюджет в виде паевого взноса на создание социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города. Далее чиновники на свое усмотрение распределяли квартиры, что, в свою очередь, лишь поощряло коррупцию.

С оглядкой на тогдашнее стремление Виктора Януковича угодить Евросоюзу в 2011 году были приняты Радой и подписаны Президентом два закона, имеющих непосредственное отношение также и к проблемам взаимоотношений власти и застройщиков. Закон “О регулировании градостроительной деятельности” запретил требовать от застройщика какое-либо имущество или услуги за исключением предусмотренных законодательством паевых взносов. Следом за ним вступил в силу закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», который вообще запретил органам государственной власти и местного самоуправления получать что-либо от физических и юридических лиц на бесплатной основе.

Тем не менее, результат от введения таких благих законодательных новшеств оказался практически нулевым. Если не считать того, что схемы присвоения дармовой недвижимости чиновниками стали более незаконными, наглыми и циничными. И, как это не парадоксально, гораздо упростились.

Едва ли не первой и главной заботой людей, от мала до велика, дорвавшихся до власти в Украине становится стремление во чтобы то ни стало разжиться дармовой недвижимостью за счет государства. Все они прекрасно понимают, насколько скоротечна власть в условиях участившейся в последние годы досрочной смены политических элит у руля страны. Чего стоит один только недавний скандал, связанный с отказом народных депутатов Верховной Рады VII созыва, так и не отгулявших свою каденцию до конца из-за последнего Майдана, выселяться из служебных квартир в знаменитом депутатском доме на ул. Срибнокильской! Ведь каждый из них давно спал и видел эти апартаменты в своей собственности. http://vesti-ukr.com/strana/141369-ih-isportil-kvartirnyj-vopros-deputaty-zavalili-sudy-iskami-iz-za-zhilja

Просто и гениально

Достоверно не известно, как обстоит дело в ситуации с бывшими народными депутатами, но весьма распространенная сегодня практика перевода государственных (общественных) квартир в категорию служебных, с последующим восстановлением их прежнего статуса, имеет под собой более чем конкретную подоплеку. Это видно и по вышеупомянутому делу уволенного замгенпрокурора Касько. http://www.pravda.com.ua/rus/news/2016/03/28/7103559/ Более того, все эти рокировки являются основой успешного проведения махинаций с недвижимостью. Недаром в одной лишь столице перестают быть служебными сотни квартир ежегодно.

Схемы мошенничества просты и примитивны до безобразия и разнятся лишь в некоторых несущественных нюансах. Департамент строительства и жилищного обеспечения КГГА (ранее — то самое Главное управление жилищного обеспечения ) передает квартиру, допустим, одному из судов. Затем суд обращается в одну из районных администраций в Киеве с просьбой назначить квартире статус служебной, чтобы вселить в нее своего работника. В свою очередь РГА выполняет пожелание суда. При этом данное жилье не то чтобы не принадлежит суду, а даже не числилось на балансе в КГГА. Ведь застройщик передал квартиру департаменту простым актом приема-передачи, без каких-либо отметок в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество! Проходит полгода-год, и суд снова обращается в райгосадминистрацию, но уже с ходатайством о снятии статуса служебной с той же самой квартиры, которая тут же приватизируется прописанным в ней лицом. При чем, чаще всего бывает, что тот самый счастливый получатель квартиры прописывается в ней со всей своей семьей, а потому квартира приватизируется, как правило, даже не им, а кем-то из его близких. Сам же госслужащий начинает охоту за очередной недвижимой халявой, в то время как простые смертные десятилетиями продолжают стоять в очереди.

На практике данный процесс можно продолжать до бесконечности. Ведь мошенническая схема абсолютно не прослеживается в госреестрах, а, значит, очередной счастливый обладатель новенькой недвижимости просто не светится. Как я говорил выше, профильный департамент КГГА изначально не регистрирует право собственности на полученные им от застройщика квартиры, а, значит, попросту раздает их кому вздумается.

Так например, по информации инсайдерских источников автора данной статьи, благодаря подобной схеме бывшему и.о. начальника ГАИ Украины Александру Ершову удалось приватизировать четыре квартиры. Да-да, тому самому, которого в мае минувшего года уволил с должности министр МВД Аваков за слишком нескромные фото его дочерей в соцсетях, демонстрировавших их не в меру роскошную жизнь. Правда, до ареста квартир Ершова с стране победившего избирательного правосудия не дошло, потому как экс-главный гаишник страны не стал противиться решению своего руководства, а тихо подал рапорт об отставке. Необходимо отметить, что в своем отказе регистрировать вышеупомянутые операции с недвижимостью Департамент жилищного обеспечения ссылается исключительно на нормы Жилищного кодекса, которым, мол,”не предусмотрено принятие полученных от застройщика квартир в собственность с оформлением свидетельств о праве собственности на них и проведение государственной регистрации”. Об этом, в частности, говорится в ответе Департамента на информационный запрос общественной организации “Сектор права”. Но возникает вопрос: а почему тогда столь дорогостоящий актив, как квартиры, не ставится, к примеру, на бухгалтерский учет, как того требует Бюджетный кодекс? Ведь, руководствуясь логикой киевских чиновников, любое предприятие отныне может отказаться от регистрации недвижимости, избегая хотя бы той же уплаты налогов.
2
3
Деятельность, поставленная на поток и с размахом

Между тем, письмо Департамента журналистам Spilno.TV дает приблизительное представление о масштабах незаконной деятельности чиновников из КГГА по раздаче не принадлежащих им ни де-факто ни де-юре квартир. В документе говорится, что в 2009-2014 гг. данным исполнительным органом КГГА было получено от застройщиков 783 квартиры — “в счет процентных отчислений за построенные жилые дома”. Еще 733 квартиры было куплено и 206 квартир… реализовано. Иными словами продано, хотя в Положении о Департаменте строительства и жилищного обеспечения черным по белому прописано, что основным его предназначением является обеспечение граждан жильем, а о какой-либо”реализации” там — ни слова!
В связи со всем вышеизложенным возникает масса вполне резонных вопросов. Куда и кому идут деньги от продажи огромного количества недвижимости при колоссальной нехватке жилья для остро нуждающихся граждан столицы? Зачем ежегодно присваиваются статусы служебных такому количеству квартир в городе, если они тут же с них снимаются?

Показательно, что ответов на эти воистину риторические в Украине вопросы неоднократно пытались добиться от столичных чиновников даже народные депутаты. Игорь Луценко и Николай Княжицкий еще с середины 2014 года буквально забросали своими депутатскими запросами КГГА, а также основных получателей бесплатных квартир в лице судов, МВД, прокуратуры и СБУ.

“Бизнесмены-застройщики Киева уже который год жалуются на рэкет со стороны правоохранителей, которые совместно с чиновниками КГГА занимаются «относительно честным» отбором жилплощади в новостройках. Количество квартир, которые сомнительным способом приватизируют семьи прокуроров, ментов и судей, тяжело даже сосчитать – но это как минимум десятки в год, а то и сотни. Городская власть, которая все видит и все понимает, тем не менее принимает участие в квартирных аферах вместе с законниками, поскольку заинтересована в хороших с ними отношениях. Надеюсь, мы в ближайшее время услышим о первых наказанных за такие преступления – тогда остальные представители судейско-прокурорской братии побоятся рэкетирствовать в дальнейшем” — так прокомментировал мне ситуацию экс-депутат Киеврады и нынешний народный избранник Игорь Луценко.

Рычаги и намерения власти

Не знаю, сбудутся ли надежды парламентария, но очень похоже на то, что власти решили действовать на упреждение. На днях в СМИ появилось сообщение о том, что Киеврада выступает с инициативой забирать у застройщиков по 1-1,25% сданного в эксплуатацию жилья. Представители постоянной комиссии по вопросам бюджета уже поддержали проект обращения в парламент с идеей внести изменения в тот самый Закон «О регулировании градостроительной деятельности».

То есть,. руководители города снова решили узаконить свой фактический рэкет, возвращаясь к былой практике. Правда, с несколько умерившимися, в сравнении с 2003 годом, аппетитами. Чем же еще можно объяснить пахнущее нафталином ноу-хау, если оно, по подсчетам самих же депутатов, способно решить проблему квартирной очереди лишь через 335 лет? На фоне всего этого Минрегион заявил о своем намерении отменить такое явление, как квартирная очередь, в которой на сегодняшний день стоят более 600 тысяч украинцев. http://moygrad.kiev.ua/2016/02/17/kvartirnyj-vopros-v-kieve-hotyat-zakryt-cherez-335-let/

А что же сами застройщики, спросите вы? Почему не протестуют? Зачем по умолчанию участвуют в коррупционных схемах власти?
Ответ прост. Местные органы власти совместно с правоохранителями, кровно заинтересованными в незаконном получении жилья, по полной прессуют тех, у кого появляются даже мысли пойти против течения. Силовики, как водится, фабрикуют липовые уголовные дела против не в меру отважных представителей строительного бизнеса, а суды способствуют им своими решениями. Прецеденты есть, но это уже тема для отдельной статьи. КГГА же попросту ставит палки в колеса застройщикам. Например, стараниями киевских чиновников неугодным предпринимателям начинают либо немотивированно отказывать в продлении договора об аренде земли под строительство, либо всячески затягивают введение здания в эксплуатацию, либо не дают инвесторам строительства оформлять свидетельства о праве собственности на квартиры, либо не присваивают адреса построенным домам. В общем, при желании возможностей у власти масса. Все эти искусственные проволочки чрезвычайно чреваты для застройщика. Особенно в свете регулярно взлетающих цен на стройматериалы и прочее.

Между тем, известны случаи, когда некоторым застройщикам, в виде исключения, разрешалось не передавать киевским властям квадратные метры отстроенного жилья. Все зависело от умения договариваться с властями. При Президенте Януковиче “смотрящим” по данным вопросам в КГГА являлся заместитель председателя Киевской горадминистрации, выходец из Одессы Михаил Кучук по прозвищу “Миша Карман”. Тот самый, которого летом минувшего года уволил уже с должности советника главы Одесской ОГА новый губернатор Одесщины Саакашвили. Со словами “он наворовал миллионы”. Именно Кучук держал под своим контролем в Киевской области буквально все этапы в строительно-земельной сфере – выделение земли, планирование территорий, сферу выдачи разрешительных документов, регистрацию объектов недвижимости и т.п.

Кто положит конец беспределу?

Сегодня, после Революции Достоинства и гибели Небесной сотни, КГГА продолжает промышлять теми же мошенничествами, что и во времена прежнего режима. Кто “крышует” весь этот коррупционный спрут сегодня — точно сказать трудно. Однако, известно, что существует официальное распоряжение мэра Кличко о том, что распределение квартир районными администрациями Киева должно согласовываться с ним лично.

Так или иначе, но работы для новосозданных и пафосно представленных постмайданной властью ключевых ведомств по борьбе с коррупцией — Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры — непаханное поле. Уже известно, что НАБУ сначало отказалось реагировать на заявление о совершении преступления, с которым обратился в бюро один из потерпевших застройщиков. Однако, после того как застройщик написал официальное заявление о преступлении в Антикоррупционную прокуратуру, НАБУ еще раз пригласило потерпевшую сторону на прием. Подозреваю, что не на чай з детективами. Адекватные действия обоих антикоррупционных ведомств могли бы стать отличным лакмусом того, насколько эффективны данные новосозданные правоохранительные органы. Особенно если учесть, что сам Назар Холодницкий совсем недавно в прямом эфире у Наталии Влащенко на 112-м поспешил заверить общественность в том, что САП будет оперативно реагировать на все сообщения СМИ и журналистские расследования.

По материалам: ord-ua.com