Борьба с коррупцией за грантовые деньги

1 020

d4db2c6Борьба с коррупцией в Украине – предмет постоянных разговоров в обществе. На необходимости ее эффективного проведения делают акцент и наши западные партнеры. Парадокс в том, что в Украине борьба с коррупцией сама превратилась в коррупцию и огромные суммы донорских средств просто «отрабатываются» исполнителями под диктовку.

Экономист и председатель правления ОО «Центр эффективного законодательства» Марьян Заболоцкий в своем блоге затронул тему грантов – он показал эффективность полученных донорских средств на примере АПК, а также конфликты интересов, возникающие у грантополучателей между теми, кто дает им деньги извне и теми, кому они «должны» внутри страны.

В свою очередь, «Прокурорская правда» решила разобраться, насколько эффективными являются выделенные размеры грантовой помощи на борьбу с коррупцией.

Гранты на миллиарды

Не секрет, что страны Запада активно поддерживают развитие демократических ценностей в Украине. Причем, поддерживается не только морально, а, в первую очередь, материально – путем выделения вполне конкретных и весьма немалых средств. Только на борьбу с коррупцией в Украине Запад выделяет ежегодно более 400 миллионов долларов. По данным Министерства экономического развития и торговли Украины, на реализацию 276 проектов технической помощи страны-партнеры выделили Украине более 3,3 млрд долларов.

1

Международная техническая помощь (МТП) предоставляется Украине на безвозмездной и безвозвратной основе странами-донорами и международными организациями с 1992 года практически во всех сферах экономики и общественной жизни. За все годы сотрудничества донорами было выделено более 9 млрд долларов технической помощи.

С 1996 года осуществлена государственная регистрация 3117 проектов технической помощи. Крупнейшими донорами Украины являются Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз. Значительные объемы технической помощи предоставляются также Канадой, ФРГ, Швецией, Швейцарией, Японией, Турцией, Данией, а также ООН, Всемирным банком, ЕБРР, ОЭСР.

Однако отстаивание демократических ценностей в Украине давно стало доходным бизнесом. Это стало неким рынком, который направлен не на реальную работу, а на повышение собственной рентабельности. Пользуясь доверием Запада, общественные организации, новоиспечённые активисты и лидеры общественного мнения под прикрытием громких лозунгов берут деньги на проекты, которые либо не исполняются, либо не соответствуют заявленной сумме расходов, либо исполняются строго «под чей-то вполне определенный заказ».

На волне постреволюционного ветра перемен как грибы после дождя стали появляться общественные организации, которые главной целью своей деятельности провозглашали борьбу с коррупцией. Они давали громкие обещания обнародовать все коррупционные схемы предыдущей власти и «держать руку на пульсе» действий новой власти.

После смены лиц у руля страны прошло уже 2 года, а уровень коррупции в Украине не то, что не уменьшился, а в некоторых сферах даже вырос до 20%. Сегодня во всемирном антикоррупционном рейтинге наша страна занимает 130 место из 168. Это означает, что борьба с этим явлением проходит только на словах чиновников, политиков и особенно общественных активистов, которые для реализации своих лозунгов получают миллионы долларов международной донорской помощи.

Прозрачность антикоррупционной деятельности зависимых от грантовых средств организаций под большим вопросом еще и потому, что ни одна из них не может получить грант без подписей бенефициаров, которыми могут быть министерства и ведомства. Естественно, это делает такие организации полностью подконтрольными чиновникам и четко регламентирует направление их деятельности.

Гранты на коррупцию или на борьбу с ней?

Пожалуй, одной из самых распиаренных антикоррупционной организацией в Украине является«Центр Противодействия Коррупции». Она позиционирует себя как общественная организация, объединяющая экспертов юридического, медийного и общественно-политического сектора, которые корнем ключевых проблем развития Украины считают коррупцию. Её возглавляет «молодой и перспективный» Виталий Шабунин.

В последнее время он стал довольно ярким игроком на антикоррупционном поле. Его хорошие манеры и аргументированная риторика отвлекли внимание от главного факта - то, что Шабунин далеко не новый человек, которого вынесла на своей волне Революция Достоинства.

Его карьера началась еще в студенческие годы в Ровно – в 2006-м он стал депутатом Ровенского городского совета и работал советником главы Ровенской ОГА Виктора Матчука. Спустя год вместе с Матчуком он перебрался в Верховную Раду – уже в качестве помощника народного депутата, которым оставался до 2011 года. Параллельно в 2008 году незаменимый молодой специалист успел поработать внештатным советником экс-вице-премьера Ивана Васюника. Также все это время Шабунин активно участвовал в работе гражданского движения «Опора».

В команде «Центра Противодействия Коррупции» есть и другие не менее интересные личности. Так, в правление организации входит соучредитель портала «Наші гроші» Олекса Шалайский. Он же является основателем ОО «Наші гроші», три члена которой делегированы в состав Совета общественного контроля при НАБУ (Денис Бигус, Дмитрий Чаплинский, Алиса Кисиль).

 «Центр Противодействия Коррупции» Шабунина начал свою деятельность в 2012-м – в самый расцвет эпохи Януковича, но тогда громких расследований не было, и большой опасности для режима он не представлял.

Источники финансирования Центра постоянно вызывали вопросы. По словам самого Шабунина, Центр существует на спонсорские деньги и с самого начала своей деятельности занимался разоблачением коррупционеров. Впрочем, разоблачения эти, как правило, подразумевают громкие расследования против одних коррупционеров за деньги других. Одной из сфер деятельности Центра являются расследования нарушений в сфере госзакупок. Поэтому деньги от «заинтересованных в прозрачном проведении тендеров лиц» – еще одна статья доходов Центра.

Свою деятельность Центр тесно координирует с еще одним ярым антикоррупционером – нардепом Егором Соболевым. Как и раньше, Центр по-прежнему не является проблемой для власти – ведь он проводит расследования против их оппонентов, которые не обладают прежней силой и влиянием. Это приносит как политические, так и финансовые дивиденды всем заинтересованным лицам.

Немногими из нынешней власти, кто постоянно удостаивается критики со стороны руководителя Центра, является руководство ГПУ. Шабунин регулярно «макает в грязь» Виктора Шокина за нежелание и бездействие в борьбе с коррупцией как внутри ведомства, так и в стране. В частности, лавина обвинений на ведомство обрушилась за полный провал расследований громких и резонансных дел против соратников Януковича. Вместе с Егором Соболевым они раскритиковали изменение структуры ГПУ, заявив, что все изменения в ГПУнаправлены на назначение «своих людей» и сохранение существующей коррупционной системы в ведомстве.

Не обошёлся без скандала и конкурс по отбору кандидатов в Специализированную антикоррупционную прокуратуру – Шабунин обвинил часть членов комиссии по отбору кандидатов в САП, в частности по квоте ГПУ, коррупционерами, а также агитировал за назначение Новикова на должность зама Холодницкого и поливал грязью его оппонентов.

Одной из особенностей гражданских активистов в Украине является то, что их активность зачастую финансируется иностранными организациями. Поэтому не нужно быть провидцем, чтобы понять, что такая неприкрытая война Центра противодействия коррупции против старой гвардии ГПУ, естественно, не случайна и имеет свои истоки.

Не секрет, что верхушкой ГПУ не доволен один из наших главных партнеров – США. Посол США Джеффри Пайетт прямо обвинял его в том, что ГПУ отказывается бороться с внутренней коррупцией и реформы всего государственного механизма. Продолжая тему, Виктория Нуланд требовала полностью обновить ГПУ, «разрушить до основания», и уже потом выстроить заново. А прибывший в Украину с рабочим визитом вице-президент США Джозеф Байден заявил, что Генеральный прокурор Виктор Шокин должен уйти в отставку. Он раскритиковал деятельность ГПУ, заявив, что прокуроры саботируют реформы и уклоняются от расследования резонансных коррупционных дел. При этом основные надежды с проведением реформ в ГПУ США связывалис младореформаторами Виталием Касько и Давидом Сакварелидзе.

В своей постоянной риторике Шабунин также неоднократно заявлял, что главным союзником Украины на внешнеполитической арене являются США, именно благодаря Штатам наша страна получает финансовую помощь Запада – в первую очередь, от МВФ.

Ярая поддержка Шабуниным Виталия Касько тоже не случайна. Дело в том, что главным спонсором «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко, с которым Шабунин пошел на выборы в 2014-м, является Игорь Пукшин, владелец адвокатской фирмы «Пукшин и партнеры». Именно в компании «Пукшин и партнеры» трудился в свое время Виталий Касько.

Через грантоеда Шабунина был передан сигнал и Президенту Порошенко из-за его упорного нежелания уволить Шокина. «Отрабатывая» деньги спонсоров и оценивая работу ГПУ, Шабунин заявил, что пока до тех пор пока Порошенко у власти, никто из Семьи Януковича не сядет.

Тем не менее, как говорится «собака лает караван идет» и в ГПУ прекрасно понимают, откуда исходят такие умозаключения и чего они стоят. Так, близкий соратник Виктора Шокина и бывший первый заместитель Генпрокурора Владимир Гузырь в своем Fb раскритиковал доморощенных «экспертов из гражданского общества», заявления которых очень дорого обходятся нашему государству.

2

В перечне проектов международной технической помощи, зарегистрированных в Министерстве экономического развития и торговли, Центр противодействия коррупции является реципиентом двух проектов, направленных на проведение антикоррупционных реформ. На оба эти проекты деньги в размере 18 617 541 долларов и 4 463 129 долларов выделило ни кто иной, как правительство США.

Один из проектов – «Объединимся ради реформ» реализуется начиная с 2008 года, тем не менее, конкретные результаты не видны до сих пор. Согласно данным на официальном сайте, Центр не дал украсть 1 147 339 732 грн. Но проблема состоит в том, в «зачет» себе они ставят лишь медийную волну или сюжет на телеканале, который, по их мнению, должен оставить коррупционные деяния. Но по факту в большинстве случаев к реальным видимым результатам это не приводит. В лучшем случае, вмешательство таких общественных организаций может отсрочить отчуждение бюджетных денег. Ярых борцов с коррупцией «очень слышно» и «много» на телевидении и в интернете. С помощью донорских средств под видом антикоррупционных проектов они получают возможность проводить собственную пиар-кампанию.

Как видим, именно американские доллары, а не желание бороться с коррупцией определяют вектор высказываний и заявлений Виталия Шабунина.

34

Еще одна немало известная организация, которая позиционирует себя как борец с коррупцией является Общественная организация «Общественная служба «Свідомо», основатель которой все тот же Егор Соболев. Как и других гражданских активистов в Украине, их активность также имеет свои финансовые источники. Так, «Свідомо» финансирует фонд «Відродження», организованный при непосредственном участии американского финансист Джорджа Сороса.

В перечне проектов международной технической помощи «Свідомо» указаны реципиентом проекта «Содействие журналистским расследованием» с размером грантовой помощи в 2 999 963,03 канадских долларов, выделенных правительством Канады.

Активную антикоррупционную деятельность проводит и неправительственная организацияTransparency International Україна, исполнительным директором которой является Алексей Хмара. Своих доноров Transparency International указали на официальном сайте. Среди них – фонд «Відродження», ЕС, посольство США, Великобритании, Нидерландов. Три представителя Transparency International – Андрей Марусов, Дмитрий Шерембей и Алексей Хмара – входят в состав Совета общественного контроля при НАБУ.

Согласно информации на официальном сайте организации, сейчас в направлении проведения эффективной антикоррупционной политики реализуется 17 проектов. Жаль только, что опубликованный ежегодный отчет Transparency International не имеет конкретных цифр и результатов проведения этих проектов.

Фактически, антикоррупционные организации в нашей стране стали продолжением самой коррупции, а противодействие коррупции – это такой же бизнес, как и сама коррупция. На псевдоантикоррупционные организации имеют влияние международные доноры с одной стороны,   и политики, чиновники – с другой стороны.

Акции гражданских активистов зачастую приурочены к приезду представителей спонсоров или моментам составления финансовых отчетов о потраченных средствах. Кроме того, помимо «внешних» доноров, у псевдоантикоррупционеров есть и внутренние контролеры, которые используют их для борьбы со своими оппонентами.

Исходя из этого, у «Прокурорской правды» есть несколько вопросов:

- сколько еще миллионов долларов будет впустую потрачено на «грантоедов», основной задачей многих из которых является освоить деньги, а не дать результат?

- можно ли говорить о независимости и незаангажированости общественных организаций, если для получений гранта за ними должен стоять какой-то чиновник?

- если ты выходишь на акцию протеста и берешь за это 150 гривен, ты – «титушка», но если ты получаешь миллионный грант и по указке донора организовываешь митинг, то ты не «титушка», ты – общественный деятель, болеющий за судьбу страны?

По материалам: prokurorska-pravda.today