Афера Погорелова, или как одесский мошенник эстонца кинул
Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? Жил и работал в Одессе амбициозный адвокат, длинноволосый красивый парень, а-ля Тарзан со стриптиз-клуба, Александр Погорелый, сын знатного коррупционера – судьи апелляционного суда Одесской области Погорелого Юрия. И имел он мечты. Да не такие как у всех обычных людей – дом, машина, жена-красавица. А большие, глобальные – аквапарк самый большой в Украине, набережная самая большая в Европе, захудалый летний курорт превратить в Монако.. И все это построить за чужой счет, выбить себе долю побольше, да сидеть в потолок плевать ничего не делая. И пошел для этого дальновидный Саша в 2010 году в команду Партии Регионов демократию на места насаждать. Помогать Кивалову выборы делать. Надо сказать, что с Сергеем Васильевичем и Одесской юридической академией Саша был связан кровными узами, поскольку вышел замуж женился на дочке проректора академии – Аракелян Марии Минасовне.
Правда брак продлился не долго, из-за пристрастия супруга к кокаину, да молодым мальчикам. Но не об этом речь. На тот момент самым перспективным курортом материковой Украины была Затока, что в Белгород-Днестровском районе Одещины, на которую и пал выбор молодого экспериментатора. Буквально за месяц был разработан и с помощью судов реализован вероломный план по смещению с выборов госпожи Ярцевой, председательствующей в поселке последние 20 лет. За успешную операцию Саше и помогавшему ему другу-адвокату Вячеславу Нестеренко (в народе Слава Морда) выделили должности начальника КП «Затока» и юридического отдела поселкового совета.
Сезон 2011 года местные предприниматели запомнят надолго… Надуманные поборы с двойным обложением каждого квадратного метра, навязывание единых убогих фасадов, приобретать которые нужно только в одной фирме по завышенным ценам, демонтаж киосков несговорчивых владельцев, запрет пляжной торговли старикам и детям, имеющих единственную возможность хоть как-то прокормиться в тяжелое время, банальный развод на решение вопроса о выделении/продлении аренду торговых площадей на следующие года. Заработали тогда эти двое первые крупные деньги. Саша купил Порше Каен, а Слава землю под строительство дома на поселке Котовского.
Но опьяненные победой не заметили, как в депутатском корпусе против Одесских чужаков созрел заговор, мол чего тут нами командуют да свои порядки насаждают. И в подходящий момент на сессии уволили обоих адвокатов и выгнали восвояси с поселка. Только обязательства-то остались, а отдавать не с чего, деньги потрачены. Поговаривают нахватались друзья от местных бизнесменов за решение вопросов под 200 тысяч долларов. И пустились в бега, по Европам да заграницам, не видно не слышно их было больше года. А после возвращения осели тихонько в Одессе и про Затокские похождения предпочитали не вспоминать.
Однако, зализав раны в компании с симпатичными юношами и орошив слизистую носа добротной порцией белоснежного порошка, Погорелый вспомнил про свои давние амбиции.
История умалчивает, где и при каких обстоятельствах познакомился Саша и солидный эстонский миллионер Марсель Вихман. Из уважения к последнему мы опустим подробности данного опуса. Но дружба завязалась крепкая, настолько, что бизнесмен поддался завораживающим рассказам Погорелого, профессионально владеющим ораторским искусством и умением манипулировать сознанием собеседника. Поддался, и доверил оному кровные, «оч-чэнь дооолго за-ра-ботанные дееньгии» в размере 1,2 млн. долларов якобы на выделение земли под строительство 12-ти километровой набережной в пгт. Затока Одесской области, самом популярном курорте после аннексии Крымского полуострова.
«Почему якобы?», – спросите Вы. Да очень просто. Потому что построенный первый километр набережной обошелся не много ни мало, а ровно в 4 раза меньше. Ну, инвестору-то знать о реальной смете зачем. Оставшиеся деньги Саша, с его слов, должен был потратить на взятки (да-да, излюбленное занятие наших адвокатов), политическую поддержку, оформление документации, согласования со смежными базами отдыха первой линии и пиар-кампания в СМИ.
Ну, это со слов. На самом деле основные средства были потрачены в различные как он называет «проекты» – покупка нескольких квартир в Киеве и Одессе, приобретение недвижимости заграницей и дорогих безделушек жене, покупка лодочного кооператива в Затоке на территории причала со стороны лимана, земельного участка площадью 1 гектар на территории Дедового болота около поселка Каролино-Бугаз, что граничит с Затокой. Примечательно, что местным эти инвестиции преподносились как проекты того же Вихмана, но последний ни сном ни духом об этих «проектах» не знал, уговор касался лишь набережной.
И так хотелось Погорелову поскорее освоить бюджет, что не дожидаясь отвода земли убеждает он инвестора в необходимости строительства первого километра набережной весной 2015 года. Даже новоназначенного губернатора Одесской области господина Саакашвили на открытие пригласил. А еще экс-министра экологии Украины Игоря Шевченко, посла Республики Эстония в Украине и самого Марселя. Только забыл доблестный адвокат получить не только правоустанавливающие документы на землю, но и разрешение на строительство набережной, в прибрежной защитной полосе Черного моря. А самовольное строительство в такой полосе называется ни чем иным как уголовным преступлением, предусмотренным статьей 197-1 Уголовного кодекса Украины.
Но знать об этом инвестору вовсе не обязательно. Главное, что Саша пропиарился рядом с политическими тяжеловесами, показал Вихману красивую картинку и начал по-тихому зарабатывать с использования набережной. Так и стоит по сей день громадное километровое сооружение без единого документа, по-народному «нахалстрой», и живет своей жизнью.
А зарабатывать, кстати, стал он не плохо. Без введения набережной в эксплуатацию, чем совершил административное правонарушение и подверг инвестора риску быть оштрафованным инспекцией ГАСК на огромную сумму, были внедрены бендерские сто и один способ честного отъема денег у граждан.
В частности Погорелый нанял охрану и запретил любым лицам кроме работников ООО «ЛИТУС МАРИС» (именно так называется специально созданная для данного проекта фирма) осуществлять продажу продуктов питания на территории пляжной зоны (кукурузы, сладкой ваты, рыбы, пива, и тому подобное), чем вызывал многочисленные обоснованные протесты со стороны жителей поселка и района, для которых такая деятельность традиционно является единственной для заработка денег. Ведь никакого отношения инвестор к пляжу не имеет, пляж государственный и не может быть отдан ни в аренду, ни тем более в собственность.
Также Саша организовал сбор с предпринимателей, которые предоставляют услуги прокату маломерных плавсредств (водные мотоциклы, надувные аттракционы) средства в размере 40 – 60 тысяч гривен за возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, сдавал в аренду без документов территорию набережной для размещения временных сооружений (лотков по продаже продуктов питания, проката оборудования виртуальной реальности); предоставлял разрешение на прокат лиц на конях, велосипедах и других средствах передвижения. По имеющейся информации вырученные таким образом денежные средства за летний сезон 2015 года в размере около 1 млн. гривен Погорелый инвестору не передал, потратив их на собственные нужды.
Параллельно наш герой начал разрабатывать проектную документацию на всю длину набережной в 12 километров. На это, кстати, отдельно взял у эстонца энную сумму. Да так разработал, что уже сейчас очевидными и даже преступными нарушениями занялись правоохранительные органы.
Итак.
В нарушение градостроительного и земельного законодательства выделение участка под строительство набережной произошла без детального плана территории как дополнения и уточнения к Генеральному плану поселка Затока. При этом архитектора города, который должен следить за этим моментом, попросту запугали и заставили согласовать документацию. Данный факт, даже в случае подписания договора аренды, является железным основанием для признания его недействительным в судебном порядке.
Не договорившись с председателем поселкового совета Звягинцевым акты установления границ на местности (в натуре) банально подделываются.
По этой же причине, учитывая поголовное нежелание директоров баз отдыха первой курортной линии видеть у себя «под носом» многочисленные размещенные на будущей набережной туалеты, киоски, дискотеки и прочие зловонные шумные объекты, Погорелый вступает в сговор с должностными лицами Госкомзема и искусственно отступает от смежных земельных участков полметровое расстояние. Хотя фактически участки граничат друг с другом. У любого читающего эти строки землеустроителя волосы встанут дыбом от такой фикции, но для нашего афериста авантюриста это не предел.
Аукцион, земельные торги для определения арендатора набережной не проводился, обязательная в таких случаях экологическая экспертиза отсутствует, настоящее целевое назначение отводимого участка (размещение и строительство сооружений для занятия предпринимательской деятельностью, а не обслуживание инфраструктурного объекта) умышленно умалчивается. В нарушение требований Земельного кодекса Украины, вопреки наличию у объединений директоров баз отдыха желания и возможности самостоятельно построить набережную, поселковым советом прошлого созыва под давлением адвоката было принято решение об избрании арендатором именно «ЛИТУС МАРИС».
При этом, фактически данная набережная не является объектом инженерной инфраструктуры, а является объектом исключительно коммерческого назначения, поскольку через каждые сто метров на всей длине набережной планируется размещение временных, а затем строительство, и капитальных зданий и сооружений для осуществления предпринимательской деятельности. Кстати, права арендатора по постройке любых строений уже заблаговременно прописаны юристами Погорелого в проекте договора аренды
Это самая серьезная брешь в сладкой лжи Погорелова, ведь инвестору было преподнесена возможность рентабельного вложения средств. Господин Вихман родился совсем не в Украине и не является добродушным меценатом, бескорыстно развивающим туристический край. Здесь инвестор основывается на холодном и здравом расчете: вложил доллар – достал два. Но действующее украинское законодательство запрещает заниматься предпринимательской деятельностью на территории линейного объекта, коим является набережная (читай, на дороге. Вы где-то видели, чтобы на проезжей части кто-то торговал или оказывал услуги? нелегальная торговля арбузами на обочине не в счет). Более того, в прибрежной защитной полосе категорически запрещена любая хозяйственная деятельность, поскольку она может негативно сказаться на экологической обстановке пляжа и морской глади. И Уголовный кодекс данный запрет жестко регламентирует. Жаль лишь, что эстонец не предусмотрел такие риски невозврата инвестиций, когда пожимал руку Погорелову.
Это бизнес, он предполагает потери. Марселю не впервой терять крупные инвестиции, около 8 лет назад он вложил немалую сумму в добычу золота в.. Армении, тоже доверившись местным юристам. Спустя несколько лет золота почему-то не оказалось, а все деньги были потрачены на оформление документации и разработку прииска. Знакомая ситуация, не правда ли?
Но вернемся к Одесскому последователю Остапа Бендера.
В страхе, что новый созыв не утвердит проект отвода и к власти придут новые депутаты, с которыми тоже придется делиться, Саша начал спешить. А в спешке, как известно, допускаешь много ошибок. Одна из них стала для него роковой.
Так, он учудил страшную с точки зрения юриста вещь – утвердил на сессии совета проект отвода с кадастровыми номерами участков под набережную 23 октября прошлого года, а сами кадастровые номера были официально присвоены и внесены в кадастровую базу в период с 24 по 26 октября, т.е. через несколько дней после проведения сессии. Таким образом, на момент принятия депутатами решения о утверждении проекта и подписании договора аренды набережной, самой документации еще не существовало! Этот факт должен окончательно убедить читающего строки правоохранителя, будь-то работника милиции, прокуратуры или службы безопасности, скорым образом сделать всего лишь два запроса – в Затокский поселковый совет и Белгород-Днестровский отдел Госкомзема, сравнить даты на полученных документах и ждать внеочередного звания со звездами на офицерском кителе.
Но худо-бедно, а решение сессии о подписании договора аренды было получено. Дело осталось за малым – подписать у любого нотариуса сам договор. Для этого Погорелову нужны были акты установления границ в натуре, неотъемлемая часть проекта отвода, которые как указывалось выше, не подписывал ни председатель поселкового совета Звягинцев, ни директора соседних с планируемой и уже самовольно построенной набережной баз отдыха. Ну и конечно же для этого нужна была воля контрагента по договору – мэра Звягинцева, в народе за преклонный возраст (76 лет) прозванный «Дедушка». Но дедушка оказался крепким орешком и подписывать что-либо отказался.
Почему? Да попросту побоялся. Побоялся ответственности, ведь документы слеплены на скорую руку, испугался гнева и претензий директоров баз отдыха, с которыми прожил в одном поселке не один десяток лет.
После чего адвокат Погорелый стал осуществлять на него, секретаря и депутатов совета давление, прибегая среди прочего к следующим методам:
на каждую сессию новоизбранного совета начали приезжать мужчины в форменной одежде в количестве 30-50 лиц под руководством активиста Марка Гордиенко (кто это такой и какова его роль в погореловской афере), которые громко кричат, требуют подписания договора, провоцируют на драки собравшихся, нарушают порядок работы совета, хотя сами не понимают что и зачем они делают;
дискредитация руководства поселкового совета в средствах массовой информации (создание Интернет сайта с анонимной регистрацией администратора, заказной и однобокий характер изложения статей на сайте «Думская.нет»).
При этом Погорелый как тонкий психолог умело манипулирует сознанием, подхватывает популярные в обществе настроения. В частности, обвиняет председателя совета Звягинцева в его связях с политическим деятелем Сергеем Киваловым, позабыв однако, что и сам был его официальным адвокатом в 2011 .
А вот Саша Погорелый на организованном Партией Регионов празднике, совместно с председателем поселкового совета Звягинцевым садит дерево и рассказывает о своих глубоких познаниях в области дендрологии
Но и эти методы оказались тщетны и не привели к должному результату. Тогда Погорелый берет у инвестора очередной транш и идет ва-банк. Коррумпирует милицию и прокуроров и заказывает уголовное преследование Звягинцева и несговорчивых депутатов поселкового совета. Проверить заказной характер уголовного дела можно путем исследования номеров абонентов мобильной связи («трафиков») Погорелого, Нестеренко за последних полгода и сопоставление их с номерами некоторых работников полиции, исследования переписки этих лиц с помощью интернет-мессенджеров (Viber, Whatsapp, Telegram), электронной почты и других цифровых средств общения.
Неделю назад все известные региональные СМИ облетела новость о задержании мэра Затоки, главного архитектора города Царенко и объявления в розыск председателя земельной комиссии поссовета Шевчука. При этом Нестеренко спокойно расхаживает во время допросов по кабинету следователя в помещении областного следственного управления милиции на проспекте Шевченко, 8, что в Одессе, дает указания «на ушко» и по телефону. Благо камеры наблюдения, установленные на входе в здание управления и журнал регистрации посетителей, смогут помочь управлению внутренней безопасности в расследовании факта незаконного вмешательства Славы «Морды» в ход досудебного следствия.
Любой адвокат, даже наш герой, понимает беспочвенность обвинений руководства органа местного самоуправления в принятии коллегиальных решений, и то что дело развалится уже в первых заседаниях в суде. Но уж больно не хочется Погорелову отдавать эстонскому инвестору свыше миллиона долларов. А скрыться от бизнесмена, построившего бизнес в постсоветской республике, не удастся ни в одной стране нашей замечательной планеты.
Уже в первые часы после задержания мэра Погорелый высылает переговорщиков, которые требуют подписания незаконного договора аренды, смещения с поста секретаря совета (именно он по закону исполняет обязанности поселкового головы на период его отсутствия) и назначение на эту должность ручного депутата Вернигору, введение в состав исполкома подконтрольных ему лиц, назначение руководителем земельной комиссии такого же ручного депутата Сердцевича, прославившегося месяц назад фейковым поджогом неработающего автомобиля у себя во дворе (уже через неделю он начала ездить на новеньком, подаренным шефом – адвокатом джипе).
Не помогло и это, градус накаленности в отношениях между эстонским инвестором и одесским адвокатом нарастает. Тогда, чтобы затянуть время и показать видимость бурной деятельности Погорелый подает в хозяйственный суд Одесской области иск с требованием обязать Затокский поселковый совет подписать договор аренды. Дело попадает давнему другу адвоката, судье Шаратову, который со слов Саши «вынесет правильное решение». При этом в иске преднамеренно утаился факт незаконности процедуры отвода земельного участка, отсутствия необходимых согласований, экспертиз, подписания границ со смежными землепользователями, наличие в проекте поддельных документов.
Однако в дело в качестве третьих лиц вступают директора 150 баз отдыха, нежелающих чтобы одесский аферист присвоил себе 12 километров самого широкого в Украине пляжа. Заинтересовалась ходом рассмотрения дела и СБУ.
Знал ли Саша Погорелый обо всех нарушениях и подводных камнях этого проекта? Учитывая высокий уровень его компетенции и многолетний юридический опыт – безусловно. Сообщил ли европейскому миллионеру Марселю Вихману, входящего в пятерку богатейших людей Эстонии, о законодательных ограничениях на ведение предпринимательской деятельности, запрете постройки любых сооружениях в прибрежной полосе, соответственно невозможности в принципе легально вернуть вложенные инвестиции с инфраструктурного проекта? Зная Сашу лично, принимая в счет его безумные идеи, авантюрный склад ума и пристрастие к дорогому наркотику – вряд ли.
Поговаривают, Марсель уже обратился в Генеральную прокуратуру Украины с заявлением, пока не официальным, о противоправных действиях Погорелова. Последний лелеет надежду на скорейшее подписание договора аренды любыми средствами и выход «сухим из воды». Но что дальше? Громада поселка и близлежайших сел, директора сотен баз отдыха, оставшееся руководство и депутаты поселкового совета – против строительства набережной на условиях Погорелова. Безусловно, это важный и необходимый инфраструктурный проект для улучшения туристической привлекательности поселка.
Но те методы, какими руководствовался адвокат при реализации этого проекта, те иногда по-детски наивные, а в большинстве своем очевидно преступные нарушения при разработке документации, похоронили как планы доверившегося в очередной раз местному дельцу бизнесмену, так и «коксохимные» мечтания одесского афериста превратить Затоку в Монако.
Видимо, армянское золото на украинской земле также не заложено.
Продолжение следует…
По материалам: ord-ua.com