Чем Саакашвили опасен для Украины

815

673891_1_w_300В мае 2015 года Петр Порошенко назначил бывшего президента Грузии Михеила Саакашвили главой Одесской областной госадминистрации. Перед этим тот получил украинское гражданство.

Одесчина славится коррупцией и организованной преступностью. Саакашвили пообещал очистить регион от них. В частности, местный порт — от взяток и поборов. Он уволил ряд старых чиновников и заменил их молодыми, которые получили образование на Западе.

Вскоре для Саакашвили масштабов Одессы стало маловато. Он начал утверждать: борьба с коррупцией невозможна из-за правительства. Саакашвили проводил все меньше времени в своей области и все больше — в столице. Его запал и обворожительность придали новый импульс телевизионным ток-шоу. Даже когда Саакашвили заверяет, что не имеет политических амбиций, он очевидно посматривает на премьер-министра Арсения Яценюка и выходит на арену большой политики.

Экс-президент Грузии быстро стал объединительным фактором для активистов, которые борются с коррупцией. 6 декабря он провел большой форум в Одессе, где сказал о массовой коррупции в высших эшелонах власти. Также утверждал, что раскрытые схемы стоили государству $5 млрд в год — шок, если это правда. Но более придирчивая оценка показывает несколько преувеличений в арифметике Саакашвили.

Экс-президент Грузии сказал, что коррупция в Укрзализныце — 40% от $5 млрд. Однако это утверждение быстро опроверг министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. Он напомнил: Укрзализныца работает с Европейским банком реконструкции и развития, а также с Европейским инвестиционным банком. А те не потерпят коррупции.

В течение следующих недель Саакашвили продолжал шокировать общественность заявлениями о коррупции в правительстве. В информационной кампании он заручился поддержкой своих соратников из Грузии, предпринимателей из Одессы и влиятельного российского бизнесмена Константина Григоришина. По мнению журналистов и активистов, Саакашвили присвоил некоторые из презентаций Григоришина, которые касались коррупционных схем. Но они испытали определенные изменения, во избежание упреков в сторону команды президента.

Сначала атаки Саакашвили на правительство казались частью попыток Порошенко укрепить собственную позицию, уничтожая рейтинг премьер-министра Яценюка. Потому что тот — его главный партнер по коалиции, но в то же время — политический соперник. Однако теперь действия экс-президента Грузии выглядят как собственная игра.

Огромные амбиции Саакашвили приводят не только к дестабилизации действующего правительства. Они получают доверие лидеров гражданского общества. Многие из них недовольны медленными темпами борьбы с коррупцией, поэтому готовы присоединиться к политической кампании губернатора Одесчины. Эти люди обычно знают недостатки Саакашвили. Но видят в нем харизматичную фигуру, которая может быть средством давления на правительство. Наиболее амбициозные активисты стремятся создать новое политическое движение во главе с Саакашвили.

Он заслуживает похвалы за решительные шаги в борьбе с коррупцией и организованными преступными группировками в его родной Грузии. И за успешно проведенные там реформы. Но эти достижения были связаны с авторитарным стилем управления. Это опасно в Украине, которая давно колеблется между тиранией и демократией. В Тбилиси Саакашвили получил сильную президентскую власть с помощью конституционной реформы. Его антикоррупционная кампания нанесла значительный удар грузинской демократии, потому что власть преследовала оппозицию и атаковала ее средства массовой информации.

Есть вопрос относительно международной репутации Саакашвили. Европейские политики описывают его как неустойчивого, несбалансированного лидера, который из-за своей импульсивности создал опасность для Грузии. В итоге его растущая роль в украинской политике встречает скептицизм в Брюсселе и других европейских столицах.

В течение двух лет в Украине произошли революция, экономический кризис и война, поэтому страна устала. Терпимость относительно коррупции быстро падает. Саакашвили предлагает иллюзию быстрого и легкого решения, чем соблазняет нетерпеливых. В итоге это приведет к конвульсивному будущему для Украины. То есть, возникнет среда, в которой Саакашвили будет процветать.

Адриан КАРАТНИЦКИЙ, старший научный сотрудник Атлантического Совета и содиректор фонда UJE (Ukrainian Jewish Encounter), президент Freedom House в 1994–2004 годах

По материалам: gazeta.ua