Разбой «в законе»: cфабрикованное уголовное дело, отъем имущества и странная гибель милиционера как звенья одной цепи

833

Часть 1. Как превратить хищника в жертву, а потерпевшего - в преступника

Ренессанс "лихих 90-х" в  Украине нового тысячелетия приобретает угрожающий размах и дикие  формы.

10-15 лет назад братки кошмарили коммерсов бритыми затылками, битами и кастетами, а в наши дни процесс отъема частной собственности происходит уже на вполне легальных основаниях: с помощью падких на хрустящие купюры судей и правоохранителей. С недавних пор обыкновенный, по сути, рэкет у нас стал называться звучным словцом иностранного происхождения - "рейдерство".  Причем дипазон применения этого термина необычайно широк.

До самого последнего времени отечественные пираты 21 века чаще всего в своих действия прибегали к различным махинациям с учредительными документами предприятия, а уж затем обращались за сатисфакцией к услугам продажной украинской Фемиды. Сегодня в моду входит более эффективный и в то же время менее затратный метод присвоения чужого добра. Зачем бесконечно долго бороться с богатым буратинкой в хозяйственных судах, если можно сделать упрямца на порядок сговорчивей, поместив его, скажем, за решетку по сфабрикованному уголовному делу!

К примеру, самым распространеным методом давления на человека со стороны заинтересованных лиц в нынешней Украине становится заключение первого под стражу в СИЗО. В данном случае не важен окончательный вердикт суда - подозреваемые и обвиняемые, дожидаясь своего приговора, годами сидят в камерах.  Правозащитники уже давно говорят о том, что выше указанная мера пресечения сегодня зависит скорее не от юридических аспектов дела, а от политических, личностных или финансовых возможностей арестанта.

25 апреля текущего года в Донецке правоохранителями был задержан один из богатейших людей страны, бизнесмен, а, по совместительству, и депутат Донецкого областного совета от «Сильной Украины» - Владислав Дрегер. Против него было возбуждено уголовное дело по тем же самым обстоятельствам, что и предыдущее, уже расследовавшееся прокуратурой в 2007 году и, в результате, прекращенное. Адвокаты политика-бизнесмена уверены, что нет никаких оснований для возбуждения данного уголовного дела. Однако, влиятельный в Донбассе воротила по сей день содержится в стенах столичного Лукьяновского СИЗО. В Донецке же поговаривают, что уголовное преследование Дрегера является заказным и что цена вопроса - миллионы американских долларов, на которые положило глаз одно из первых лиц ГНАУ.

Так или иначе, но если от вражеского прессинга в виде неба в клеточку не застрахованы порой даже настолько зубастые бизнесмены как Дрегер, то на что же в таком случае рассчитывать представителям малого и среднего бизнеса, попавшим к кому-то на «на мушку»? Увы, реальность такова, что сегодня не только с ними, но даже с теми, кто готов встать на их защиту из благородных побуждений или же чувства долга, может произойти  что угодно. Вплоть до незаконного лишения свободы и даже убийства!

В истории, рассказанной ниже, немало действующих лиц, чьи судьбы поразительно тесно сплелись в полный драматизма клубок. Еще больше в ней отвратительной коррупционной грязи, стремительно пропитывающей все сферы жизни в современной Украине и способной до глубины души поразить любого,  даже самого искушенного читателя. И это хорошо,  что шоковая терапия пока что работает. Ведь человек, скотина, он ко всему привыкает, а украинский человек - в разы быстрее...

Роковые встреча и знакомство

Одним из таких "счастливчиков", попавших в поле зрения волков в человечьем обличье, стал гражданин Украины узбекского происхождения - донецкий бизнесмен Жасур Лутфуллаев. На данный момент этот человек уже больше года содержится в донецком СИЗО.

А началось все со встречи Лутфуллаева в 2007 году со своим старым знакомым Андреем Безсалым. Мужчины знали друг друга еще со времен учебы обоих в Донецком институте милиции в начале девяностых годов. Их встреча была случайной. Завязался разговор и Бессалов поведал своему собеседнику о постигших его материальных трудностях и отсутствии источников постоянного дохода. Лутфуллаев решает помочь ему, и вскоре у старых знакомых появляются общие бизнес-интересы. А еще через два года Безсалый знакомит Лутфуллаева с неким Сергеем Маковецким, представляя того как своего компаньона.
Жасур Лутфуллаев пришел в бизнес частным предпринимателем в 2001 году. В 2006 году он основывает ООО "Евроазия-Групп" и становится директором предприятия, занимающегося оптовой торговлей овощами и фруктами. Фирма Лутфуллаева успешно развивается, его бизнес процветает.

В частности, свидетельством тому может послужить письмо, направленное предпринимателю оргкомитетом Международного экономического рейтинга "Лига лучших", который, на основании официальных данных госкомстатов и норм Европейского стандарта рейтингований, ежегодно проводит ранжирование экономических показателей и динамики среди 350 000 субъектов хозяйствования Украины. По данным этой организации, ООО "Евроазия-Групп" заняла 15-ю строчку рейтинга лучших предприятий Донецкой области по итогам 2009-2010 гг. В связи с этим "Лига лучших" даже пригласила Лутфуллаева принять участие в V Международном бизнес-саммите лидеров экономики Украины, России и стран ЕС, который пройдет в двадцатых числах июня 2011 года в Санкт-Петербурге, на котором бизнесмена должны будут наградить Орденом "Звезда экономики Украины" и сертификатом "Руководитель года 2010", а его предприятие - статус-наградой "Предприятие года".
И все бы хорошо, но у любой монеты, как известно, две стороны. На прибыльность, привлекательность и успешность дела Лутфуллаева позарились вышеупомянутые Безсалый и Маковецкий, которых перестала устраивать роль бизнес-партнеров руководителя "Евроазии-Групп". Им захотелось самостоятельности, а еще позже - стать хозяевами процветающей фирмы. Хотя это желание зародилось в их головах скорее спонтанно - в ходе дальнейшего развития событий. Так считает сам Лутфуллаев, да и иначе их последующие действия в отношении своего бывшего компаньона объяснить трудно. Если только не брать за основу версию донецких законников из прокуратуры, но об этом позже.

Все началось с жадности, зависти и пятнадцати тысяч

Непонимание между Безсалым и Лутфуллаевым началось с  того момента, когда первый рискнул заработать на покупке и последующей продаже сельхозпродуктов из Узбекистана и доверил собственные 15 тысяч долларов своему партнеру.  В свою очередь, Лутфуллаев не только предупредил новоиспеченного вкладчика о том, что возврат денег может, по объективным причинам, растянуться во времени от месяца до трех, но даже написал тому расписку о получении им денежных средств и выдал нотариально заверенную доверенность на право распоряжения своей трехкомнатной квартирой в Донецке. Безсалый сказал, мол, ему так будет спокойней.

Он объяснил свое желание подстраховаться тем, что он вложил не свои средства, а Маковецкого. Естественно, с прицелом на дальнейший дележ выручки. Однако, так сложилось, что оба инвестора погорели на какой-то общей сомнительной сделке и Маковецкому срочно потребовалось вернуть свои деньги. В результате Безсалый стал торопить Лутфуллаева и тот снова пошел ему навстречу. На руках у Лутфуллаева необходимой суммы не оказалось (совсем недавно грянул кризис, и "Евроазия-Групп" почти полностью перешла на безналичные финансовые операции, плюс было время сезонных закупок - Авт.), а потому он отдал горе-бизнесменам свои ювелирные украшения общей стоимостью около 20 тысяч долларов и даже нашел на них покупателя. Затем предприниматель вылетел за рубеж по делам, а Безсалый... умудрился "кинуть" своего же друга-кредитора на сделке по продаже драгоценностей, присвоив себе всю выручку.

Понятное дело, об этом автору статьи стало известно  от Лутфуллаева. Хотя нельзя не сказать, что вышеупомянутые долговая расписка и доверенность действительно существуют.  Как и диктофонная запись переговоров покупателя ювелирных украшений с Безсалым, подтверждающая факт расчета Лутфуллаева по своим долгам. Но главное даже не в этом. Правоту слов руководителя "Евроазия-Групп" косвенно доказывает дальнейший ход событий.

Прервать деловую поездку и вернуться в Донецк Лутфуллаева вынудили звонки жены, которая пожаловалась ему на неоднократные визиты Безсалого и Маковецкого к ней с требованиями вернуть деньги и угрозами. Кроме того, пока бизнесмен находился за рубежом, вымогатели подготовили листовку с фото директора "Евроазия-Групп", содержавшую вымышленную информацию, порочащую честь последнего, и распространили ее по городу. Психологическое давление на супругу Лутфуллаева заключалось в написании на заборе, ограждающем их семейный дом, угрожающих надписей и рисунков. Один из подобных рисунков даже изображал человека с головой в петле.

Шутки кончились

18 сентября 2009 года Лутфуллаев в письменной форме обращается в Пролетарский РО ДГУ с просьбой о защите себя и своей семьи. А спустя всего несколько часов к нему в гости "случайно" заезжает Маковецкий с намерением "поговорить, уладить конфликт". Здесь уместно упомянуть о том, что Безсалый является бывшим сотрудником органов (оперуполномоченным уголовного розыска - Авт.), а посему предположение Лутфуллаева о том, что он и его подельник были оповещены об имевшем место визите бизнесмена в райотдел милиции бывшими коллегами, не лишены оснований. К слову, сам Лутфуллаев также является  экс-милиционером (старший эксперт-криминалист - Авт.), но работал не в Донецкой области.

Разговор Лутфуллаева и Маковецкого, постоянно державшего по телефону связь с Безсалым, проходил на повышенных тонах и ни к чему хорошему не привел. Несмотря на нецензурную брань и угрозы нежданного гостя, предприниматель стоял на своем: он недаром обратился с заявлением в органы и будет действовать строго по закону. Уходя во двор своего дома, Лутфуллаев сделал ошибку, повернувшись спиной к Маковецкому. Удар последнего сзади по затылку сбил его с ног. Между мужчинами завязалась драка. В руке у Маковецкого появился выкидной нож, который его соперник попытался вырвать из рук нападавшего, но тот сопротивлялся. В результате каждый тянул оружие на себя и один из них, пересилив другого, нанес себе острием выкидухи резаную рану в шею. Волею судьбы им оказался Маковецкий, который после этого скрылся в неизвестном направлении, забыв о своем авто, оставшемся у дома Лутфуллаева.

Неуязвимый потерпевший, или равенство перед законом по-прокурорски

По крайней мере, так выглядит версия руководителя "Евроазия-Групп". Естественно, что точка зрения Маковецкого на события, озвученная им следователям из прокуратуры и милиции, а также в Пролетарском райсуде, кардинально отличается от слов Лутфуллаева.  Более того, она настолько правдоподобна, на взгляд правоохранителей, что в результате досудебного следствия бизнесмен оказался за решеткой и обвиняется сразу по трем статьям УК Украины. Хотя подробное ознакомление с материалами досудебного следствия явно указывает на то, что расследование осуществлялось односторонее и все обвинение строилось преимущественно на весьма противоречивых, неподтвержденных, а потому сомнительных показаниях потерпевшего Маковецкого.

Абсурдная картина событий, нарисованная Маковецким и принятая на веру доблестными донецкими правоохранителями, отражена в обвинительном заключении по уголовному делу № 09-28810, утвержденном 29.06.2010 г. прокурором Пролетарского района Л.Г. Воликом, и  выглядит следующим образом.

Маковецкий приехал к обвиняемому потребовать возврата долга и в ходе разговора с ним, одновременно беседуя по телефону с Безсалым, почувствовал удар в шею, а затем увидел в руке Лутфуллаева нож. Потерпевший испугался и начал убегать, по пути удерживая телефон возле уха и сообщив Безсалому о случившемся. При этом Маковецкий побежал не к своему автомобилю, который даже не был закрыт на ключ, а в другую сторону. Зато, по словам потерпевшего, его автомобилем не преминул воспользоваться коварный Лутфуллаев, который сев в машину, стал разворачиваться в сторону Маковецкого, намереваясь догнать и задавить последнего. Потерпевший догадался свернуть в узкий переулок и таким образом спасся от преследования. На улочке он встретил незнакомого ему прохожего, который поначалу "испугался и ушел", а затем принес пострадавшему платок, чтобы приложить к ране. Через 10 минут прибыл на авто Безсалый и они вместе поехали в больницу. По дороге им чудесным образом встретилась скорая помощь, которая и госпитализировала раненого.

Потерпевший также утверждает, что Лутфуллаев намеревался лишить его жизни, чтобы не возвращать тому долг. Хотя, и в этом уверен адвокат подсудимого Евгений Филонов, долговая расписка, доверенность на квартиру и драгоценности, уже упоминавшиеся в статье, предполагают неотвратимость возврата долга даже в случае удачного покушения на жизнь потерпевшего. Да и кто, спрашивается, осуществляет умышленное убийство в таких невыгодных условиях:  днем да еще и рядом со своим домом?! Разве что последний дегенерат. Других же мотивов для убийства Лутфуллаевым Маковецкого не досудебным следствием, ни судом установлено не было.

Тем не менее, 5 октября 2009 года следственным отделом Пролетарского райотдела милиции в отношении Лутфуллаева было возбуждено уголовное дело по факту нанесения Маковецкому умышленного тяжкого телесного повреждения, которое спустя еще семь месяцев переквалифицировалось  со ст.121 ч.1 на ст.ст. 15 ч.2 (оконченное покушение на совершение преступления), 115 ч. 1 (умышленное убийство) УК Украины!

По версии следствия, "смерть потерпевшего не наступила по причинам, не зависящим от воли Лутфуллавева", который сделал для убийства все возможное. То есть, Лутфуллаев попросту не сумел пробить стальную, по всей видимости, шею Маковецкого ножом, догнать тяжело раненого на автомобиле и отыскать его, скрывающегося и дрожащего от страха, в одном из соседних со своим домом переулков.

Показательно, что заключение судебно-медицинской экспертизы не подтверждает картину со слов Маковецкого, как не опровергает и версию, изложенную Лутфуллаевым.

Из обвинительного заключения: "Учитывая локализацию рубца на шее, подробно изложенные обстоятельства причинения повреждений, отраженные при воспроизведении обстановки и обстоятельств события с обвиняемым Лутфуллаевым Ж.М., не позволяют исключить возможность образования раны шеи у Маковецкого С.П. именно при указанных обстоятельствах." Кроме того, согласно выводам судмедэксперта, поврежденная яремная вена находится примерно в 2 см. от поверхности шеи, но при этом у Маковецкого не были повреждены другие кровеносные сосуды и трахея, а значит удар был совсем слабым. Не является ли это лишним подтверждением показаний Лутфуллаева о том, что потерпевший сам нанес себе удар незначительной силы, преодолевая сопротивление первого?
В то же время, показаниями других свидетелей драки мужчин следствие не располагает.

Тем не менее, правоохранители почему-то верят именно в версию Маковецкого, а не Лутфуллаева.  При этом остались не допрошенными лица, которых последний на допросах относил к числу возможных свидетелей событий. Один из них утверждает, что видел, как Маковецкий, следуя за Лутфуллаевым во двор после ссоры, первым нанес удар противнику. Другой очевидец событий, соседка подсудимого, видела, как Маковецкий выронил ключи от автомобиля, покидая двор Лутфуллаева. Она подобрала ключи, которые и находились  у нее до самого прибытия на место преступления сотрудников милиции, вызванных Маковецким на место происшествия. Таким образом, автомобиль не трогался с места вопреки показаниям потерпевшего.

Все это не помешало следствию обвинить Лутфуллаева в оконченном покушении на убийство, а также незаконном завладении транспортным средством потерпевшего (ст. 289 ч.1).
Из выступления адвоката подсудимого Евгения Филонова в прениях по уголовному делу, заведенному в отношении Жасура Лутфуллаева: "... Фактически, следователем не проверялась достоверность сомнительных по своей объективности показаний потерпевшего, не устанавливалось их соответствие существовавшим на месте обстановке и условиям, а совершались безрезультатные попытки хоть чем-нибудь подтвердить эти показания... Неубедительность и противоречивость показаний потерпевшего не подтверждает объективно наличие в действиях Лутфуллаева вины в совершении покушения на убийство и незаконного завладения транспортным средством, в силу чего досудебное следствие должно было руководствоваться положениями ст.62 Конституции Украины, как закона прямого действия. А именно: "Все сомнения относительно доказанности вины лица трактуются в пользу данного лица"..

pro-test.org.ua