Осень, уголь и отопительный сезон. Новые проблемы Украины
Осенние холода неумолимо приближаются. А вместе с ними приближается и очередной отопительный сезон, который в этом году оказался под угрозой срыва в Украине. Впрочем, подобные прогнозы в отношении провала отопительного сезона давались и в прошлом году, но к счастью избежать масштабной проблемы, все-таки удалось, пусть и не полностью. Номинально выдержанный сезон на самом деле провели с большой натугой, то и дело закрывая образующиеся по его ходу всевозможные дыры и прорехи. Вместе с тем, если говорить о запасах угля, то ведь именно уголь сегодня является одним из основных видов топлива используемых в Украине. На нем работают теплоэлектростанции, вырабатывающие электричество, на нем же работает большая часть котельных установок, как для предприятий, так и для жилого сектора.
Опять-таки если сравнивать с прошлым годом, то украинским властям с большим трудом, но все же удалось набрать в свои хранилища минимальное количество угля, необходимое для обеспечения более или менее стабильной работы систем. В этот раз ситуация намного серьезнее, и теперь Украина рискует и в самом деле остаться без тепла и света, по крайней мере частично.
Дело дошло до того, что всегда скрывающие реальные масштабы проблем власти, вынуждены признавать то, что положение дел в энергетической сфере Украины более чем плачевное. Фактически премьер-министр, отчитавший недавно министра топлива и энергетики в том, что ведомство последнего несет ответственность за срыв сезона, по сути, признал и то, что его Кабмин работает неэффективно и непрофессионально.Такие признания премьера уже давно не являются чем-то удивительным, ведь в последнее время именно ему приходится выступать в роли основного виновника всех украинских неудач. Тем не менее, самому премьеру все это, как говорится, с гуся вода, тем более, что он дорабатывает на должности последние месяцы, а вот как быть в этой ситуации народу, судя по всему, ни премьеру, ни президенту, ни другим представителям политической элиты не интересно.
Напомним, что на прошлой неделе Арсений Яценюк обвинил в срыве отопительного сезона своего подчиненного Владимира Демчишина, по сути, просто переложив всю политическую ответственность на плечи последнего. По словам Яценюка именно Демчишин и его люди виноваты в том, что на сегодняшний день на украинских складах наблюдается катастрофическая нехватка запасов угля. На момент заявления премьер-министра, сделанного перед началом предсезонных учений, количество угля, необходимого для производства электроэнергии в Украине составило 1,468 миллионов тонн. При этом по плану по состоянию на 1 ноября предусмотрено наполнение хранилищ ТЭС углем в количестве 2,792 миллиона тонн. При этом, все это является лишь сухими статистическими данными без учета особенностей и нюансов, как в вопросах поставок твердого топлива, так и его использования.
Ответ Демчишина не заставил себя долго ждать, и уже 15 сентября министр отрапортовал о том, что его ведомство обеспечило накопление на украинских складах 1,92 миллиона тонн, а без учета ТЭЦ - 1,58 миллионов тонн угля. При этом он поспешил обратить внимание на тот факт, что на сегодняшний день украинские атомные станции (именно на их долю приходится производство 55% вырабатываемой в Украине электроэнергии), полностью обеспечены топливом. Еще одной радостной вестью, которой поделился Дымчишин, стала информация о том, что в сентябре этого года процент потребления электроэнергии в Украине упал до 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Последнее стоит рассматривать, как уверения в том, что, хотя бы с электричеством этой зимой проблем ожидать не стоит. По крайней мере, именно эту мысль в словах Демчишина узрели некоторые украинские эксперты. На самом же деле ситуация не такая отрадная, как может показаться на первый взгляд, тем более, что хорошие новости затмили собой новости плохие – за плюсами мало кто разглядел минусы: угля в стране по-прежнему нет. Мало того, даже если рассматривать 11,92 миллиона тонн в качестве достижения, что явно никак на это не тянет, то при детальном рассмотрении всех нюансов становится совсем не до радужных прогнозов относительно того, сможет ли страна выдержать надвигающиеся холода.
В чем же заключаются эти самые нюансы?
В то время как проблемы с накоплением угля «антрацит», по крайней мере, предаются огласке, ибо они и в самом деле более чем серьезные, то о том, что в стране нахватает еще и «газовых» марок, особо никто не говорит. Причем интересно, что этот самый газовый уголь вроде бы даже не считается дефицитным, тем не менее, его на сегодняшний день не только не прибавилось с учетом потребностей предстоящего сезона, а напротив, значительно уменьшилось по сравнению с началом этого лета. Мало этого, около 20% того газового угля, который имеется сегодня в Украине находится на складах Бурштынской ТЭС, работа которой направлена преимущественно на импорт.
Что касается антрацита, то дело здесь обстоит ничуть не лучше. Во-первых, антрацита также критически не хватает, и неизвестно будет ли приобретено хотя бы минимальное количество угля этой породы, необходимое для обеспечения сезона. Не секрет, что после выхода части территорий Донбасса под контроль ЛДНР на территориях республик осталось почти 99% шахт, добывающих антрацит. В результате своей политики Украина вынуждена приобретать тот уголь, который еще полтора года назад был украинским. С учетом же постоянно меняющейся ситуации вокруг украино-новороссийского конфликта, говорить о стабильности поставок этого угля на территорию страны не приходится. Как итог, ей приходится рассчитывать преимущественно на уголь из России да из ЮАР, но в последнем случае уголь далеко не тем стандартам, которые предусмотрены на украинских тепло- и электростанциях, а значит, коэффициент его полезного действия будет значительно ниже. Россия же дозирует свои поставки, что опять же ставит Украину в зависимость от экономической и политической ситуации на момент приобретения очередной партии твердого топлива.
В целом же даже на сегодняшний день количество угля, хранящееся сегодня на складах энергопроизводящих предприятий Украины едва достигает трети от того количества, которым располагала страна в околопровальном сезоне прошлого года. Таким образом, создается вероятность того, что в этот раз сезон может, и в самом деле оказаться сорван. Если так и произойдет на самом деле, это станет еще одним показателем реальной независимости Украины.
Кстати, возвращаясь к словам Демчишина о том снижении объемов потребления энергии в Украине, нельзя не заметить, в чем именно кроется причина этого явления. Конечно же, свою роль в этом играет и то, что население в самом деле стало экономить, и причины в этом отнюдь не патриотические. Все здесь намного банальнее – повышение тарифов на коммунальные услуги заставляет среднестатистического украинца отказываться от многих привычных благ, в том числе и экономить на электричестве. Ну и самое главное, о чем предпочел умолчать Демчишин, кроется в остановке большого количества предприятий, и как следствие в общем снижении энергопотребления. Очень грустно, когда подобное не печалит, а напротив, радует украинских чиновников, в том числе из Кабинета Министров.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org