Оккупация Донбасса. Все есть, но очень дорого
Гуманитарная ситуация в оккупированных районах Донбасса ухудшается, сообщают и представители миссии ОБСЕ. Сами жители оккупированных территорий говорят о большом количестве нищих и о том, что продукты и бытовые товары подорожали более чем вдвое, большинство товаров — российского производства и достаточно низкого качества.
Гуманитарная ситуация в оккупированных районах Донбасса ухудшается, сообщают и представители миссии ОБСЕ, и должностные лица, и эксперты. Они говорят не только о разрушении домов из-за боевых действий, но и о дефиците продовольствия и обнищании населения по сравнению с другими районами Украины. Массовых поставок продовольствия на оккупированные территории в правительстве не планируют, поскольку в таком случае, говорят чиновники, «государство будет поддерживать и мирных жителей, и сепаратистов». Выход видят в создании логистических центров у линии фронта. Сами жители оккупированных территорий говорят о большом количестве нищих и о том, что продукты и бытовые товары подорожали более чем вдвое, большинство товаров — российского производства и достаточно низкого качества.
Жительница Донецка Оксана переселилась в Киев неделю назад. По ее словам, проблема не только в боевых действиях и в обстрелах, но и в том, что в оккупированном Донецке жить стало в два-три раза дороже, чем полтора года назад, а доходы местных жителей уменьшились.
Оксана, дончанка:
"Те цены, что здесь, надо умножать на два: такие и будут в Донецке. Молочные продукты там еще дороже: пол-литровый пакет молока — 20 гривен. Очень дорогие сыр и овощи. Арбузы в Донецке — десять гривен за килограмм, а здесь — четыре и меньше. Бытовая химия также очень дорога: киевские цены нужно умножать на два-три. И украинской бытовой химии там очень мало. Какой вообще там может быть социально-экономический уровень жизни, если промышленность стоит, работают только некоторые предприятия, а зарплаты очень маленькие — две-три тысячи", — рассказала Оксана журналисту Радіо Свобода, возвращаясь с покупками из киевского супермаркета в квартиру, которую она снимает.
Журналисты сравнили цены и ассортимент в нескольких сетях киевских супермаркетов с ценами в оккупированных городах Донбасса. В частности, житель оккупированной территории, который попросил называть его Станислав Васин, сообщил авторам, что подсолнечное масло в Донецке, Горловке и других городах, подконтрольных российским войскам и сепаратистам, стоит около 38 гривен за литр, тогда как в Киеве — около 30, куриные окорочка украинского производителя в Донецке — 60 гривен за килограмм, в Киеве — примерно 39. Гречка и рис в городах на неподконтрольной территории стоят 30 гривен, в Киеве — 20.
По словам Станислава Васина, не отличаются по обе стороны линии соприкосновения разве что цены на хлеб и яйца. В то же время в Донецке стоимость пачки черного чая (20 пакетиков) — втрое дороже, чем в Киеве, 118 гривен. Примерно вчетверо дороже овощи, стиральные порошки и моющие средства. Доступные по цене только порошки местного производства, но они низкого качества, признается житель Донецка.
По словам Станислава Васина, о дефиците продовольствия говорить нельзя: на полках магазинов почти все есть. Однако в оккупированных районах стало больше людей, которые выживают за чертой бедности, на улицах Донецка и меньших городов — немало нищих, причем и старых, и молодежи, и детей. Впрочем, по сравнению с прошлой зимой их немного меньше, признает Васин.
Похожую ситуацию описывает Андрей, художник из оккупированного Харцызска, который сейчас работает в Киеве, но каждую неделю ездит домой.
Андрей, Харцызск:
«Ситуация с продуктами ухудшилась, их завозят из России по более высоким ценам, а зарплату и пенсию в нашем городе мало кто получает. Поэтому семьи нескольких моих знакомых выживают только за счет гуманитарной помощи, которую завозят преимущественно от Рината Ахметова. Сейчас конец лета, но даже овощи и фрукты преимущественно российские, и цены заоблачные. Больше всего подорожали медикаменты, некоторых вообще не найти, — рассказывает он.
Станислав Васин, со своей стороны, приводит пример: упаковка флемоксина, которая в Киеве стоит от 77 гривен, в Донецке стоит не меньше, чем 240.
Донецкий блогер Мирон Товстюк объясняет, что в магазинах оккупированных городов можно рассчитываться и в рублях, и в гривнах, однако курс этих валют сепаратисты определили как один к двум. Поэтому те, кто стал получать зарплату и пенсию в рублях, теряют до трети средств на разнице в курсе, а на это еще и накладываются высокие цены, говорит дончанин. Люди пытаются перевести деньги из украинских банковских карточек в рубли, и опять же теряют часть суммы, объясняет Товстюк.
Гуманитарная ситуация в зоне АТО ухудшилась, это признает и мониторинговая миссия ОБСЕ. Наблюдатели прогнозируют, что обеспечение продовольствием и всем необходимым можно улучшить только после уменьшения интенсивности боевых действий. О дефиците необходимого говорят и чиновники. Впрочем, они видят выход в создании у линии фронта так называемых «логистических центров», где можно будет задешево приобрести товары первой необходимости и медикаменты.
Такой шаг позволит жителям оккупированных территорий пережить тяжелые времена, заявил, открывая первый логистический центр в Донецкой области, руководитель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский.
«Мы открываем гуманитарно-логистический центр для того, чтобы люди, которые являются заложниками российско-террористических войск, могли получить продукты, лекарства, необходимые товары и банковские услуги. Мы протягиваем руку своим братьям, гражданам Украины. И недолго ждать того времени, когда Донетчина снова будет единой, в составе Украины», — пообещал Жебривский.
Между тем, все полтора года конфликта в населенные пункты Донбасса по обе стороны фронта завозит помощь «гуманитарной штаб» Рината Ахметова. Ранее это были прежде всего обычные продуктовые наборы, сейчас же «гуманитарный штаб» передает в зону АТО и наборы детских продуктов, говорится на сайте штаба.
Между тем главари пророссийских сепаратистов заявляли в августе, что открывают сеть «Первый республиканский» супермаркет, и это позволяет создавать новые рабочие места и свидетельствует о достаточном количестве товаров на подконтрольной им территории. Между тем, Андрей и Станислав Васин рассказывают, что новая сеть — это супермаркеты «АТБ», которые забрали у владельца, и цены в них — выше, чем в других магазинах.
Оккупированный Донбасс не способен себя прокормить — Новак
Оккупированные районы Донбасса не будут способны себя прокормить, пока не вернутся под украинский контроль, констатирует председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Андрей Новак:
«Временно оккупированные территории в экономическом плане не являются самостоятельными. Без донорской помощи Украины они не выживут, — считает Новак. — Оккупированная часть Донбасса не способна на полноценную экономическую деятельность, потому что российские компании, которые туда захотят зайти, попадут под санкции, а местная экономическая структура не является полноценной. Украинское правительство имеет ресурсы, чтобы доставлять в зону АТО гуманитарные грузы, однако для этого нужна добрая воля оккупанта. В настоящее время нет возможности передавать туда государственную «гуманитарку».
По словам Новака, чем дольше Россия будет продолжать контролировать оккупированные территории, тем хуже там будет социальная, гуманитарная и экономическая ситуация.
В оккупированных районах Донетчины и Луганщины можно вырастить основную продукцию для жителей, которые там остались, однако перерабатывающие мощности там разрушены, то же самое произошло с животноводством, признает заместитель министра аграрной политики Владимир Лапа.
Владимир Лапа:
«У нас нет четкой проверенной информации о состоянии сельского хозяйства на неподконтрольной территории. Беглая информация, которая исходит из тех регионов, свидетельствует о том, что объемы производства снизились. Отчасти это вызвано разрушением животноводческих объектов в ходе военных действий. Частично те условия, в которых приходится работать на сельхозпредприятиях, делают невозможным поддержание объемов производства. Можно оценить, что около половины от аграрного потенциала там потеряно. Но учитывая то, что 1,4 миллиона граждан с неподконтрольных территорий выехали в другие регионы Украины (и около миллиона — в Россию — ред.), то уменьшение объемов аграрного производства произошло одновременно с уменьшением потребностей. Больше проблем — с готовой продукцией: молочной и мясной. Они зависимы от завезенных: или с территории Украины, или из России», — объясняет чиновник.
По мнению Владимира Лапы, Украина не заинтересована в том, чтобы смягчать правила проезда и провоза грузов через линию разграничения, поскольку это увеличит риски проникновения диверсионных групп. В случае же больших потоков государственной гуманитарной помощи на неподконтрольную территорию, ее начнут распределять боевики, и «Украина фактически будет спонсировать сепаратистов».
Между тем, Украина частично продолжает завозить продовольствие на неподконтрольные территории, однако здесь речь идет о торговле, и перевозчик должен платить налоги Украине, считает замминистра. Именно этот момент, по его мнению, ограничивает легальный трафик через линию фронта.
Украинское правительство предпринимало попытки отправить гуманитарные колонны на оккупированные территории с 2014 года. Однако в большинстве случаев их не пропускали боевики, затем «гуманитарку» распределяли в прифронтовых поселках с украинской стороны. В отдельных случаях государственная гуманитарная помощь пересекала линию разграничения, но небольшими партиями. Со своей стороны, пророссийские боевики постоянно обвиняют украинскую власть в том, что именно она «устроила блокаду Донбасса». Полтора года назад лидеры боевиков, наоборот, призвали жителей Донбасса к восстанию под лозунгами типа: «Хватит кормить Украину!».
По материалам: argumentua.com