Руководство Фонда госимущества Украины подигрывает России
Весной 2014-го, параллельно с оккупацией Крыма и вторжением российских диверсионных групп в Донбасс, продолжалась российская экономическая экспансия в стратегически важных секторах украинской экономики.
Подарок Дерипаске
В частности, на льготных условиях Николаевский глиноземный завод (НГЗ), подконтрольный российскому миллиардеру Олегу Дерипаске, добился от государства Украина продления сроков аренды Днепро-Бугского порта. Порта, критически важного для глобального бизнеса этого олигарха из «кремлевского пула».
Дело в том, что на 1 апреля 2014 года пришлось окончание предыдущего договора аренды порта глиноземным заводом. Но Фонд госимущества почему-то «забыл» в положенный срок — 1 месяц с момента окончания договора — уведомить арендатора о прекращении действий (разрыве) договора. И заключении нового (либо пролонгации старого) на новых, более выгодных для государства условиях. Как оказалось позже, письмо ФГИУ с требованием возврата порта государству написано все же было, и датировано оно было 30 апреля, но предприятию оно было официально направлено только... 7 мая.
Очевидно, что такая «забывчивость» высшего руководства ФГИ — это уголовное преступление. Но, тем не менее, ни прокуратура, ни МВД ничего не предприняли, чтобы ситуацию исправить. А менеджмент Дерипаски, чтобы закрепить успех, превентивно обратился в суд. И уже 17 июня Хозяйственный суд Киева запретил ФГИ, Министерству транспорта и Администрации морских портов Украины осуществлять со спорным имуществом действия, «которые могут нарушить интересы завода». А 18 августа суд признал договор продленным еще на 15 лет на прежних условиях. 16 октября апелляционная инстанция подтвердила вердикт Киевского хозсуда, а 23 декабря Высший хозсуд окончательно подтвердил победу завода Дерипаски.
Таким образом, очевидно убыточный для государства договор был автоматически пролонгирован еще на 15 лет.
Почему договор НГЗ с Фондом госимущества украины был невыгоден для государства? Судите сами. Аренда порта с грузооборотом 4 млн тонн будет стоить всего около 917 тыс грн. в месяц (11 млн. грн в год). В то же время по объему перевалки Днепро-Бугский порт сопоставим с портом «Авлита» Рината Ахметова: в прошлом году через этот порт прошло 2,9 млн тонн металла и 1,4 млн тонн зерна, что принесо 324 млн грн выручки. Чистая прибыль от работы порта составила 64 млн грн, то есть в шесть раз больше того, что Украина получает за аренду Днепро-Бугского порта от О. Дерипаски.
Сегодня уже начало февраля, а ФГИ все еще «изучает возможность» оспорить решение Высшего хозсуда в Верховном суде Украины. К чему спешка, да?..
Работа на Россию?
На фоне грязной истории с передачей Фондом госимущества под контроль РФ Днепро-Бугского порта разворачивается непонятное действо то ли по приватизации, то ли по сдаче в концессию крупнейших портов Украины, которые до сих пор (пока еще) контролирует государство.
Настораживает то, что никакой конкретной информации от ФГИ относительно будущей судьбы украинских портов — нет. Тайна. Кто в ФГИ отвечает за «портовое» направление конкретно? Будет ли приватизация портов в 2015-м, и если «да», то каких именно? Какие порты будут выставлены на продажу, а какие ждет передача в концессию? Как Фонд намерен защитить экономические интересы государства от посягательств российской стороны, которая наверняка попытается стать главным выгодополучателем в приватизации портов Украины? Да еще имеющих стратегически важное значение в масштабах всего черноморского региона.
Ответа на эти вопросы нет. Зато есть ряд фактов, свидетельствующих о вероятной подготовке передачи в концессию лучших активов самого глубоководного порта Черного моря и Украины — Южного — в концессию компании Рината Ахметова. Примерно на таких же «выгодных» для государства условиях, как и у НГЗ О. Дерипаски в Николаеве.
Мы уже подробно рассказали о странностях вокруг порта Южный, который очевидно готовят к концессии «под Ахметова» — подробности в публикациях Ринат Ахметов и приватизация портов Украины: деньгами не пахнет и Порт для Ахметова?
Вкратце: речь идет о том, что Южный — самый глубоководный порт Украины, расположенный на стратегическом торговом «перекрестке» недалеко от устья Дуная, Днепра и Турецких проливов, могут «втихую» передать в концессию Р. Ахметову (читай — России). При этом государственный порт только в прошлом году принес казне Украины около 500 млн. гривен налогов.
(При этом до сих пор в Украине не было ни одного не только удачного, но и вообще ни единого концессионного проекта - так может, для начала было б лучше «на кошечках потренироваться»? Зачем устраивать «пробные тренировки» на прекрасно работающем, одном из самых высокодоходных предприятий Украины?).
Порт Южный — 15 млн. тонн грузов в год, более 1 млн. тонн в месяц. Это более 20 тыс. вагонов в месяц, или почти 700 вагонов в сутки! Десятки тысяч работников, задействованных на госпредприятиях (железка, порт, таможни, моряки).
Ниже — динамика перевалки грузов структурами Р. Ахметова в порту Южный:
динамика перевалки грузов структурами Р. Ахметова в порту Южный
И в то время, как прокуратура расследует законность отчуждения акций «Киевэнерго» в пользу Ахметова, а сам партнер Януковичей ходит на допросы по делу о сепаратизме в ГПУ, ФГИ продолжает демонстрировать свою благосклонность к очевидному фавориту Кремля.
На сцене — все те же
Возможно, «туман» в работе ФГИ объясняется тем фактом, что это, традиционно коррумпированное ведомство никогда не имело независимой точки зрения или политики в процессах приватизации. Любое отчуждение в частные руки любого госимущества с самого момента создания этого ведомства было результатом сложных, многоуровневых «договорняков». А судьба наиболее доходных и крупных активов решалась на уровне прездентов, руководителей Верховной Рады и основных политических сил, пребывавших во власти.
Приход к власти Петра Порошенко ничего не изменил в работе Фонда — словно и не было Майдана. Вр.и.о председателя ФГИ — Парфененко Дмитрий Николаевич — в Фонде госимущества с 1995 года; занимал посты директора департамента, помощника председателя, помощника заместителя председателя ФГИУ.
Был заместителем Председателя ФГИУ Валентины Семенюк, с именем которой связан ряд громких коррупционных скандалов. Был вр.и.о главы Фонда при премьере Юлии Тимошенко (с января 2009 года по май 2010-го). Когда президентом стал Виктор Янукович, перешел в частный бизнес, но уже в марте 2011 года «всплыл» в должности начальника главного управления коммунального имущества Киевской госадминистрации.
Секрет полишинеля, что Дмитрий Парфененко — «человек» Вадима Новинского, с которым чиновника связывают давние, продуктивные для бизнеса российского олигарха отношения. Д. Парфененко СМИ многократно «ловили за руку» за преференции в адрес структур «Смарт-холдинга» Новинского. При этом стоит помнить, что «бизнес Новинского» и «бизнес Ахметова» — это фактически одно целое, контролируемое из Российской Федерации (подробнее читайте в статье Ринат Ахметов — миф). Точно так же как «ДНР» и «ЛНР», «Оплот» и «русская весна», «ополчение» и Гиркин.
Неудивительно, что когда Д. Парфененко все же «ушли» из ФГИ, тот вскоре занял пост главного распорядителя коммунального имущества г. Киева. И вскоре Киев — в конце 2011 года, «без шума и пыли» расстался с блокирующим 25% пакетом акций «Киевэнерго», собственником которого стала компания Р. Ахметова «ДТЭК». Фактически Д. Парфененко и в КГГА представлял интересы бизнеса Новинского-Ахметова.
После победы П. Порошенко на президентских выборах и назначении А. Яценюка премьер-министром Дмитрий Парфененко был возвращен в Фонд госимущества — якобы по инициативе Кабинета министра. В чьих интересах это было сделано — нетрудно догадаться. Тем более что более чем благожелательное отношение к Ринату Ахметову и его партнеру В. Новинскому сегодня демонстрирует не только Арсений Яценюк, но и Петр Порошенко. В результате чего бизнес Ахметова не знает никаких притеснений не только в Крыму, от боевиков на Донбассе, но и в свободной от бандитов Путина Украине.
23 июня 2014 года Дмитрий Парфененко приступил «к исполнению».
На фоне заявления премьер-министра Украины А. Яценюка о том, что правительство в 2014 году намерено провести «самую масштабную приватизацию за все 20 лет», возвращение Парфененко во ФГИУ выглядело многообещающим для хозяев последнего.
Знаково, что вступление в силу закона о люстрации никак не повлияло на кадровую политику «обновленного» ФГИ. Например, заместитель председателя Фонда Миронюк Игорь Николаевич, пребывающий в должности с апреля 2010 года, так и не уволен со службы без права занимать какие-либо руководящие госдолжности в течении 10 лет — а так велит закон.
Еще один заместитель председателя — Пилькевич Виталий Людвикович, на руководящих должностях в Фонде с 1995 года, то есть почти 20 лет! Безусловно, носитель бесценного опыта — если вспомнить все скандалы, связанные с приватизацией и ФГИ за минувшее двадцатилетие.
Единственное новое лицо в ФГИ — заместитель председателя (третий по счету) Юрий Валентинович Никитин. Место «зама» для него было введено отдельным распоряжением Кабмина от 8 августа 2014 года. Для чего в Фонде функционально потребовался третий «зам», чей это человек, каковы его полномочия — ответы на эти вопросы вы не найдете. Как и детальной биографии ни одного из руководителей ФГИ.
Вопрос о кадрах в руководстве ФГИ не праздный потому, что чиновники Фонда располагают колоссальными возможностями по манипулированию государственной собственностью по своему (своих клиентов) усмотрению.
Парадокс: если ФГИ объявил приватизационный конкурс, но даже профильное министерство не дало на это положительное заключение, то все равно продажа нужного объекта «нужным людям» может состояться, и при этом все будет соответствовать процедурам ФГИ. И ни ГПУ, ни СБУ никак не помогут. Останутся потом суды да статьи...
По материалам: argumentua.com