Фобия «паспортного сепаратизма»

1 141

Во всех цивилизованных странах мира наличие у человека двойного гражданства если не разрешено законом, то рассматривается как досадное недоразумение или...

...мелкое жульничество. И только в Украине из него раздули страшную угрозу национальной безопасности и территориальной целостности державы.

Служба безопасности Украина, которая в силу отсутствия для себя настоящей работы занимается то выставками Голодомора, то пресечением попыток отделить Крым путем прорытия Перекопа совковой лопатой, нашла для себя новое развлечение. Теперь она борется за единство и неделимость державы, вызывая на «беседы» жителей Закарпатской области, которые сумели получить венгерское гражданство, о чем удивленной общественности недавно поведал народный депутат Тарас Чорновил, сам весьма обескураженный поведением «СБУшечников». Поскольку считает, что это лишь вызовет напряжение отношений между Украиной и Венгрией.

«Мы держим этот вопрос на контроле, потому что в дальнейшем это может вылиться в проблемы территориальной целостности», – заявил изданию «КоммерсантЪ-Украина» источник в СБУ. Во как!

Знаете, когда перестроечные писатели писали истории о том, как в ГУЛАГе оказывались деревенские мужички, случайно повредившие портрет товарища Сталина и обвиненные в покушении на оного, мы считали это своеобразным черным юмором. Но если тогда в ГБ НКВД работали такие же кадры, какие сегодня протирают штаны в кабинетах СБУ, то это очень даже могло быть самой настоящей былью. Беда только в том, что пока дурачье в сине-малиновых фуражках охотились за дурачьем в заячьих треухах, страна наполнялась целыми сотнями и тысячами профессиональных диверсантов, устроивших 22 июня 1941 года в советском тылу полный конец света, а также конец связи, железнодорожного сообщения и переправ через реки. И как бы оно вновь всё не повторилось…

История о том, почему получение «маленьким украинцем» паспорта другого государства вызывает такое беспокойство у национально-озабоченных политиков и изображающих бурную деятельность «органов», начинается в далеком 1990 году, когда сами же борцы за независимость Украины придумали акцию, суть которой заключалась в раздаче всем желающим «посвідчення громадянина УНР», отпечатанных где-то полосками на газетной бумаге. По их заверениям, когда число получивших такие «удостоверения» достигнет нескольких миллионов, то УССР автоматически упразднится и сама собой возродится УНР, которая станет незалежной, цветущей украинской державой. Но в бурных событиях следующего, 1991 года, об этой акции просто забыли.

Прошел еще год – и, в теперь уже действительно независимой Украине, вновь заговорили о получении очередного гражданства. На этот раз акцию проводили противники развала СССР и сторонники нового воссоединения с Россией. Проводили в Крыму и на Донбассе, собирая там подписи желающих получить гражданство Российской Федерации. Предусматривала ли эта инициатива последующее отделение данных регионов с их дальнейшим возвращением в лоно «единой и неделимой», сказать трудно, потому что вся затея была сплошной самодеятельностью неформальных общественных организаций, которые устроили этот сбор подписей без всякого согласования с властями РФ.

Учитывая, что последние (в лице команды Ельцина) занимались как раз дроблением, а не объединением России, и бросили на произвол судьбы миллионы этнических русских (в том числе в горячих точках), то собранные в Украине подписи, наверное, никто бы даже не принял к рассмотрению. Их бы просто отправили на макулатуру.

Лишь в 1993 году в Москве выступили с предложением о двойном гражданстве в рамках СНГ – уже на государственном уровне. Наверное, вопрос таки назрел. Это значительно упрощало бы перемещение граждан бывшего Союза по его территории – как в поисках работы, так и просто в гости к теще. Однако к тому времени в большинстве республик уже бушевала националистическая истерия. В итоге, соглашение о двойном гражданстве Россия подписала только с Туркменистаном (оно действовало 10 лет и было упразднено Туркменбаши), с Киргизией и Казахстаном договорились об упрощенной схеме получения нового гражданства (без сохранения старого), ну а с Беларусью собрались строить союзное государство с единым гражданством. Правда, до сих пор так это дело до конца и не довели…

В остальных республиках местные национал-патриоты устраивали истерики и вопили, что Россия хочет сначала переманить к себе всех их граждан, а потом и забрать обратно территории «независимых государств». Но эта истерия касалась только России. В той же Прибалтике местные этнически чистые граждане первого сорта имели право не только иметь при себе еще и американский или британский паспорт, но быть при этом избранными в президенты.

Позднее оказалось, что угрозу национальной безопасности власти видят исключительно в наличии «двойного гражданства» только у рядовых соотечественников – простых работяг, домохозяек, студентов. Поскольку оказалось, что многие представители этих самых властей уже давно имеют второй паспорт – израильский, панамский, канадский и пр., с которым было очень удобно скрыться от претензий со стороны прокуратуры. Но эти депутаты, министры, губернаторы и олигархи беспокойства у СБУ не вызывали. И уж подавно никто не осмелился провести «беседу» с супругой уже экс-президента Ющенко, которая предусмотрительно оставила себе свой американский паспорт.

В принципе, в той же Америке вы тоже можете оставить себе свой родной аусвайс. И во многих странах, где не легализован бипатрид (множественное гражданство), у вас никто не станет его отбирать или вызывать вас для дачи показаний. Там, как правило, действует приоритет местного гражданства. То есть будь у вас хоть десять паспортов, но пока вы находитесь на территории США, к вам будут относиться исключительно как к гражданину Америки, а уедете в Россию – как к гражданину Российской Федерации. Такая система позволяет избегать ситуаций, когда разного рода жулье пытается спрятаться от закона или своих обязанностей за паспортом другого государства.

Как говорил в «Деле Румянцева» суровый начальник уголовного розыска: «Вы мне акцент не показывайте, я вас знаю, вы же Сенька Хорёк! Под эстонца работаете?».
Но почему же все нормальные страны мира относятся к множественному гражданству либо спокойно, либо как к небольшому недоразумению, и только в Украине по этому поводу вот уже который год истошно бьют в рельсу, вопя об угрозе державе? И не просто орут, но и требуют уголовного преследования за наличие у «маленького украинца» второго паспорта.

О том, что некоторые жители Закарпатья умудрились получить венгерские или словацкие паспорта, писали еще в 90-е годы, раздувая из этого «проблему русинского сепаратизма». В 2008 году «руховский» МИД запустил утку о якобы массовых раздачах российского гражданства жителям Крыма. Это вызвало реакцию на самом высоком уровне: сначала об этом с беспокойством заявил Виктор Ющенко, а потом с целью разобраться в этом вопросе в Украину срочно прилетел… заместитель госсекретаря США, который грозно обещал не позволить Москве «провести черту по центру Европы». Впрочем, его угрозы ни на кого никакого впечатления не произвели.

Эти две истории были вполне объяснимы, как и последующие. Полный экономический апокалипсис независимой Украины в 90-х годах вызвал огромное разочарование населения в этой самой независимости. Сотни тысяч людей, рванувших на заработки кто куда, рассказывали потом своим родным и знакомым удивительные истории о сытной и цивилизованной жизни на Западе, о хороших заработках в странах исламского «нефтяного пояса», о том, что в России уровень жизни гораздо выше, чем в «этой ж…е».

Эмиграция из Украины приняла чудовищные масштабы. Сотни тысяч уехали навсегда, миллионы работали за границей почти круглый год, возвращаясь на нэньку только на праздники. Но многие хотели бы большего – чтобы их район, область, регион отсоединились от этого бесперспективного «проекта Украина» и вошли в состав любого нормального соседнего государства, где люди получают нормальную зарплату и пенсию, где нет чудовищной коррупции, где вам не хамят, не обвешивают, не кидают. И об этих настроениях прекрасно знали национал-патриоты, которые не без оснований опасались, что нищета заставит людей не просто бежать с Украйны, а и разорвать её при этом на десяток клочков.

Однако некоторое улучшение уровня жизни в 2002-2004 годах (в том числе и благодаря тому, что миллионы голодных ртов уехали или вымерли) погасили эти «сепаратистские настроения». Наевшись хлеба и соевой колбасы, народ радостно пел оды единой и соборной Украине. Но недолго. Поскольку благодаря высокому профессионализму «оранжевой власти» кризисы стали потрясать её чуть ли не ежегодно, причем не только экономические, но и политические. О том, что Украину нужно срочно разводить как минимум на два отдельных государства, тогда говорили многие.

«Оранжевые» понимали это исключительно как намерение присоединить Юго-Восток к России – в силу того, что иной вариант «развала Украины» им просто не приходил в голову, впрочем, как и остальным. А тут как раз началась грузино-осетинская война «08.08.08», быстро переросшая в грузино-российскую. Благодаря тому, что небольшое население Южной Осетии успело обзавестись российскими паспортами, у Москвы был формальный предлог вступиться за расстреливаемых из ракетных установок людей.

«А что если москали устроят такое же в Крыму или на Донбассе?!» – с ужасом думали заслуженные гопаковеды и профессоры голодоморных наук и с надеждой поглядывали в сторону НАТО – поможет ли в случае чего? Разумеется, при этом никто из них ни на секунду не задумался, что т. н. «рост антиукраинских настроений» непосредственно вызван действиями «оранжевой» власти. Они всегда думали, что это результат пропаганды агентов ФСБ.

Между тем, ситуация в Украине стала настолько плачевной, что в 2009 году, по слухам, жители Буковины выстроились в очередь за гражданством Румынии. Конечно, слухи были, как всегда, значительно преувеличены, но сама по себе информация была настоящим позором, демонстрацией того, что люди бегут из нэньки в самую отсталую страну Евросоюза, пока еще мало чем отличающуюся от молдавской глубинки.

Теперь вот тема «паспортного сепаратизма» поднялась вновь – в самый разгар «покращення життя». И снова трясут жителей Закарпатья, как и в 90-е годы. Конечно, факт получения венгерского гражданства действительно был, и этого никто не отрицает. И можно быть уверенными, что люди получали мадьярские паспорта в основном по экономическим соображениям, ради возможности спокойно работать (и даже жить) в нормальной европейской стране, а не горбатиться за копейки в вотчине пана Балоги. Но кому-то понадобилось устроить из этого политический фарс – подключить скучающую СБУ, затрубить об «угрозе территориальной целостности», пойти на явный конфликт с венгерской стороной.

Зачем? Отвлечь внимание людей от стабильно ухудшающейся ситуации в стране? Но сегодня немногие будут расстроены тем, что часть Украины отсоединится от неё и войдет в состав Венгрии, Польши или Словакии. «Счастливчики!» – позавидует им большинство. Или же власть решила бороться с неуклонным сокращением численности населения Украины путем запугивания тех, кто хочет отказаться от сомнительной чести быть её гражданином?

Может быть, не зря эта процедура, говорят, резко подорожала в цене (до 16 тысяч гривен). Но в таких случаях народ просто бросает украинский паспорт на пол и тикает отсюда без оглядки, сжимая польский, канадский, британский или любой другой. Благо, в мире достаточно стран, которым не столь важно, сдали ли вы официально свою синенькую книжечку с трезубцем. Потому что их достойный уровень жизни и цивилизованное общество позволяет им не опасаться «паспортного сепаратизма». Бегут не от них, а бегут к ним.

А вот Украину скоро впору будет обносить аналогом Берлинской стены. Или крепить на ногу оставшимся украинцам браслет с датчиком и зарядом взрывчатки – дабы хоть как-то удержать в границах этой «конающей державы» её последних граждан…

from-ua.com