Евросоюз и его игры с Украиной
28 августа Порошенко заявил о том, что Россия уже ввела войска в Украину. Это спровоцировало обвинения России в агрессии, прозвучавших со стороны ряда европейских стран. Прежде всего, это Польша, Латвия и Литва. Определенную поддержку им высказали Германия и Франция, но сделали это гораздо более сдержанно, сославшись на некие доказательства присутствия в Украине российских военных. Впоследствии после обдумываний и обсуждений на саммите ЕС 30 августа были сделаны резкие выводы. По сути, такую реакцию Европы спровоцировал представляющий в Украине еврокомиссию дипломат из Чехии Давид Стулик. Он подчеркнул, что Россия проводит в Украине такие же действия, как и в Крыму. Ранее нечто подобное в Европе уже говорили, разве что в более мягкой форме. Более жесткая позиция еврочиновников из ряда европейских государств сформировалась, как ни странно, сразу после встречи в Минске, где стало понятно, что уступок по вопросам Крыма и Донбасса Россия делать не будет, несмотря ни на какие санкции. В результате официальные представители европейских стран приступили к подготовке следующего пакета санкций, призванных вынудить Москву отступить. Однако и эти заявления никак не повлияли на Россию. Но, несмотря на все грозные слова, никто из сторон нынешнего конфликта ни разу не упомянул слова «война». Говорили про попытки интервенции, проявления агрессии, но о войне не было сказано ни слова, хотя все понимают, что военные действия уже идут и поэтому главным вопросом сегодня становится поиск путей для прекращения войны до того как она перекинется на другие области Украины и направится в сторону Европы.
30 августа в Европейском совете были озвучены выводы в отношении ситуации на Украине, из которых снова становится понятна двойная игра Евросоюза. Конечно, в тексте упоминается военная интервенция России. Не обошли стороной и требования Вашингтона о разработке новых санкций. Также говорится о необходимости вывести российские войска с территории Украины и взять под контроль границу. При этом основные тезисы этих выводов направлены вовсе не на суверенитет Украины и его защиту, а исключительно на экономические интересы ЕС. Практически в резолюции в конце документа четко сформулирован призыв ко всем участникам конфликта о том, что во что бы то ни стало необходимо обеспечить безопасный и стабильный транзит газа в Европу.
Таким образом, ЕС разрабатывает новые санкции и называет Россию агрессором, поддерживает Украину, но единственное о чем он просит Москву – так это оставаться надежным поставщиком газа. И хотя в Украине многие журналисты заявили, что этот документ является большой победой в борьбе за независимость, тем не менее, очевидно, что в данном случае из Украины сделали разменную монету, по которой проходит труба и ничего более. Естественно никакие попытки Порошенко получить внушительную поддержку Запада против России просто нереализуемы. Если бы нужно было защищать границы Украины, то он был бы просто обязан ввести военное положение и обратиться за военной помощью. И тогда ни о каком транзите газа не было бы и речи. Поэтому Порошенко не может идти против интересов ЕС. На сегодняшний день для него вообще главной задачей являются парламентские выборы. Кроме того, жизненно необходимо получить еще одну порцию кредитов для того чтобы еще несколько недель поддержать курс гривны. В связи с этим весь украинский политикум делает вид, что дипломатия чем-то Украине помогает, а санкции против России и вовсе очень эффективны. При этом интересы украинского народа неважны никому из участников конфликта, в том числе и украинской власти, которая желает удержаться наверху и не обанкротиться.
В Евросоюзе, как и в украинской власти, многие серьезно верят, что санкциями можно остановить Кремль. Логика проста – даже если геополитические амбиции у Путина слишком велики, и он не захочет от них отказаться, то на него надавит его же окружение и бизнес, страдающие от санкций. А если и они стерпят, то тогда будет негодовать народ, которого лишили пармезана. Однако эти выводы неправильные. Очевидно что в России до негодования народа еще далеко. Информационная война сформировала для Путина другой образ – «доброго царя», который заботится о народе, борется с киевскими фашистами и европейскими геями, а также госдепом да еще и увеличивает территории. В такой ситуации говорить о народных волнениях сегодня, по меньшей мере, глупо. Тем более что большинство в пармезане не нуждается. Про окружение Путина также можно сказать, что без него не было бы и этого окружения. Никакие санкции их не напугают, пока на данный момент есть сформированные позиции Кремля, которые сегодня находятся на повестке дня.
У Кремля есть два важных момента, которые ни при каких условиях не подлежат обсуждению и даже угроза ядерной войны никак на это не повлияет. Первым важным требованием является признание Крыма частью России и только ради этого пункта Москва может пойти на серьезную эскалацию конфликта. Вторым важным моментом является федерализация Украины. Это не только даст возможность избавиться от первой проблемы, но и позволит установить мир на Донбассе с минимальными жертвами, при этом сохранив лицо.
Единственное что сегодня нужно Москве – это в ближайшее время организовать двусторонние переговоры с участием представителей ДНР и ЛНР и киевской власти. Таким образом, можно было бы сформировать перспективу для создания Новороссии, а также закончить военный конфликт. В то же время в Украине также сформировались определенные цели. В основном они касаются, прежде всего, территориальной целостности, и эти требования поддерживает Запад. Получается, что требования России и Украины полностью противоречат друг другу. Возможно, если бы со стороны Украины было бы получено согласие о переходе Крыма в состав России любыми путями, например, по совместному повторному референдуму с присутствием наблюдателей из ЕС, то вероятно со стороны России последовал бы отказ от военной защиты ДНР и ЛНР в обмен на такой же референдум и там. В результате военный конфликт был бы прекращен.
Но независимо от итогов референдумов данный вариант для киевских властей совершенно неприемлем. Там считают, что выгоднее удерживать нынешнюю ситуацию такой как она есть, и одновременно играть в дипломатические игры, пытаясь при этом сохранять поддержку электората. Таким образом военный конфликт может быть прекращен только после того как одна из сторон его полностью проиграет и капитулирует. Это понимают все, кто участвует в этом конфликте – и в Москве, и в Киеве, и в ЕС. При этом очевидно, что меньше всего шансов выйти победителем у Украины. Но зная это, в ЕС стремятся сделать из Украины разменную монету, своеобразный кредитный транш, чтобы за счет такого дорогого кредита превратить Россию в большого должника на долгие годы.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org