Украинская СФР и борьба с коррупцией
Похоже, правительство прониклось теми же вопросами, которые беспокоили их предшественников при Януковиче. Если тогда вопросы финансового контроля и усиления налогообложения не удалось провести ввиду возмущения народа, то теперь все это станет вполне реальным ради спасения страны, защиты суверенитета и разных других отговорок, приятных слуху майдана.
Пару недель назад в правительстве рассмотрели вопрос создания Службы финансовых расследований и обсудили соответствующий законопроект, в случае реализации которого будет создан мощнейший финансовый орган, целью которого будет… издевательство над бизнесом. Этому органу предоставят большие полномочия по противодействию экономическим нарушениям ради повышения его эффективности и самое главное – предупреждения совершения таких нарушений. Ну и конечно в качестве одной из целей приводится пополнение бюджетных средств. Но, как известно, в Украине все подобные идеи и реформы превращаются исключительно в проблемы для общества и особенно для бизнеса. По сути, Служба финансовых расследований получит смесь полномочий налоговой милиции, ОБЭП, СБУ, а также госфининспекции. И такое количество полномочий будет сконцентрировано в одни руках. Те, кто лоббирует данный законопроект, утверждают, что он лишь поспособствует эффективности в расследованиях экономических правонарушений. Но так ли это на самом деле?
Согласно планам правительства подразделения налоговой милиции будут присоединены вместе с госфининспекцией к новому органу, а сфера их деятельности будет расширена. В связи с этим очевидно, что СФР никоим образом не поспособствует оптимизации работы органов и даже наоборот может вызвать конфликты между ними. Подобная практика по концентрации у одного органа как исполнительных функций, так и инспекционных, не приводила ни к чему хорошему. Теперь же планируется объединить криминальные преследования и контроль над исполнением. Таким образом, при проведении проверки новый финансовый орган может собрать доказательства не только о совершенных правонарушениях, но и о возможных и даже обойти определенные права граждан и бизнеса, которые предусмотрены уголовно-процессуальным кодексом. В частности в уголовном процессе лицо имеет право не свидетельствовать против себя, а вот при проверке лицо обязано предоставлять все необходимые пояснения. Кроме того, уголовное производство разрешает сотрудникам попадать на объекты частной собственности только с санкции суда. А в качестве проверки они смогут проходить туда беспрепятственно. Аналогичная ситуация и с доступом и изъятием документов и доказательств.
А какими же механизмами для расследования будет пользоваться эта Служба финансовых расследований? Здесь остается только догадываться, но скорее всего, когда данный орган все же будет создан, то о каких-либо правах, гарантированных уголовно-процессуальных кодексом касательно экономических отношений придется забыть. Все что нужно для доказательств государство будет получать без санкций. Такие выводы можно сделать, посмотрев на деятельность налоговой милиции, аннулирующий этот кодекс. А между тем, он считается одним из лучших в Европе.
Теперь с началом уголовного расследования после внесения его в реестр досудебных расследований автоматически начинается давление на бизнес. Как действовала налоговая милиция? Достаточно сказать, что за 2013 год этот орган изъял документов в 2,5 раза больше чем количество дел. Получается, что по каждому делу следователи заявлялись на одно и то же предприятие более двух раз и забирали все, что не забрали. Естественно второй заход делался тогда, когда с бизнесом не удавалось по-своему договориться и сделать более сговорчивым. Подобные функции негативно влияют на объективность следствия. Стоит ли говорить, как сильно возрастает от этого коррупция? Кстати о коррупции – общество и так не слишком доверяет налоговой милиции. Возможно, кому-то показалось, что новый орган на базе налоговиков станет чище и избавится от непрофессионалов и коррупционеров. Реализовать это можно было с помощью переаттестации, а заодно увеличить численность кадрового состава СФР. Ведь, несомненно, в этом новом органе будет появляться все больше работников и все больше блатных начальников. Но на удивление ни о какой переаттестации нет и речи. Об этом не упоминает правительство, и ни слова нет в законопроекте. Что касается численности органов, то определять ее будет сама служба СФР. Кто именно будет следить за наполнением бюджета? Это будут решать руководители службы и политическая конъюнктура. Примечательно, что не предусмотрено никаких внятных инструментов для контроля за службой финансовых расследований, который могло бы осуществлять общество. В свою очередь сама служба будет регулярно контактировать с бизнесом, преимущественно используя ограничительные методы, обыски и вмешательство в предпринимательскую деятельность.
Указанные факты лишь подчеркивают, что создание Службы финансовых расследований вовсе не связано с каким-то желанием государства способствовать бизнесу и эффективно противостоять экономическим правонарушениям. Все это напоминает лишь перераспределение властных полномочий, которые неоднократно планировались еще при Януковиче. Видимо это самый простой путь – вместо того, чтобы бороться с коррупцией и неэффективностью органов просто объединить их и дать новое название. Но подобные реформы просто не могут принести ничего хорошего так как осуществляются они не в интересах общества, а исключительно в интересах власти.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org