Новые власти и политика в сфере здравоохранения
Если власть заботится о народе и считает себя демократической, то, прежде всего, должна оказывать максимальное внимание и защиту самым слабым. Если же власть боится своего народа, то занимается лишь обеспечением силовиков, раздавая им квартиры и повышая оклады, при этом забывая обо всех остальных.
По мнению революционеров, нынешняя власть, которая сменила тирана Януковича, является демократической и человеколюбивой. Тем не менее, при этой власти слабые страдают гораздо сильнее, чем при тиране. В особенности это касается детей и больных. Если расходы на детские выплаты власть уже хитро сократила, то с рынком лекарств ситуация была более-менее нормальная. Однако теперь и здесь возникли большие проблемы, и болеть становится не то, что дорого, но практически невозможно. В Интернете уже появились размышления блоггеров о геноциде, грозящем Украине. Ведь не секрет, что повышение цен на лекарства, которые и без того были недешевые, автоматически вызовет и повышение смертности. Яценюк посчитал, что может исправить эту ситуацию заявлением с парламентской трибуны. Он обратился к продавцам лекарств и медицинских препаратов с призывом не наживаться на сегодняшнем кризисе и призвал «удерживать цены в разумных пределах». Если курс вырос на 20%, то это значит – на 20%, а не 120%. Для решения вопроса Минздрав получил задачу осуществлять общий контроль. При этом в силе остается постановление о государственном регулировании цен на медпрепараты.
Конечно, проверяющие осознали, что цены внезапно повысились и обещали все проверить, но на самом деле столь резкий рост стоимости лекарств имеет боле глубокие корни. Все зависит совсем не от розничных аптек, на которые наверняка повесят всех собак и обвинят в спекуляции. И даже не оффшоры тому виной. Причина гораздо ближе к Кабмину. Так, например, Яценюк на заседании правительства заявил, что на украинском рынке лекарств объем капитализации составляет 4,3 млрд. долларов, притом, что данные о рынке у Яценюка только за прошлый год. В январе этого года был составлен отчет за 2013 год, в котором фигурировала цифра 36 млрд. гривен. Если же взять сумму, которую озвучил Яценюк в долларах, то есть 4,3 млрд., и посчитать по нынешнему курсу, то получается почти 50 млрд. гривен, что отличается от указанной более чем на 10 млрд. Судя по всему Яценюк посчитал все по прошлому курсу, который по его словам, вырос на 20% за последние два месяца. Однако за время правления Кубива в Нацбанке курс доллара вырос на 25,5%, а евро – на 27%. В целом он не сильно ошибся за исключением этих считанных процентов. Но на самом деле все не так. 11 апреля котировки доллара достигали 13,9 гривен, а евро даже немного перевалило за 18 гривен, что резко отличается от цифр, которые использует правительство. Такая же ситуация была и 11 марта. Получается, в некоторые моменты гривна несколько раз падала более чем на 40%, а если брать за исходную точку начало года, то девальвация почти достигла 70%.
Подтвердить то, что стоимость лекарств привязана к курсу доллара, взяла антимонопольный комитет, заявивший, что более 70% продаваемых в Украине лекарств является импортными. Таким образом, теоретически можно было бы объяснить даже подорожание на 40%, но многие позиции в аптеках подорожали даже на 100%. Отсюда следует, что даже правительство не может понять откуда взялись такие цены. Совсем недавно министр финансов лично заявил, что лекарства подорожали на 60%, а некоторые – на 70% и буквально через пару дней Яценюк стал говорить совершенно о другом уровне цен. Получается кто-то из них не прав. На самом же деле согласно статистическому исследованию, за апрель большая часть медицинских препаратов подорожала в пределах 50%-100%, средний уровень подорожания составил 70%. Таким образом, министр финансов был наиболее близок к истине в своем докладе. Но на самом деле эта средняя цена буквально как средняя температура по больнице. Большая часть лекарств подорожала почти в два раза и в результате оказывается, что прав был Яценюк, приводя в пример 120%. И это после того как он сам 27 марта провел в парламенте закон «О предотвращении финансовой катастрофы…», которым было установлено введение НДС на лекарств, нарушая даже Налоговый кодекс, в котором прописано что налоги не могут изменяться менее чем за 6 месяцев до начала бюджетного периода и уж тем более ставки и налоговые льготы не могут меняться в процессе бюджетного года. Все фармацевтические компании заключают свои контракты на длительные сроки, в основном на год. И поэтому даже изменение цены на 10% - это серьезная проблема для экспортера. Парламент и правительство сами нарушили закон, устроив хаос на фармацевтическом рынке. Но и это еще не все. Министерство доходов и сборов составило свои разъяснения, отправленные на таможню с увеличением налогообложения, если общая фактурная стоимость товаров превышает эквивалент 300 евро, установив для предприятий ставку НДС 20%. Таким образом, уже при ввозе лекарств приходится уплачивать НДС 20%. Но мало того, уже после поступления лекарств на оптовые склады с них же собирается еще по 7% НДС, а после того как с оптовых баз лекарства расходятся по розничным аптекам – с них и там берут по 7%. Фармацевтический рынок просто загнали в угол, полностью обложив налогами. И при всем этом министр финансов Шлапак что-то говорит о том, что цены на лекарства не увеличатся, а уже через две недели цены подскакивают в два раза. Понимая созданную проблему, 10 апреля Верховная Рада принимает другой закон, изменяя несогласованности в Налоговом кодексе, и уже 18 апреля Турчинов его подписывает. В результате между этими законами рынок находится в ступоре и контракты с фармакологическими компаниями не заключаются, а попросту срываются.
Не стоит забывать, что закон о предотвращении финансовой катастрофы кроме введения НДС также внес изменения в Налоговой кодекс, обложив налогом в 7% и изделия медицинского назначения, список которых утверждает правительство. Однако в вышеупомянутом законе предусматривается список изделий медицинского назначения, тогда как в постановлении приводятся медицинские изделия, а это совершенно разные вещи, что снова ввело фармакологический рынок в ступор, а налоговики не знают, какие именно изделия освобождены от льготного налогообложения. И это только начало работы правительства дилетантов. С первых же шагов они устроили хаос, взвинтили цены и запутали как ведомства, так и бизнес. Теперь потребуется еще немало времени, чтобы это хотя бы распутать, не говоря уже о том, чтобы принести хоть какую-то пользу слабым людям, которые иногда болеют.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org