Хара и его арХаровцы

679

День солидарности трудящихся – главный праздник профсоюзных организаций. В этот день они, как правило, заявляют о себе, проводя масштабные акции протеста. Все, кроме Федерации профсоюзов Украины, которая считается официальным рупором всех трудящихся в стране. Так сложилось, что руководители этой организации больше заняты распределением профсоюзного имущества, а не защитой прав работников. И 1 мая для руководства ФПУ во главе с Василием Харой – просто один из майских праздников, которые можно весело провести на дорогих заграничных курортах. Ведь большинство курортов отечественных (усилиями руководства ФПУ) стали непригодными для отдыха. В том, чтобы довести профсоюзные санатории до жалкого состояния, Харе помогали его близкие друзья. О них и пойдет речь.

Секретарь-уголовник

Первое, что сделал Василий Хара, возглавив Федерацию профсоюзов Украины (как писали в прессе, не совсем законно), – расставил на руководящие посты своих людей. Правда, должности быстро закончились, а претендентов хватало. Но Хара не растерялся и ввел еще одну – секретаря ФПУ. Это тоже было небезупречным решением с точки зрения юриспруденции, но оно меркнет по сравнению с тем, чем занимались назначенные на эту должность люди.

Первым должность секретаря занял некто Игорь Игнатов. Он ничем не примечателен в профсоюзных кругах, зато его хорошо знают в кругах криминальных. Игнатова считают причастным к деятельности криминальной группировки «Капитошки» (Александра Капитонова).Эта ОПГ – одна из самых крупных в Украине. Специализация – рейдерские захваты, в том числе Днепропетровской «Озерки» и Одесского припортового завода.

В ФПУ Игнатову пригодились его навыки и умения. Именно он придумывал хитроумные схемы, по которым успешные профсоюзные санатории, в частности, на ЮБК, должны были стать банкротами и отчуждены.

Игнатова арестовали 3 июня 2010 года. Правда, поводом для задержания стали старые грехи. По состоянию на сегодня против него возбуждено несколько уголовных дел, а мерой пресечения избрана подписка о невыезде.

Кстати, как только у Игнатова начались неприятности, Хара от соратника открестился, заявив, что ничего плохого о нем не знал, а если бы знал, то ноги бы его в ФПУ не было.

Злостный неплательщик

Игоря Игнатова на его посту сменил экс-секретарь донецкого облсовета Александр Егоров. Он сразу прижился в организации: как рассказывали очевидцы, в офис приезжал в сопровождении двух охранников, которым в ФПУ отвели целую комнату.

В свое время Егоров был председателем наблюдательного совета «Актив-банка» братьев Клюевых. Именно через этот банк, как утверждают СМИ, проводили коррупционные схемы «покупки» санаториев. О том, насколько успешно действовали эти схемы, можно судить по цифрам. Если до 1994 года в собственности ФПУ было 330 санаториев, к приходу Хары их стало 88. А в результате деятельности нынешней команды их осталось всего 37. Все остальные формально находятся в аренде, но схемы, как сделать их собственностью, давно отработаны.

Получается, к членам ФПУ эти объекты уже не имеют никакого отношения.

Господин Егоров тоже может похвастаться «ловкостью рук», которая ему пригодилась в ФПУ.

В частности, он зажил себе славы злостного неплательщика по кредитам. Начиная с 2007 года, Егоров набрал в одном из крупных банков на 6 млн. долларов на «потребительские» цели под залог квартир и домов. В разгар кризиса и острой нехватки денег он перестал платить по обязательствам. Кредиторы, так и не сумев убедить горе-заемщика платить, начали процесс отчуждения залогового имущества.

Однако Егоров и его семья с помощью юристов создали целое сплетение судебных исков, которые затянули изъятие залогов на неопределенный срок. Юристы делали все возможное и невозможное, чтобы затянуть процесс. В частности, требовали признать недействительными надписи нотариусов под залоговыми документами и акт дарения на квартиру, которая тоже находилась в залоге. А жена Егорова Галина требовала снять наложенный на столичную недвижимость четы Егоровых: дескать, оно общее, а не его собственное. Правда, при этом она умалчивала, что давала письменное согласие на передачу имущества в ипотеку.

Оздоровитель-рэкетир

Василий Хара сумел пристроить преданных ему людей и в еще одну хлебную структуру — основного оператора-распорядителя имущества ФПУ – ЗАО «Укрпрофздравница». Само собой разумеется, курировать здравницы должны были люди, у которых было достаточно ума и фантазии, чтобы ювелирно проворачивать схемы отчуждения профсоюзного имущества. И такие люди, конечно, нашлись.

Один из них – первый замглавы «УПЗ» Олег Кленин. В свое время Василий Хара «выписал» его из Донецка. Несмотря на то, что до недавнего времени начальником «Укрпрофздравницы» был

пожилой врач Эдуард Колесник, реально всем заправлял именно Кленин. Самому Колеснику в свое время красноречиво дали понять, чтобы он не вмешивался не в свое дело: в прошлом году его сильно избили в подъезде собственного дома. Впрочем, о кадровой политике Кленина ходят легенды. Говорят, что главврачи санаториев, которые осмеливались ослушаться зампреда «УПЗ», поплатились за это здоровьем и даже жизнью.

На своем посту Кленин, вместо того, чтобы заботиться о здоровье и полноценном отдыхе членов профсоюзов, занимался более серьезными делами. Именно он придумал ряд коррупционных схем, в том числе, «правильный» механизм оплаты санаториями централизованной поставки продукции для них. По этой схеме санатории не только теряли заработанные деньги, но и сокращали оборотные средства. Вот и получалось, что руководство ФПУ и «УПЗ» имело 20-30% откатов от поставщиков, а здравницы хирели, становясь легкой и дешевой добычей для заинтересованных лиц.

Кроме того, господин Кленин был соучредителем ЗАО «Ясная поляна» через свою компанию «КОВіК». Правда, когда аппетиты зампреда «УПЗ» стали совсем уж непомерными, прокуратура Крыма затребовала от УПЗ кучу документов, подтверждающих, что профсоюзным имуществом распоряжаются законно. По результатам проверки против Кленина было открыто уголовное дело, и уже несколько недель он пребывает в бегах.

По слухам, Хара просил Генпрокурора Виктора Пшонку снять с Кленина все обвинения, однако получил отказ. Сейчас горе-рейдера ищет Интерпол.

Мелкие мошенники

Впрочем, Василию Харе и самому привычно нарушать закон. Месяц назад он решил назначить в «УПЗ» нового главу правления. И опять – с нарушениями законодательства: несмотря на то, что 15 членов наблюдательного совета «УПЗ» проголосовали за то, чтобы оставить Колесника, Хара единолично принял решение назначить на эту должность некоего Николая Суботу. О новом главе правления «Укрпрофздравницы» известно немного. В свое время он занимал пост главы правления ОАО «Сумской рафинадный завод» (СРЗ). О том, насколько успешно Субота управлял заводом, можно сделать вывод по одному факту: несколько лет назад Хозяйственный суд области даже рассматривал вопрос о возбуждении дела о банкротстве СРЗ и начале досудебной санации.

В то время, пока завод хирел, Субота занимал должность заместителя директора исполнительной дирекции Фонда соцстрахования по временной потере трудоспособности. Именно из этого фонда, как известно, компенсируются оздоровительные путевки членам профсоюзов. Искусственное создание дефицита в ФСС, которое инициировал в 2008 году Хара и на которое закрыл глаза Субота, — это еще одна схема отчуждения профсоюзного имущества.

Не исключено, что должность председателя «Укрпрофтура» может занять депутат-регионал Валерий Харлим. Говорят, он давно об этом мечтает. А пока что проталкнул в «УПТ» своих людей, в частности, на должность заместителя председателя.

Этот парламентарий – человек непубличный. Известно, что до августа 2005 господин Харлим входил в состав наблюдательного совета «Трансбанк». И «выдоил» этот банк как только мог: как физическое лицо взял кредитов на сумму 8 млн. долларов. Среди его активов – ТОВ «ДКД 04», где он находится в долях, и юридическая фирма, оформленная на родственников.

Еще один «защитник трудящихся» и близкий друг Василия Хары – зампред по имущественным вопросам ФПУ Валерий Горбатов. В свое время он был премьером Крыма, потом –начальником

регионального Фонда госимущества. Он оказался очень полезным для Хары человеком, придумывая схемы, по которым профсоюзные санатории за бесценок скупались «правильными» людьми. Себя господин Горбатов тоже не обидел: по неофициальным данным, с помощью хитроумных схем в собственности его семьи оказались алуштинский пансионат «Северная Двина» (ныне ООО «Дайвис»), гостиницы «Гелиос» в Евпатории, «Таврида» в Алуште санатории «Мрия»в Понизовке, «Восход» в Феодосии.

«Мистер Жадность»

Один из близких товарищей Василия Хары – коллега по фракции Партии регионов Игорь Шкиря. Несмотря на то, что он уже несколько созывов является народным депутатом, его трудно назвать публичным человеком. Впрочем, это неудивительно: в делах, которыми он привык заниматься, публичность только мешает. Дело в том, что господин Шкиря прослыл профессиональным «рейдером». Если в смутные 90-е проблема «оно не мое, но я хочу» решалась с помощью бейсбольных бит и раскаленных утюгов, то спустя 20 лет схемы отъема чужого имущества стали более гуманными и благородными, подкрепленными юридическими документами. Так, в 2007 г. руководители ОАО «Дон-ИнформЦентр» заявили, что компания «Илиташ», принадлежащая Игорю Шкире, пытается захватить пятиэтажное офисное здание на проспекте Павших Коммунаров в Донецке. Все происходило по апробированной схеме – дополнительной эмиссии акций. После увеличения уставного фонда в 25 раз совладельцы здания просто не смогли выкупить новые акции и оспорить в суде проведение допэмиссии. Операция прошла успешно для Шкири, однако он не любит об этом вспоминать.

Такие таланты терять нельзя, и в 2009 году Василий Хара решил приблизить предприимчивого товарища к себе, назначив его внештатным советником по информационным вопросам и санаторно-курортной сфере. Шкиря – один из самых близких друзей Хары, и неудивительно, что он не только был в курсе всех схем незаконной приватизации и отчуждения санаториев, но и был непосредственным их участников.

Так, ЧП «Фірма Хелп», принадлежащее Шкире, было фигурантом скандала вокруг ялтинского санатория «Марат». Нардеп считает его своей собственностью, хотя судебные заседания по обвинениям в рейдерстве продолжаются до сих пор. Это не помешало Шкире получить в аренду гаспринский санаторий «Ясная поляна». Сначала он арендовал только пляж. А в июне 2010 года «Укрпрофздравница» приняла решение, по которому вся курортная инфраструктура санатория «Ясная поляна» (десять объектов) передается в аренду на три года трем коммерческим  структурам, в том числе, ЧП «Фірма Хелп». Этими санаториями аппетиты господина Шкири не ограничиваются. Люди сведущие утверждают, что он мечтает прибрать к рукам санатории «Ай-Петри», «Курпаты», «Мисхор», «Украина».

Кстати, из-за «Ясной поляны», на которую претендовал и Кленин, они поссорились со Шкирей.

Видимо, друзьям стало совсем тесно в одной организации, и одному пришлось уйти. Тем более, о скупости и алчности Игоря Николаевича ходят легенды.

Темный кагэбешник

Еще один коллега Василия Хары по парламенту – Александр Един – тоже, по слухам, не прочь завладеть профсоюзным имуществом. Не занимая официальных должностей в ФПУ и ее сателлитах, Един курирует в федерации все спортивные объекты. Вернее, их умелое отчуждение.

И проводит активную работу, чтобы заполучить в собственность киевский стадион «Спартак, для чего назначил туда своего руководителя.

Господин Един – личность очень загадочная. Получив образование переводчика, он в начале своей профессиональной карьеры служил военным переводчиком в Мозамбике. Не слишком скрывается и тот факт, что Един был сотрудником КГБ.

Примечателен и политический путь Александра Едина. Начинал он как мажоритарщик, потом за несколько лет сменил рекордное количество фракций: НДП, «Трудовая Украина», «За единую Украину!», ПППУ-ТУ, БЮТ. В 2006 году избирался в парламент по списку Блока Тимошенко, а на досрочных 2007 года – уже от Партии регионов.

Бизнес Александра Едина – группа «Интер-Контакт», которая занимается международными грузовыми перевозками и экспедированию грузов. Кроме того, Александр Един проявляет активность на нефтяном рынке: вместе с Андреем Деркачем соучредителем компании «Транс- Ойл» вместе с Андреем Леонидовичем Деркачем. Был близок с покойным экс-министром транспорта Георгием Кирпой.

В биографии Едина есть два темных пятна. Было убито двое людей, которые пересекались с ним в сфере деловых интересов. В 1998 году был убит бизнес-партнер Едина Олег Кухарчук. Убийство списали на неосторожное обращение с оружием дочки бизнесмена. В несколько лет назад был убит руководитель «Укрзализницы» Борис Олийнык. Правда, доказать причастность Едина к этим убийствам так и не удалось, но вопросы, как говорится, остались.

Рейдер-самоучка

В ближайшем окружении Василия Хары есть еще один неоднозначный персонаж – его близкий друг, бизнесмен Анатолий Башловка. Если бы Хара был настоящим профсоюзником, он бы и близко не подошел к Башловке. Ведь именно этот господин в свое время провел махинации, в результате которых дрогобычский завод «Галол» стоимостью 30 млн. долларов ушел в частные руки всего за 2,5 млн. При этом рабочих завода фактически выбросили на улицу, не заплатив им зарплату. И Федерация профсоюзов Украины за них почему-то не заступилась. В связи с фактом рейдерства на «Галоле» Львовская областная прокуратура возбудила уголовное дело. И Башловка проходит по нему как подозреваемый.

Имя этого бизнесмена всплывало недавно в прессе и в связи с детским лагерем в Буче, который в результате юридических манипуляций превратилась в личную дачу судьи Окружного административного суда Олега Бачуна. Оказалось, что в схеме отчуждения этого лагеря была замешана некая Мария Топольская, гражданская жена Башловки. Сам бизнесмен неоднократно пользовался услугами судей, в частности, того же Бачуна, отстаивая свои коммерческие интересы.

Конечно, среди соратников Василия Хары есть еще десятки фигур рангом поменьше. У читателя просто не хватит терпения перечитывать их фамилии и «подвиги». Персонажи из ФПУ и смежных организаций вполне могли бы стать прототипами к продолжению фильма «Отпетые мошенники».

Возникает закономерный вопрос: неужели в организации, которая насчитывает 10 млн., не нашлось ни одного человека без уголовных замашек? Василию Харе стоило бы более тщательно подходить к подбору сотрудников. И перед приемом на работу требовать от правоохранительных органов справки об отсутствии у них криминального прошлого.

Хотя зачем? Создается впечатление, что господин Хара сам притягивает к себе людей с уголовными наклонностями. А чему тут удивляться? Равное притягивает равное…

ord-ua.com