Партия «Свобода»: новый тип национализма

501

Олег Тягнибок является представителем довольно странной формы национализма, объединив часть поклонников бывшего президента Ющенко, которые имели наиболее радикальные взгляды. Либеральных и демократических партий в парламенте достаточно и многие из них периодически играли на идеологии национализма. Однако избрать эту линию в качестве официальной партийной никто так и не решился. Видимо радикализм вызывал опасения у политиков с той стороны, что откровенно радикальными взглядами не нарушать законодательство невозможно. Зато возможно эти нарушения не замечать.

Традиционно в мире национализм проявляется в зависимости от ситуации, складывающейся в текущий период времени. Партия «Свобода» почему-то действует вопреки ситуации. Чтобы это заметить, достаточно посмотреть на мировой опыт национальных движений. В Испании националисты сконцентрированы в Каталонии. По их мнению, каталонцы зарабатывают большую часть ВВП, которую столица попросту отбирает. В Каталонии откровенно распространены мнения о необходимости если не отделения от Испании, то, как минимум, создания автономии с самостоятельным управлением налогами и сборами. Там национализм основан на экономической несправедливости, благодаря чему тамошним националистам даже удалось победить на прошлогодних парламентских выборах. Каталонские партии в качестве цели продвигают референдум о предоставлении независимости Каталонии. Прежде там уже пытались добиться такого референдума, но официальный Мадрид этому помешал. Аналогичные настроения и у басков, которые исторически, да и юридически могут распоряжаться налогами самостоятельно. Но баскам не хватает власти, которой они хотят иметь не меньше, чем у Мадрида. Умеренная националистическая партия постепенно теряет популярность, которую в свою очередь активно набирает коалиция Бильду, требующая полного отделения от Испании. Эта коалиция фактически нелегальна, а нее входят лишь небольшие партии и общественные организации, стремящиеся к независимости. В целом националистические партии набрали на тамошних выборах 60%, а значит, общество их поддерживает. Нельзя не заметить и националистов в Великобритании, где шотландцы уже давно требуют независимости, а в Ольстере в свое время существовали даже бригады боевиков и террористов.

В Италии также есть свой сепаратистский уголок. Южный Тироль с хорошим социальным обеспечением и низкой безработицей не хочет подчиняться Риму. Фламандские националисты в Бельгии вообще требуют разделить страну на конфедерации Валлонии и Фландрии, опять же опираясь на экономическую базу.

В Украине национализм приобрел совершенно иной характер. Если ранее Галичина считала себя наиболее украинским регионом, готовым встать и уйти в Европу, то с нарастанием власти донецких западно-украинский национализм приобрел совершенно иные черты. Ни Ющенко, ни теперь Тягнибок никогда не говорили о независимости заданных регионов от ненавистных донецких и от столицы. Они не добивались предоставления областям с развитым националистическим движением права управлять своими доходами или хотя бы автономии. Так ВВП Галичины составляет 7%, а Волынь имеет 2,8%. По информации портала job-sbu.org общий ВВП по западной Украине достигает 10%. Таким образом, экономическая база у региона отличная и могла бы дать возможность построить успешную экономику хотя бы в рамках автономии, а при полном отделении и вовсе Украинские Эмираты. Тем не менее, для свободовцев эта тема совершенно неинтересна и вряд ли они знают досконально экономику запанных областей. Основной идеологией нынешних постсоветских социалистов является паразитирование на дотациях из центра. Свои программы по развития региона они создать не могут. Таким образом «Свобода», получившая большинство мандатов в западных местных советах практически ничего не делает кроме такой же болтовни в парламенте. Вместо развития родных территорий свободовские националисты пытаются называть галицкие ценности всем остальным областям. О сепаратизме в западных регионах нет и речи. Хотя когда-то давно этот вопрос был в числе важных. Причина тому совсем не уважение нынешних украинских законов, а то, что унитарное устройство Украины выгодно как свободовцам, так и Партии регионов. Благодаря нынешней системе националисты могут спокойно зарабатывать в столице, выступать с интервью, кататься на дорогих машинах и держать в Киеве рестораны, совершенно не работая для своих родных регионов.

Вместо националистических лозунгов, согласно которым во всем мире националисты добиваются расширения прав для своих национальных территорий, свободовцы выдвигают какие-то объединительные речевки и это притом что в Украине распространены не одна, и даже не две нации. На деле единой нации в Украине нет и быть не может, так как только русских в стане более 10%, а в ряде областей имеются огромные этнические территории традиционно заселенные венграми, румынами, татарами и другими национальностями. Националисты никогда не признают этот факт, так как иначе им придется сосредоточить усилия на своем регионе, а, выехав их столицы к людям, они вынуждены будут отвечать перед своими сторонниками, которые будут достаточно близко, чтобы спросить. Очевидно, что никоим образом бороться за украинскую Украину националисты тоже не будут, так как по возращению домой в западные области им придется работать, если не у власти на благо людей, то пахать в поле.

На сегодняшний день «Свободу» все устраивает. У них есть хорошие спонсоры во власти, хорошие должности, доступ к СМИ и возможность влиять на различные сферы жизни. Всегда можно сломать какой-нибудь памятник, переименовать какую-нибудь улицу и гордиться этим национальным достижением. К сожалению боевой и трудовой национализм сменился на национализм паразитарный, который выгоден как партийным лидерам, так и действующей власти. С помощью радикальных партий можно легко отвлекать людей от насущных проблем и от воровства с коррупцией. Очевидно «Свобода» нашла свою нишу в нынешнем политическом устройстве, созданной Партией регионов.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org