«Семейная медицина – это уничтожение системы здравоохранения»
Еще не все, наверное, знают, что сентябрь – это месяц, когда украинцы должны выбирать себе семейного врача. Идея введения системы семейной медицины в Украине родилась еще на заре двухтысячных. С 2003 года в разных областях страны постепенно пытались внедрять эту систему в жизнь и умы граждан. С переменным успехом, если честно. Официальные отчеты о введении семейной медицины полны оптимизма – вот, мол, народ очень доволен. Но стоит почитать и послушать реальные отзывы, как становится понятно, что не все так однозначно. Люди предпочитают обращаться к узким специалистам. Человеку, который занимается лечением какого-то одного органа или системы органов, доверяют больше, чем тем, кто пытается лечить все и сразу. Говоря по-простому, семейный врач – это человек, который будет лечить вашего ребенка от дерматита и ангины, вас от нервов, а бабушку от геморроя. По-научному это называется «врач первой ступени». То есть тот, кто поставит диагноз и порекомендует вам, к какому специалисту и в какую больницу лучше обратиться. Притом, он будет знать вашу семью, историю болезней всех ее членов и другие, характерные только для вас особенности. Казалось бы – прекрасно! Это ли не мечта всех нас, настоявшихся в поликлинических очередях до посинения – сначала в детских, потом во взрослых, потом опять в детских – уже с ребеночком разного возраста наперевес. Вот, вроде бы, наметились позитивные сдвиги. Но. Никакая хорошая идея в нашей стране не избегает уродливой деформации – по разным причинам.
Виталий Скороходов: – Семейная медицина не улучшит положения медицины в Украине. Сто процентов. Медицина в Украине агонирует, и все нововведения направлены не на улучшение медицинской помощи и здравоохранения, а на то, чтобы сэкономить деньги. По сути дела, возвращение к семейной медицине – шаг назад. Наши чиновники посмотрели какой-то австралийский сериал про какого-то семейного врача. Идея, видимо, очень сильно понравилась, они поехали в Австралию, в Англию, еще куда-то, где принята семейная медицина, и решили то же самое ввести у нас. Но дело в том, что семейная медицина, если ее организовывать правильно, более затратна, чем семашковская модель, которая была в СССР. И, кстати, считалась самой лучшей в мире. Насмотревшись, наши чиновники решили таким образом сэкономить на медицине. Сейчас закрываются больницы, поликлиники, меняются таблички на кабинетах, вместо «участковый врач» или «терапевт» вешается табличка «семейный врач», а специалистов не хватает. Дело в том, что их подготовка – процесс довольно длительный. Вообще, за рубежом врачи готовятся лет по двенадцать. У нас же – это шесть лет обучения в институте плюс два-три года интернатуры. И у нас еще совершенно нет стандартов подготовки семейных врачей.
Новости Украины – From-UA: – Насколько, по Вашему мнению, важны личные отношения с врачом и знание семейных обстоятельств пациентов? В принципе, это ведь дает очень важную информацию об истории болезней с самого рождения?
Виталий Скороходов: – При нормальной организации – в Австралии, в Англии – семейные врачи так и работают – от рождения до смерти. Они действительно знают своих больных. Но там на врача нагрузка максимум 800-1000 человек, он получает очень высокую зарплату, 10-20 тысяч долларов или евро. У них хорошее оборудование, у всех есть интернет – это даже не оговаривается. У нас в глухом селе – какой интернет? Хорошо, если мобильная связь работает. Плюс наши дороги. Представьте себе ту же Англию и, для сравнения, украинскую амбулаторию семейной медицины где-нибудь в 50 километрах от райцентра, до которого и летом не особо доедешь, а зимой или осенью, когда все развезло, так он вообще становится недоступным, только самолетом можно долететь.
Новости Украины – From-UA: – А не будет ли переход к семейной медицине возвратом в прошлое, когда и смертность была выше?
Виталий Скороходов: – По сути – семейная медицина – это и есть возвращение к земству. Вот то, что было прогрессивно в 19 веке, когда, особенно в сельской местности, вообще не было медицины и общество нанимало земского врача, платило ему зарплату, и он занимался лечением людей от всего. Мы возвращаемся к тому же, по сути дела. При том мизерном финансировании, которое у нас выделяется, семейный врач будет получать зарплату небольшую, а нагрузка на него будет огромной, особенно в сельской местности. Если в крупных городах он еще будет иметь пациентов сколько положено, то в сельской местности – в два-три раза больше. Плюс все оборудование – самое непотребное, то, что уже на Западе валяется где-то на складах, выбрасывать собрались, а мы закупим для наших семейных врачей.
Новости Украины – From-UA: – Каким образом проходит переквалификация врачей, ведь, насколько можно судить, выпускников со специальностью «семейный врач» явно не хватает?
Виталий Скороходов: – В настоящее время на семейных переучивают врачей разных профилей или просто участковых. Шестимесячные курсы проводят. За шесть месяцев подготовить такого «токаря-многостаночника» очень сложно. Знаете, из гинеколога или хирурга сделать специалиста, который бы занимался всеми заболеваниями, фактически невозможно. А на курсах, например, на глазные заболевания выделяется один день, отоларингология – тоже один день идет начитка лекций. Ну, вы представляете себе, что получится? Сейчас по стране не хватает 45 тысяч врачей. Переучивают, институты готовят выпускников, но нехватка страшная.
Новости Украины – From-UA: – То есть для того, чтобы вводить эту систему, сначала нужно реформировать систему обучения?
Виталий Скороходов: – В первую очередь систему обучения реформировать, конечно. Эта Болонская система обучения, которую мы подобрали на Западе, где от нее уже все отказываются, которая разрушила систему обучения в США и еще в некоторых странах, сейчас подобрана у нас и превращена в этакую «оболонскую систему», на украинский манер. Сейчас в медвузах нет практического обучения, ни с больными они дела не имеют, знаний никаких не приобретают. Их учат только решать тесты.
Новости Украины – From-UA: – А как Вы считаете, как должно выглядеть медицинское образование, чтобы выпускать нормальных специалистов? Что должно измениться?
Виталий Скороходов: – Ну, во-первых, нужно вообще отказаться от этой «оболонской» системы, я считаю. Она, может, и допустима в каких-то технических вузах, но только не в медицинских. Студенты решают тестовые задания, в основном, больных практически не видят. А ведь мастерство врача, даже, по сути дела, искусство врача зависит от постоянного общения с больными. Они же оканчивают три курса и элементарно укол сделать не умеют. Хотя это и сестринская работа, но врач должен уметь все, чтобы проконтролировать медсестру, чтобы научить ее, если необходимо. Вплоть до того, что перестелить больному. А у нас сейчас этому совершенно не учат.
Новости Украины – From-UA: – Виталий Владимирович, ну, может быть, реформа первичного звена медицинской помощи может улучшить финансовое положение медицинских учреждений, как-то изменится распределение средств на заработные платы врачей?
Виталий Скороходов: – При тех ресурсах, которые у нас выделяются на медицину... Вообще, по оценкам ВОЗ, на медицину должно выделяться не менее 5 процентов от ВВП, в Штатах сейчас выделяется 17 процентов, во Франции 12 и так далее, а у нас это от 3 до 4 процентов. Можно говорить вообще об отсутствии медицины при таком финансировании. И у нас еще хотят за счет введения семейной медицины сократить и те крохи, которые все же выделяются.
Новости Украины – From-UA: – Предполагается еще, что семейные врачи будут рублем платить за здоровье пациентов?
Виталий Скороходов: – Планируется такая система – чем меньше болеют, тем больше зарплата у семейного врача. Но, по сути дела, ему придется заниматься всем – он будет и психолог, и юрист, и духовный наставник, и, собственно, врач, – это непосильная ноша, а учитывая подготовку наших молодых специалистов – вообще страшно.
Новости Украины – From-UA: – Он, в принципе, должен и зарплату получать, как все перечисленные специалисты, вместе взятые?
Виталий Скороходов: – Ну да, он должен получать как минимум тысяч десять гривен. Плюс должен быть обеспечен жильем. У нас как делается? Если есть какая-то старая, полуразвалившаяся каморка при амбулатории – вот он там и живет и там же работает. Для показухи открыли несколько амбулаторий, при которых сделано жилище для врача, но, вообще, жильем они не обеспечиваются, а если обеспечиваются, то таким, что там только куры жить могут.
Новости Украины – From-UA: – Правда ли, что в тех местах, где уже ввели эту систему, пациенты предпочитают все равно ездить к узким специалистам, у них нет доверия к семейным врачам?
Виталий Скороходов: – Правда. Доверия нет по нескольким причинам. Во-первых, как я уже сказал, слабое качество подготовки врачей. Образование исковерканное, просто не готовят специалистов, которые могут работать самостоятельно. И раньше-то надо было два-три года поработать, с коллегами пообщаться, чтобы молодой врач чему-нибудь научился. А сейчас, если его бросили куда-нибудь в село, за десятки километров от ближайших коллег после этого института, вы представляете себе, как ему там. Без опыта, без практики, без теоретической подготовки, посоветоваться не с кем... По сути, семейный врач даже в городах выполняет такую функцию диспетчера, который отсылает к узким специалистам. А количество узких специалистов у нас будет сокращаться. По сути, мы скоро дойдем до такой ситуации, особенно после введения страховой медицины, когда у нас появятся «листы ожидания», как на Западе. Это когда больной обращается к семейному врачу с каким-то, например, онкозаболеванием, тот ему ставит диагноз и направляет к онкологу. А потом больной три, пять, шесть месяцев ожидает, пока дойдет его черед. Если он еще доживет до этого.
Новости Украины – From-UA: – То есть можно сказать, что для сегодняшней Украины система семейной медицины не подходит?
Виталий Скороходов: – При нынешнем образовании и финансировании медицины – это не просто откат в далекое прошлое, это вообще уничтожение системы здравоохранения. Нормальное финансирование должно быть в первую очередь. Сейчас в новостях только и слышишь – там закрыли больницу, там поликлинику, там тубдиспансер. На базе этих учреждений будет клиника семейной медицины, в ней будет сидеть семейный врач и, как диспетчер, просто направлять – кого куда.
Новости Украины – From-UA: – То есть семейная медицина хороша в той стране, где и так все неплохо? А где плохо, там лучше не экспериментировать?
Виталий Скороходов: – Да, лучше не надо. Но у нас государство отказывается от всех своих социальных функций и перекладывает их на плечи граждан. С введением страховой медицины лечиться смогут только те, у кого есть деньги. Я имею в виду, если у них что-то потяжелее простуды. Потому что страховка не обеспечит должной медицинской помощи. У нас все страховые компании – частные. Государственный бюджет практически пустой. 70 миллиардов долларов совокупный долг Украины.
Новости Украины – From-UA: – Очень все печально получается…
Виталий Скороходов: – Да, печально. Порадовать, собственно говоря, нечем.
Новости Украины – From-UA: – Ну, давайте тогда просто пожелаем нашим читателям, чтобы они не болели.
Виталий Скороходов: – Не болели и овладевали навыками само- и взаимопомощи. Брали справочник фельдшера и учились. Другого выхода нет.
По материалам: from-ua.com