«Крымжелезобетон»: кому должен – всем прощает
У государственной исполнительной службы появилось одно из самых крупных зданий за всю ее историю. Одни называют его справедливостью, а другие – политическими репрессиями. Речь идет о взыскании 20 млн. долларов по решению суда с предприятия «Крымжелезобетон». Как известно, данное предприятие контролирует народный депутат Андрей Сенченко, возглавляющий крымское отделение «Батькивщины». В исполнительной службе отмечают, что это самый крупный и сложный должник в Крыму. В ОГИС скопилась целая пачка документов, состоящая из кредитных договоров между этим предприятием и государственным «Укрэксимбанком». Этот скандал уже успел пошуметь на весь Крым. Самый крупный производитель железобетонных изделий в автономии в 2007-2009 году набрал в «Укрэксимбанке» ряд кредитов, которые в общей сумме перевалили за 42 млн. евро. Эти кредиты предназначались для модернизации производства.
Тем не менее, с момента получения этих средств налоговая отчетность предприятия не появлялось ни слова о приобретении нового оборудования. Совершенно не понятно куда исчезли деньги. Тем не менее, на этот счет есть несколько версий. Так среди акционеров «Крымжелезобетон» руководитель крымской «Батькивщины» Андрей Сенченко, которому принадлежит 39% акций. Также около 30% акций этого предприятия принадлежит другому крымчанину – Василию Есеткову, который как ни странно состоял в наблюдательном совете «Укрэксимбанка», являясь представителем БЮТ. В 2007 году был подписан первый кредитный договор. Тогда же Украина готовилась и к внеочередным парламентским выборам. В связи с этим по основной версии все кредитные средства от «Укрэксимбанка» были потрачены на широкую предвыборную кампанию БЮТ. Благодаря однопартийцам в «Укрэксимбанке» Сенченко смог получить кредит на очень выгодных условиях. В качестве залога была указана продукция «Крымжелезобетона», запланирована к выпуску с 2009 по 2012 год. Стоимость этой продукции была оценена в 300 млн. гривен. Договор предусматривал, что на погашение кредита должны были идти все средства, которые выручались бы от продажи продукции предприятия. Хотя «Крымжелезобетон» продолжал работу, за кредиты он, однако, не рассчитывался.
Указанный в договоре срок закончился, при этом ни копейки из этого кредита выплачено не было. Поэтому в конце прошлого года «Укрэксимбанк» обратился с иском в суд и потребовал взыскать задолженность, которая на тот момент составляла 164 млн. гривен. В начале этого года требование этого банка было удовлетворено. Летом оно поступило в исполнительную службу. Ввиду огромного размера долга исполнять решение будет столичный ОГИС. Крымское управление исполнительной службы будет лишь проводить опись имущества предприятия. после чего наложит арест и обеспечит сохранность до тех пор, пока его не реализуют.
Руководство «Крымжелезобетона» для оформления кредита указало в качестве залогового имущества абсолютно все активы предприятия, включая строительную технику, производственные линии, компьютеры и офисные принадлежности. На тот момент все это имущество оценивалось в 164 млн. гривен. Однако за все эти годы оно существенно подешевело. В исполнительной службе считают, что вернуть долг в полном объеме будет нереально. Согласно предварительному анализу описанного залогового имущества его стоимость не превышает 70 млн. гривен. В итоге если даже все залоговое имущество по-прежнему присутствует на предприятии, и его удастся арестовать и реализовать, то вырученные средства не покроют и половину залога. В то же время представители исполнительной службы выражают сомнения по поводу того, что активы предприятия «долежат» до их прихода. Так еще недавно прямо на входе там видело объявление о продаже заводского автотранспорта, причем все автомобили «Крымжелезобетона» пребывают в залоге и, следовательно, продавать их нельзя. Кроме того, в июле были арестованы все банковские счета предприятия. Но, тем не менее, оно продолжает работать и даже продает свою продукцию. Каким образом покупатели рассчитываются за товар – совершенно непонятно.
Примечательно, что как только поднимается вопрос о возврате долга – по всему предприятию моментально разносится эта весть, и в случае появления представителей любых государственных служб – все кабинеты моментально закрываются, документы прячутся, а кое-что вероятно уничтожается. Очевидно выполнять решение суда никто не хочет. Опись имущества также не предоставляют и даже не пропускают на территорию государственных исполнителей. Руководство «Крымжелезобетона» очевидно не желает сотрудничать и тем более самостоятельно погашать долг в течение предусмотренного судебным решением срока. Кроме того, банк согласен принимать часть дохода предприятия в качестве погашения долга, однако и этого не наблюдается. Несомненно, Сенченко со свой командой уже ссылается на политические репрессии. Не исключено, что в этом есть доля правды, так как все эти годы государство не интересовалось тем, почему же предприятие не выплачивает долг, а вспомнило о нем лишь через год после окончания срока договора.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org