Власть играет с Тимошенко в матрешки

622

Уголовные дела, возбужденные против экс-премьера, напоминают комплект деревянных фигурок, вложенных одна в другую, и пока не открыто одно – тематика следующего далеко не очевидна. Юлии Владимировне приходится реагировать на все новые и новые вызовы, сковывающие ее свободу действий.

Напомним, что первое уголовное дело против Юлии Тимошенко было связано с направлением средств, полученных Украиной от Японии в рамках Киотского протокола о регулировании выбросов парниковых газов, на выплату пенсий. Юлия Владимировна относительно этого досадного прокола постоянно путалась в публичных показаниях. То заявляла, что поступила подобным образом еще раз, если бы представился случай, то утверждала, что все средства находятся на специальном счету Госказначейства. Но Тимошенко успела главное: вбросила в информационное пространство мэссидж «деньги пошли на выплату пенсий», что для миллионов украинцев звучит куда весомее, чем многочисленные «бумажки», предоставленные Генеральной прокуратурой. Благодаря собственной активности и хорошо подобранной пиар-команде леди Ю давно создала себе образ «тефлонового политика», к которому обвинения просто так не прилипают. Да и подыскать адекватного обвинителя для Тимошенко оказалось непросто.Поэтому и дело по обвинению во ввозе под видом карет скорой помощи 1000 фургонов Opel Combo не потрясло общественное мнение. Действительно, эта симпатичная машинка меньше всего похожа на передвижное средство для перевозки больных– носилки с больным в него не могли поместиться технически. Даже наклейка «Программа правительства Тимошенко» на борту не превращала Opel Combo в полноценный спецавтомобиль. Но, как и в деле с киотскими деньгами, обвинить экс-премьера в стремлении получить личную финансовую выгоду оказалось невозможно. Понятно, что эти автомобили стали агитационными во время президентской кампании, но агитация и пропаганда – понятия нематериальные, их к уголовному делу не пришьешь. К тому же Тимошенко умело использовала нехитрый прием: как только речь заходила о злополучных автомобилях, она напоминала о стоимости вертолета для передвижения Виктора Януковича.

Но третье, самое свежее, уголовное дело для Тимошенко выглядит самым опасным. Генеральная прокуратура возбудила его по факту превышения тогдашним премьером служебных полномочий и нанесения ущерба размером в 200 миллионов долларов. Юлии Тимошенко инкриминируют единоличное проталкивание формата газовых соглашений с Россией, практически закабаливших украинскую промышленность. Напомним, что не так давно создана специальная парламентская комиссия, расследующая обстоятельства принятия решений в Москве после завершения «газовой войны». Ее возглавляет Инна Богословская, стремящаяся доказать, что она имеет равновеликий со своей ровесницей Тимошенко политический вес. Постоянное подорожание российского газа, привязанного формулой к цене нефти, позволяет говорить об увеличивающемся ущербе. О том, что импортируемый газ идет в основном промышленным предприятиям, а не бытовым потребителям, вспоминать не станут. Наученная опытом предыдущих уголовных дел, Генпрокуратура изменит направление главного удара: Тимошенко (вероятно, с подачи парламентской ВСК) будут примерять государственную измену, что для политика в цивилизованной стране означает крест на карьере.

Выстроить линию защиты Юлии Владимировне будет непросто. Понятно, что в январе 2009 года для нее было очень важным договориться с Владимиром Путиным, и интересы крупных украинских промышленников Тимошенко волновали мало. Она была нацелена на победу в президентской гонке, «план Б» отсутствовал, поэтому сегодня экс-премьер вынуждена расплачиваться за недооценку своих противников. Принятие единоличного решения (а тогдашний шеф «Нефтегаза Украины» Олег Дубина вряд ли станет выгораживать бывшего премьера) позволит оппонентам обвинить Тимошенко в сдаче национальных интересов. Наличие пропагандистской машины, подконтрольной власти, даст возможность «разогнать сигнал» до самых отдаленных населенных пунктов. Не исключено, что на летние каникулы лидер «Батькивщины» уйдет с заметным проседанием рейтинга. Вступившие в силу изменения в Уголовно-процессуальный кодекс позволяют власти регулировать даты проведения судебных процессов по обвинениям в адрес экс-премьера, и в свете будущих парламентских выборов это – главная опасность. Тимошенко не следует опасаться тюремного заключения, для нее больше проблем может создать условный срок, являющийся поражением в праве быть избранной в парламент. Как показывает практика, без доступа к трибуне Верховной Рады эффективность воздействия Юлии Владимировны на электорат серьезно падает.

Впрочем, никто не возьмется утверждать, что политическая карьера Юлии Тимошенко подошла к концу. Она хорошо известна умением взрывать ситуацию, заключать ситуативные альянсы и ломать ход событий в собственных интересах. Как политик до мозга костей леди Ю отлично осознает, что капитуляция в сложившихся условиях для нее не будет почетной, поэтому будет сражаться до конца.

fraza.ua