Кому нужны скандалы в милиции?

728

Был ли штурм Святошинского райотдела милиции стихией или новой тактикой оппозиции.

В пятницу вечером Святошинский район столицы стал Турцией в миниатюре: около 300 человек устроили попытку штурма местного райотдела милиции. Поводом для беспорядков стал инцидент на рынке «Шлях» во время милицейского рейда по ликвидации стихийной торговли. По версии Коалиции участников оранжевой революции (укр. сокращение — КУПР), активистка «Свободы», 29-летняя Ирина Бондарь, потребовала от старшего лейтенанта милиции говорить на украинском языке, и тот в ответ толкнул активистку; позже толчок в информсообщениях превратился в удар, после которого она обратилась за медпомощью, где, по ее словам, был поставлен диагноз — ушиб грудной клетки. У МВД другая версия: активистка подстрекала незаконных торговцев не выполнять требования органов, и все, что сотрудники милиции слышали от нее, — это нецензурная брань. По слова старшего лейтенанта, женщина пятилась в его направлении спиной, и он выставил ладони, чтобы избежать столкновения; наткнувшись на них, активистка стала кричать, что ее ударили. Так или иначе, инцидент спровоцировал штурм Святошинского райотдела, к которому оперативно прибыли сотни активистов националистических организаций и нардепы из оппозиционных фракций. Результат: несколько сломанных секций железного ограждения и шесть госпитализированных милиционеров.

Первой реакцией МВД на инцидент было временное отстранение начальника Святошинского РОВД от обязанностей. Однако уже в субботу в сообщениях министерства стало превалировать мнение, что это была провокация. Так, об Ирине Бондарь сообщено, что она только в 2013 году четырежды задерживалась за нарушение порядка на митингах. А итог подвел глава МВД Виталий Захарченко, который сообщил о провокации активистов, которых «нанимают для подстрекательства определенные политические силы». «Эти активисты призывают мирных граждан к совершению правонарушений. И, к сожалению, граждане, которые не всегда довольны работой милиции, поддаются на такие провокации», — объяснил министр. И добавил, что подстрекателей привлекут к ответственности.

Свободовцы возмущены трактовкой Захарченко. «Что является провокацией? Требование выполнять закон о милиции, за который бьют по почкам?! — говорит нардеп Юрий Сиротюк. — То, что произошло возле Святошинского отделения, было стихийным протестом. Там не было депутатов от «Свободы», потому что в пятницу у нас было мероприятие в Яворове. Да, там были члены нашей партии, потому что пострадала наша активистка, но это была волна народного возмущения!.. Милиция не сделала никаких выводов из врадиевских событий, после которых было уже несколько инцидентов. И события в Святошино показали, что инциденты во Врадиевке, Кировограде и других местах — не случайность, а порождение системы, которую надо менять, начиная с министра».

Что же произошло в Святошинском районе на самом деле? «Вполне вероятно, что это была провокация, использовавшая созданные после Врадиевки «антимилицейские» настроения в стране, — считает политолог Вадим Карасев. — Горючего материала в Украине достаточно, и «Свобода», которая умеет работать на улицах, отрабатывает новые способы борьбы с властью, используя этот материал. Однако это рискованная игра: волна, которую свободовцы пытаются оседлать, может накрыть и их. С другой стороны, власти нужна реформа МВД, чтобы сбить эту волну». «Оппозиция использовала ситуацию, которая возникла после Врадиевки, — говорит политолог Владимир Фесенко. — Понимая, что прежняя тактика не находит поддержки в массах (к примеру, акция «Вперед Украина!» — Авт.), она сделала попытку поджечь бикфордов шнур, создав новую конфликтную ситуацию вокруг милиции. Однако без поддержки торговцев с рынка этот инцидент не состоялся бы, потому новая тактика оппозиции базируется на новой ситуации в обществе. «Свобода» и ряд других организаций определили слабое место власти — МВД и отношение к нему населения, — закрепились на этом плацдарме и пытаются его расширить. Пока это проба пера, но, учитывая желание некоторых политиков стать новыми революционерами и полевыми командирами, можно предположить, что такие попытки будут продолжаться. Однако то, что штурм райотдела уже используется как матрица, является тревожным сигналом для власти, которой необходимо принимать меры».

Бондарь: милиционер орал на весь рынок

Ирина Бондарь рассказала «Сегодня» свою версию инцидента с офицером милиции Андреем Ганнисиком. «Я являюсь членом партии «Свобода», участвовала в голодовке под Украинским домом, когда решался языковый вопрос. Мне позвонила подруга и сообщила, что на рынке милиция наезжает на торговцев. Я поехала туда. 10 милиционеров ходили по рынку, еще 20 сидели в машинах возле него. Они запугивали людей, выгоняли и грозились забрать их в отделение. У них не было документов на проверку или они не захотели нам их показать. Одному из них, который на весь рынок орал на людей, я сделала замечание, чтобы он вел себя тише и разговаривал на государственном языке. Офицер ответил: «Я учился в советской школе и украинского языка не знаю». Затем он обошел меня сзади и с силой ударил в район почек. Удар был громкий, его услышали все кто там стоял. Теперь в милиции говорят, что я спиной натолкнулась на руки милиционера, но это бред. Врачи задокументировали забой левой части грудной клетки».

По материалам: segodnya.ua