Убийство в Жовтневом: бизнес или политика?
Сообщение во всеукраинских СМИ об убийстве в ночь на 2 апреля бизнесмена Адама Яхиева вряд ли ошеломило страну: к сожалению, нам к таким сообщениям не привыкать. Но для хмельнитчан эта весть прозвучала как гром среди ясного неба. Прежде всего потому, что Хмельнитчина не очень богата такими громкими разборками: край тихий, спокойный, все, стоящее внимания, давно нашло своих владельцев, а на что-либо спорное обычно хватало влиятельного слова, судебного решения или, на крайний случай, рейдерской атаки. Запомнилось хмельнитчанам разве что нескольколетней давности убийство бывшего директора завода «Пригма-пресс» Сергея Василишина. Но тогда, говорили, убили за неуплаченные долги, да и директорская карьера Василишина уже была завершена. Яхиев же, владелец успешного перерабатывающего предприятия «Адамс», был депутатом областного совета, хорошо известен в области как меценат и благотворитель. Кроме того, наверное, более узнаваемым среди других бизнесменов его делало и то, что он чеченец.
57-летнего Яхиева убили в кровати. Как назло, накануне он отпустил охрану. Воспользовавшись этим, неизвестный проник во двор его частного дома в селе Жовтневое (это недалеко от старинного Каменца-Подольского), вынул окно полуподвального этажа, прошел в спальню хозяина и из пистолета с глушителем выпустил в висок спящего пулю. Никто ничего не услышал: ночные шаги дочь в соседней комнате восприняла как отцовские, жена же увидела страшную картину утром, когда пришла звать мужа к завтраку.На следующий день, после печального многолюдного прощания, тело Яхиева отправили в Чечню, чтобы похоронить рядом с родителями.
Ни гильзы, ни пистолета милиция в спальне не нашла. Не вызывает сомнений, что убийство было заказным, хорошо спланированным и профессионально выполненным. Очевидно, убийца хорошо знал привычки жертвы, свободно ориентировался в его усадьбе. Однако от каких-либо комментариев центр связей с общественностью областного управления МВД воздерживается — до завершения следствия. В разговорах и в Интернете поиски мотивов убийства ведутся преимущественно в двух сферах: экономической и политической.
Трудовая биография Яхиева, которая полностью прошла на Хмельнитчине, была непростой. Хотя начиналась по советским лекалам. В 1976 году, после окончания Одесского технологического института пищевой промышленности, молодой Яхиев стал бригадиром совхоза «Коммунар» Новоушицкого района (совхоз специализировался на выращивании плодово-ягодных культур). Уже через год перебрался в областной центр, работал инженером-технологом, начальником цеха в совхозе «Хмельницкий», а с 1986 года возглавил Каменец-Подольский консервный завод и руководил им до 1994 года — времени возникновения на его базе ОАО «Адамс», президентом и председателем правления которого и стал Яхиев.
Тогда же, в 90-е, в его биографии был досадный факт: СБУ возбудило против него уголовное дело за контрабанду, и фигурант дела получил три года условно. Однако, по словам людей, которые хорошо знали Яхиева, это стало для него серьезным уроком, сделало более осмотрительным и более человечным. Что пошло на пользу деятельности «Адамса», который из скромного завода превратился в одно из мощнейших украинских перерабатывающих предприятий, которое производит треть консервированной продукции Хмельницкой области. Не удивительно, что честолюбивого руководителя не обходили награды: звание заслуженного работника промышленности Украины, ордена «За заслуги» ІІІ и ІІ степеней.
В последнее время, правда, не обходили и трудности. И хотя акционерное общество не было банкротом и даже не имело долгов по зарплате — с земельными паями (а «Адамсу» принадлежали чуть ли не лучшие в этом благодатном районе земли) не обошлось без проблем, поскольку некоторые земли перестали обрабатываться, а потому не оплачивались паи.
Яхиев три созыва подряд был депутатом областного совета. С 2005 года — член партии «Батьківщина». С приходом новой власти от партии не отрекся, наоборот: в прошлом году, когда громко хлопнул дверью многолетний руководитель областной партийной организации Буджерак, пополнив ряды «тушек» в Верховной Раде, на то время рядовой партиец Яхиев с готовностью вошел в партийное бюро областной организации во главе с народным депутатом Василием Кравчуком. По словам руководителя депутатской фракции «Батьківщина» в областном совете Виктора Адамского, на следующих парламентских выборах Адам Михайлович планировал баллотироваться по мажоритарному округу в Верховную Раду Украины. Активно участвовал в общественных делах: в частности занимался бесконечной кутерьмой с выборами сельского головы Слободки Кульчиевецкой, к которой приписан и ситуацию в которой считал ненормальной и несправедливой (пригородное село, дорогая земля — потому и должность сельского головы становится о-о-чень ценной).
Так случилось, что за день до смерти, в четверг, Яхиев принимал участие в отчетно-выборной конференции Каменец-Подольской городской организации партии «Батьківщина»: выступая, поддержал кандидатуру нового молодого руководителя. А на следующий день, в субботу, должно было пройти собрание акционеров ОАО «Адамс». Потому между этими двумя направлениями его деятельности, бизнесом и политикой, и ищут теперь причину его смерти.
Хотя нельзя не учитывать еще одно серьезное обстоятельство, которое тоже лежит между экономикой и политикой и, не исключено, могло привести именно к такому трагическому финалу. Прошлой осенью Каменец-Подольский попал в скандальную украинскую уголовную хронику — когда арестовали за взятку городского голову Анатолия Нестерука и секретаря горсовета Николая Нечая. Странные обстоятельства ареста породили у горожан устойчивое убеждение, что его реальной причиной была попытка отстранить от выборов городского голову, однозначного фаворита Нестерука, чтобы поставить на его место «своего человека». Однако выборы выиграл кандидат от «Единого центра» Ростислав Ярема. Избирательная комиссия обжаловала результаты выборов и так пересчитала голоса, чтобы победа все же досталась провластному кандидату Михаилу Симашкевичу.
Методы, примененные на этих выборах, фигуранты дела («взятку» принесли в горсовет предприниматели с судимостями), ход суда (заседания проходят в соседнем райцентре, Дунаевцах, при постоянном присутствии верных сторонников Нестерука, которые не оставляют своего любимца в беде, поскольку уверены в его невиновности) продемонстрировали не только жителям Каменца-Подольского: сегодня для достижения цели все средства хороши. Особенно когда касаются «чужого» — во всяком случае, по партийности. А если у него еще лакомый кусок земли в центре города...
Не зря же Каменец-Подольский называли когда-то хмельницким Палермо. Пожалуй, кому-то очень импонирует именно эта слава старинного города.