Жизнь людей на Донбассе: Репортаж американского канала

947

Перепечатка репортажа американского канала CNN.

Юрий Позниченко всю свою жизнь прожил в деревне Степановка, вблизи границы Украины с Россией. Позниченко родился через несколько лет после того, как Красная Армия отбила эту землю вместе с Саур-Могилой от немецко-фашистских войск. Он стоический человек, фермер, который знает, что такое выносливость. Но события последних нескольких месяцев довели его до слез. 28 июля во время сражений между украинскими силами и пророссийскими сепаратистами снайпер из украинской Национальной гвардии застрелил 36-летнего сына Позниченко, когда тот пытался спрятать свой автомобиль.

"Они сказали, что перепутали его с сепаратистом, - говорит фермер, вытирая глаза. - Позже они извинились, и солдат помог похоронить сына". В июне, когда мы в последний раз были здесь, Степановка была аккуратным селом посреди сельхозугодий. Здешние люди были бедны, но они работали, и этого было достаточно, чтобы прожить. Теперь здесь горькие ветры дуют с востока, многое из деревни в руинах. Обезглавленный украинский танк стоит посреди дороги, электрические провода болтаются на ветру, а 20 или более домов лежат в руинах, в том числе дом Позниченко. Он и его жена являются единственными членами семьи, которые решили остаться в Степановке. Им некуда идти, здесь нет электричества и мало еды.

Читайте также: Люди на Донбассе в панике: они не знают, где взять деньги на еду

Позниченко говорит, что "Донецкая народная республика" теперь полностью контролирует эту зону, там обещали восстановить жилье, но пока нет никаких признаков активной работы. А через несколько недель температура здесь редко будет подниматься выше нуля.

Обломками сражений усеяны вокруг Степановки и многие другие деревни восточной Украины. Медные гильзы патронов сверкают под зимним солнцем, мешки с песком возвышаются над пустынными окопами, а каркасы танков и других военных машин медленно покрываются ржавчиной. Дома больше похожи на груду обугленных кирпичей, везде следы пожаров, выбитые окна скрипят на петлях. Собак оставили на произвол судьбы бродить через груды мусора.

Перемирие, на которое стороны согласились в начале сентября, только замедлило темп боев в восточной Украине. Огромные объемы боеприпасов были израсходованы в боях за аэропорт Донецка, который боевики пытаются отбить уже не первый месяц. Он уже так поврежден, что удивительно, как здание вообще стоит. Если ехать дальше на восток, попадем на важный железнодорожный узел – Дебальцево. Здесь около тридцати украинских добровольцев из столицы всматриваются в заморозки и туман. Они занимают узкий участок, окруженный с трех сторон боевиками. Некоторые из мужчин находятся здесь уже около двух месяцев. Каждый день на них нападают, но они до сих пор держатся и построили себе подземные убежища против холода.

Но они не имеют ресурсов и поддержки, чтобы сдержать серьезное наступление. В самом городе только и слышно: "Молодежь покинула город, но мы остались дома"; "Стреляют каждый день, с обеих сторон"; "Меня не волнует, какой флаг висит здесь, я просто хочу мира".

73-летняя Галина прибыла в Дебальцево из деревни, когда ее дом попал под огонь. Она унесла только то, что могла взять с собой. Глядя на свои потертые сапоги, она говорит, что так боится обстрела, что прямо чувствует, как ее сердце выпрыгивает из груди. Она слишком напугана, чтобы хорошо поесть или поспать. Мир кажется маловероятным, поскольку огонь не прекращается, а риторика становится все более враждебной. Премьер-министр Арсений Яценюк говорит, что не будет никаких прямых переговоров с повстанцами, назвав их наемниками Москвы.

Президент Петр Порошенко приказал прекратить все выплаты на "оккупированных" территориях, что включает в себя социальные выплаты и государственные зарплаты для учителей и врачей. А Игорь Плотницкий, самопровозглашенный премьер-министр "Луганской народной республики", вызвал Порошенко на дуэль "по примеру древних славянских вождей и славных казачьих атаманов". А пока идут бои, Донецк нуждается в волонтерских поставках еды. Люди стоят в очередях, чтобы получить немного продуктов, но они поставляются сюда раз в две недели. Большинство из этих людей - пожилого возраста, есть несколько матерей-одиночек.

Еда, привезенная в "ДНР", предоставляется магнатом Ринатом Ахметовым, некогда самым влиятельным человеком на Донбассе, который сейчас находится в Киеве в результате ссоры с сепаратистами и поддерживает единство Украины. Длинные очереди змейкой к донецкому автовокзалу - люди пытаются покинуть город. Многие пытаются зарегистрироваться в подконтрольных правительству областях, где они могут получить пенсионные выплаты. Большинство не может себе позволить жить в другом месте. В городе нет открытых отделений банков и нет работающих банкоматов. Разбомбленные районы так сильно напоминают картины Грозного, столицы Чечни, в середине 1990-х годов. В бомбоубежищах, в которых многие люди проводят ночи, возникают вспышки кожных заболеваний. "Донецкая народная республика" не может создать собственную систему платежей, а люди здесь не имеют административных навыков.

Тем не менее "республика" имеет свои собственные сувенирные кружки и символически приняла другой часовой пояс. Существует реальная ненависть людей на Донбассе к правительству в Киеве. Национальную гвардию здесь ненавидели; люди обвиняют армию в случайных обстрелах. И вывод пособий и заработной платы накануне зимы повергла многих в отчаяние. В то же время люди жалуются на неспособность "ДНР" помочь им и сетуют на отсутствие элементарной организации. Небольшие акции протеста прошли в таких городах, как Торез, что близко к месту, где в июле был сбит малазийский авиалайнер.

Пока в Украине думают о "разводе" с Донбассом, простые люди сосредоточиваются на выживании, не имея ни средств, ни возможности избежать насилия, которое раздирает их жизни в последние девять месяцев. Одна из женщин, хрупкая, сгорбленная, рассказывает нам, что ей уже 83. Она стоит возле последнего рабочего украинского банка в Донецке. "У меня нет денег", - говорит она. - Я, вероятно, умру, потому что у меня нет ничего, даже поесть".

По материалам:  112.ua