Завхоз всея судов – 2

852

«Коль взялся за дело, нельзя его бросать!» – решил Ваш автор и в свободное от основной работы время продолжил изучать весьма...

...странную структуру под названием Государственная судебная администрация. Ведь кроме титулов, которые охотно и без всякой на то нужды раздает направо и налево ее председатель Руслан Иванович Кирилюк, через эту структуру проходят гигантские финансовые потоки. А в нашей стране там, где деньги, тем более большие деньги, там не может быть чисто…

Но вначале вкратце напомню, о чем шла речь в первой статье. Заинтересовавшись деятельностью ГСАУ, Ваш автор провел небольшое журналистское расследование, выяснив наиболее яркие вехи биографии нынешнего главы ГСА и его весьма странные действия по подбору и усилению своей команды. В частности, оказалось, что Руслан Иванович без всяких на то оснований, таких, например, как согласование на коллегии ГСА, подал представление на имя президента страны о награждении двух никому не известных персон званием «заслуженного юриста Украины». Да и мелкий эпизод со странным помощником председателя, находящимся под следствием по делу о мошенничестве, тоже вызвал у Вашего автора некоторое, скажем, недоумение…

Запрос через справочные системы Интернета и сам г-н Кирилюк в одном из интервью подсказал мне направление поиска, заинтересовав некой организацией под странным названием – государственное предприятие «Информационные судебные системы» (ГП ИСС). Оказывается, 30% от поступлений во все судебные инстанции Украины в виде сборов идет на финансирование мероприятий по обеспечению функционирования автоматизированной системы документооборота. На русском: компьютеризацию, программное обеспечение и создание общей базы данных всех судебных решений. Так вот. Все эти деньги (а это ни много, ни мало - около трех миллионов долларов) поступают именно на ГП «Информационные судебные системы», которое обеспечивает закупку оборудования и программного обеспечения, а также поддержку системы в рабочем состоянии.

Получается, ИСС вполне легально, ссылаясь на недофинансирование судебной системы и отсутствие бюджетных средств на компьютеризацию судов, забирает 30% от того, что обычные граждане и предприятия тратят, обращаясь в судебные органы всех уровней. Казалось, что в этом интересного? Но, как я уже понял из опыта изучения деятельности судебной администрации страны, главный вопрос не что, а кто. Итак. Знакомьтесь. Второй герой моей саги о завхозах всея судов. Богданов Леонид Владиславович. Этот завхоз оказался, так сказать, с компьютерным уклоном.

В отличие от своего нынешнего начальника, председателя ГСА Руслана Ивановича Кирилюка, который за недолгую, но яркую биографию успел сменить как минимум трех господ, деятельность Леонида Богданова сводилась исключительно к служению себе, любимому. В 2002 году удачный коммерсант, имеющий интересы в целом ряде направлений бизнеса, в частности являвшийся учредителем некоего предприятия «Юртех» (прошу запомнить название, в этой статье оно всплывет еще не раз), специализирующегося на производстве программного обеспечения, вдруг резко поменял сферу деятельности. Человек, окончивший институт связи и некоторое время посвятивший себя служению Отечеству в качестве кадрового офицера, вдруг оказывается в кресле… заместителя председателя Государственной судебной администрации. А как же диплом юриста, спросите Вы? Наивные. Какие дипломы, если стране категорически не хватало классных менеджеров, которые бы могли двигать ее вперед. И Леонид Владиславович двинул!

А с учетом того, что в вопросах судебного устройства страны Богданов не понимал ничего, то в рамках судебной администрации взялся отвечать за то, с чем менеджер его уровня разберется легко и непринужденно. Догадываетесь? Правильно. За финансовые потоки, которые из бюджета через ГСА двигались в судебную систему. Причем, не всегда в виде прямых перечислений. Часть средств ГСА тратило на развитие и поддержание этой системы. На ту же компьютеризацию, например.

Прослужил в системе ГСА наш герой почти пять лет. Отвечая за обеспечение судов помещениями, надлежащими условиями их деятельности, компьютеризацию, делопроизводство, информационно-нормативное обеспечение, техническое обеспечение судов и помещений судов, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, строительство жилья для судей, строительство и ремонт зданий судов… Продолжать? Наверное, не стоит. Просто чувствую, как у целого ряда бизнесменов при чтении этих строк начинается активное слюноотделение. Такую бы Синекуру! Честное слово. Ничего не утрирую. Все это есть в свободном доступе в Интернете и подписано председателем ГСА.

Не знаю, много ли настроил г-н Богданов жилья и скольким судьям предоставил бесплатные путевки в Крым, но его деятельность в области компьютеризации и информационного обеспечения судебной системы страны вызвала горячий интерес не только со стороны представителей отечественной Фемиды, но и со стороны отечественных СМИ. А они в своих журналистских расследованиях немало внимания уделили … да-да, все правильно. Фирме «Юртех», которая монопольно упорядочивала работу судов путем продажи ГСА программного обеспечения.

ПО, скажете, какая мелочь! Соглашусь, «Юртех» – это не «Майкрософт». Но представьте себе количество судов в стране, количество компьютеров в них и умножьте все это на 100 долларов США! Примерно столько стоит программное обеспечение ординарного судейского компьютера. Как 100 долларов, спросите Вы? Да это же едва ли не розничная цена всего базового пакета «Майкрософт»! А при таком опте! А я Вам про что? Представляете себе нормы прибыли и, в результате, объемы средств, которые удачливый бизнесмен от судебной системы страны получал через принадлежащую ему фирму «Юртех»!

И все было бы ничего. И подобное выведение в карман бюджетных денег могло продолжаться вечно. Но в деятельности компьютерного завхоза ГСА случился казус. Скорее всего, г-на Богданова подвело даже не чувство собственной неуязвимости, а ощущение скуки и неполноты жизни. Что там дорогие автомобили, которых в коллекции чиновника от нищей судебной системы было более чем достаточно. Леонид Владиславович устал от… Родины. И принялся с удивительной периодичностью выезжать за ее пределы. Географию пересказывать не буду, кто захочет легко найдет ее в Интернете или в тех делах о коррупции, которые против г-на Богданова возбудила прокуратура. В отличие от некоторых персонажей отечественной политики, за границу Леонид Богданов летал за собственный счет. Но вот незадача. Пребывая – по печати в паспорте – за границей, по табелям о выходе на работу Леонид Владиславович в то же время находился… на рабочем месте. И без зазрения совести получал положенную заработную плату. Которой, по данным прокуратуры, накопилось на 9.372,13 копеек. Мелочь? Мелочь, решил Богданов и выплатил указанную сумму в бюджет.

Мелочи оказалось достаточно. А поскольку за коррупцию в нашей стране увольнять не принято, то г-на Богданова уволили… «в связи с отменой допуска к гостайне». Ну, такая вот бюрократическая игра. Но знаете, что самое веселое во всей этой истории? Что приказ об увольнении заместителя председателя ГСА Украины Богданова Леонида Владиславовича 6 декабря 2006 года подписал… Рекомендую. Присядьте, пожалуйста! Тогдашний первый вице-премьер в правительстве нынешнего президента Виктора Федоровича Януковича, Николай Янович Азаров!

И вот. Спустя один круг колеса судьбы, Богданов Леонид Владиславович вернулся на должность… нет, не заместителя председателя ГСА, но на должность, которая позволяет контролировать поставку компьютеров и программного обеспечения в судебную систему страны. На должность директора государственного предприятия «Информационные судебные системы». Ну, как тут не вспомнить про козла и огород?

А теперь скажите мне. Чем на самом деле руководствовался главный завхоз судов страны Руслан Иванович Кирилюк, когда назначал на эту должность Леонида Владиславовича Богданова? Интересами страны? Интересами судебной системы страны? А может интересами людей, которые назначили Кирилюка председателем ГСА? Только не надо говорить, что вернули грамотного специалиста, который сможет наконец наладить программное обеспечение единого реестра судебных решений. Почитайте Интернет, а еще лучше поговорите с судьями и услышите от них много интересного и далеко ненормативного о Богданове и программном обеспечении от его «Юртеха».

Так что же тогда? Неужто, работает схема откатов? 30% сборов всех судов страны транзитом через ГП ИСС на «Юртех», а потом некоторая (думаю, весьма значительная часть) на человека, благодаря которому Богданов и получил возможность вернуться к корыту судебной системы? Бездоказательно? Наглый наклеп? Убедите меня в этом, г-н Кирилюк. Увольте Богданова! Проведите реальный тендер на поставку техники и программного обеспечения. Создайте такой механизм информатизации судебной системы, чтобы со всех частей страны не слышался плач работников судов.

А может, все-таки более высокие органы озаботятся судьбой судебной системы. Такие, например, как администрация президента. Или Высший Совет юстиции. На худой конец – Верховная Рада. И принципиально по-новому подойдут к проблеме менеджмента в той структуре, которая по идее должна быть судейской канцелярией, а превратилась в огород с капустой для некоторых… завхозов.

P.S. Черновой текст этой статьи я отправил на одного из своих коллег, который специализируется на судебной тематике, и уже консультировал меня при подготовке первой статьи. И получил ответ, который процитирую дословно: «По Богданову. В 2003 году проходил тендер на поставку компьютеров для судебной системы. Богданов был главой тендерного комитета. Предложение участников: от 6 до 11 миллионов гривен. Победителем был признан претендент, предложивший наибольшую сумму – 11 миллионов. Название этой фирмы Вы упоминали в статье неоднократно!»

Как говорится: «Но коммент!»

По материалам: from-ua.com