Запуск «Турецкого потока» в Стамбуле: как российский газопровод повлияет на украинскую экономику?

655

8 января в Стамбуле российский президент Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Эрдоган торжественно запустили газопровод «Турецкий поток». В церемонии также принимали участие президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. Запуск этого проекта, по мнению энергетических экспертов, даст возможность снабжать российским газом не только Турцию, но и всю южную и юго-восточную часть Европы.

Изначально проект газопровода назывался «Южный поток» и предполагал транзит газа из России напрямую в Болгарию, которая могла бы стать основным транзитёром топлива в восточную Европу наравне с Украиной. Но в 2014 году Евросоюз после ввода санкций в отношении России, фактически заставил Болгарию отказаться от реализации проекта газопровода, и официальный Кремль заключил новый договор с Турцией, положив тем самым начало строительство «Турецкого потока».

Стоит отметить, что после того, как совместный русско-турецкий проект начали активно строить, официальная София заявила, что также хочет подключиться к новому газопроводу. Впрочем, на данный момент, даже несмотря на готовность «Турецкого потока» к поставкам газа, есть ряд проблем всё с той же Болгарией, которая ещё не завершила укладку своей части трубы. Это вполне может быть связано с давлением партнёров по ЕС и особенно НАТО. По мнению экспертов, полноценный транзит газа по этому газопроводу будет ориентировочно в 2021 году.
Естественно, что запуск «Турецкого потока» имеет стратегическое значение, как для газотранспортной системы Украины, так и для страны в целом. И, несмотря на все усилия официального Киева сохранить за собой статус основного партнёра России по транзиту газа в Европу, Украине это, похоже, не удалось.

Об этом на своей странице в Фейсбук сообщил глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон. Он назвал запуск «Турецкого потока» проектом без экономического смысла, но с большой политической составляющей. Макогон также выразил сожаление, что не удалось остановить строительство и запуск нового газопровода, а также заявил, что Украина уже ощутила на себе негативное влияние «Турецкого потока». С 1 января 2020 года украинская ГТС сохранила транзит газа только в Румынию и Молдову, а Турция, Болгария и страны этой части Европы уже не будут получать газ через Украину. В итоге, объёмы украинского транзита снизятся на 15 млрд. куб. м. и приведут к экономическим потерям в бюджете около $500 млн. ежегодно.

Более подробно о последствиях запуска нового газопровода в обход Украины рассказал украинский экономист Олег Пендзин в эфире телеканала «NewsOne». Эксперт отметил, что в наилучшие времена для Украины, когда не было существующих газопроводов, украинская ГТС транспортировала в Европу около 120-130 млрд. куб. м. российского газа. Проект «Северный поток», по мнению Пендзина, снизил объём украинского транзита на 30-35 млрд. в год. За 2019 год через Украину прошло около 95 млрд. куб. м. газа, что дало порядка $3 млрд. в украинский бюджет. По прогнозам экономиста «Турецкий поток» «отберёт» у ГТС Украины 15 млрд., а запуск СП-2 лишит ещё 25 млрд. куб. м. транзитного газа. Таким образом, ожидаемый транзит газа через территорию Украины составит не более 40 млрд. куб. м.

Такое снижение, разумеется, повлияет на сумму, которую получит Украина за транзит российского газа. Олег Пендзин уверен, что за пять лет сумма оплаты транзита может не составить даже $7 млрд.

Более оптимистичными прогнозами поделился эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук. Он рассказал, что $7 млрд. Украина гарантированно получит по условиям «качай или плати», а вопрос стоит в том, сколько можно получить ещё прибыли от газового транзита. По мнению энергетического эксперта, ряд стран, в числе которых Великобритания, Нидерланды и Норвегия, постепенно снижают объемы добычи собственного газа, а значит, будут вынуждены восполнять свои потребности в топливе за счёт увеличения импорта. В этом, по мнению Юрия Корольчука, может помочь именно украинская ГТС.

Впрочем, эксперт отметил, что будущее у ГТС Украины не выглядит таким безоблачным, каким оно было до запуска российских газопроводов. По его словам, если ранее обслуживание украинской ГТС обходилось в $500 млн. при чистой прибыли около $2,6 млрд. в год, то теперь затраты выросли до $700 млн., а прибыль упала более, чем вдвое. В качестве перспективы Корольчук предложил использовать ГТС Украины, как резервный газопровод между Россией и Европой или же пытаться работать с Россией по нынешней схеме «качай или плати», когда заранее оговариваются условия транзита и его стоимость, независимо от объёмов прокачки.

Кроме того, эксперты сошлись во мнении, что попытки США прекратить строительство СП-2 в Европе продиктованы исключительно интересами американской экономики и никак не связаны с «вопросом Украины». Как бы там ни было, США, понимая, что в Европе может возникнуть дефицит газа, в первую очередь заинтересованы в транзите собственного сжиженного газа на европейский газовый рынок.

Очевидно, что наравне с газопроводами «Северный поток» и «Северный поток -2» проект «Турецкий поток» обходит Украину и даст возможность снабжать газом те страны, до которых не дотягивается СП и СП-2. В их числе также Австрия, Словакия, Румыния и другие государства, желающие получать российский газ по выгодной цене.
Фактически это означает, что после полного ввода в эксплуатацию «Турецкого потока» и окончания строительства «Северного потока-2» Украина может лишиться транзита газа в ЕС уже в ближайшем будущем. Конечно, у России возникли определённые сложности со строительством СП-2, но даже несмотря на санкции США, это лишь временно приостановит реализацию проекта, но не прекратит.

На сегодняшний день Украина имеет пятилетнюю гарантию на транзит газа в Европу. Но эксперты прогнозируют, что нашумевший газовый контракт, который Киев подписал с Россией, может стать последним, ведь за пять лет оба газопровода гарантировано будут введены в эксплуатацию.

Несмотря на самые оптимистичные прогнозы энергетических экспертов и экономистов вполне вероятно, что спустя несколько лет украинская ГТС станет нерентабельной для Киева, ведь объемы транзита газа, а, следовательно, и плата за него, будут падать, а стоимость амортизации газопровода будет повышаться с каждым годом. Учитывая, что Россия активно запускает всё новые проекты газопроводов в Европу, надеяться на кардинальную смену ситуации и на новые выгодные для Украины контракты вряд ли приходится. Да и европейские страны-потребители российского газа в первую очередь руководствуются собственными выгодами, а не украинской экономической целесообразностью.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org