Закон о СНБО: что сулят изменения?
Не так давно парламент принял неоднократно обсуждаемый и критикуемый закон о национальной безопасности Украины, его подержали 248 человек. В главном юридическом управлении составили 18 страниц замечаний – от технических ошибок до серьезных нестыковок в терминах и более глобальных проблемах. Например, этот закон предоставляет президенту дополнительные полномочия в обход Конституции, а также меняет полномочия СБУ. Впрочем, депутаты проигнорировали эти замечания.
Фактически закон наделяет президента Украины полномочиями непосредственно контролировать сектор безопасности и обороны, а также воздействовать на него и через возглавляемый им совет национальной безопасности и обороны. В то же время в Конституции о подобных полномочиях нет и слова. Однако Основной закон в ст.7 четко определяет что не президент, а СНБО контролирует соответствующий сектор. Главное юридическое управление парламента обращает внимание, что эта норма не соответствует Конституции – на это же неоднократно обращал внимание и Конституционный суд Украины.
Закон предусматривает, что президент как Верховный главнокомандующий имеет право объявлять войну и вводить военное и чрезвычайное положение, объявлять мобилизацию, издавать директивы и указы, возглавляет СНБО, назначает, увольняет секретаря и заместителей, а также высшее командование ВСУ. Министерство обороны является органом исполнительной власти, министр обороны является госслужащим, которого назначает президент – эта норма начнет действовать с 2019 года. Чтобы стать министром обороны военнослужащему придется уволиться и стать гражданским. Министр обороны подчиняется президенту и отчитывается перед Радой. Теперь президент будет предлагать министра обороны, заместителя генштаба, заместителя главнокомандующего. Финансовые потоки также будут контролироваться президентом. Военный и финансовый сектора разделяется, влияние президента на министра обороны увеличится – теперь глава государства будет контролировать все финансирование сектора обороны, а полномочия министра резко сокращаются. Еще более сложной становится цепочка управления операцией ООС. В результате, по мнению политологов, хаос растет, а финансовые потоки проходят мимо военных. Оппозиционеры посчитали что закон декларативный, а в Оппоблоке заявили что это, по сути, движение в НАТО, где Украину не ждут.
Также законопроект меняет полномочия СБУ, по сути ее лишают права бороться с коррупцией. Так управление «К» – крупнейшее подразделение, контролирующее деятельность госорганов – будет ликвидировано. В этом подразделении служит 12% всех сотрудников СБУ, там же и наиболее высокие зарплаты. Однако законопроект лишает ее полномочий по борьбе с коррупцией. Впрочем, эксперты считают что это справедливо, так как в СБУ с коррупцией не борются, а занимаются рэкетом бизнеса. Естественно немедленной ликвидации не будет, но работать этот департамент вряд ли будет. Текущие полномочия за управлением «К» сохранятся до принятия нового закона об СБУ, так что властьимущие постараются успеть выжать из этого максимум. Кроме того из действующего закона об СБУ соответствующие нормы о борьбе с коррупцией изъяты не были, из-за чего возникла коллизия противоречия закона. Нардепы же и вовсе просили немедленно лишить СБУ права вести дела о коррупции и экономических преступлениях, но массовой поддержки это предложение не нашло.
Стоит отметить, что новый закон серьезно усиливает роль общественности по контролю за ВСУ. Ограничением будет выступать только государственная тайна. На этом настаивали западные партнеры. Теперь вопросы безопасности и обороны в части финансирования будут полностью открытыми. В БПП заявили, что финансирование армии станет открыто на 90%, а оставшиеся 10% смогут контролировать депутаты через создание соответствующих комитетов.
Примечательно что к переходным положениям этого закона была предложена правка, касающаяся совершенно другой сферы – регулирования газового рынка. В итоге авторы пытались добиться того чтобы облгазы не могли скрывать схем потребления топлива а перечень потребителей находился бы у «Нафтогаза». Сбором информации для реестра должны были заниматься поставщики услуги. Секретарь комитета по вопросам нацбезопасности Иван Винник всерьез считал что это совершенно чужда проекту тематика действительно касается нацбез и обороны, но, по сути, правка была направлена на то, чтобы ударить по бизнесу собственников облгазов. Не секрет что «Нафтогаз» давно с ними конфликтует. Эта норма сохранялась в законопроекте до самого конца, однако депутаты потребовали решать этот вопрос отдельно и в конечном итоге законопроект был проголосован без нее.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org