Миллионные премии для руководства «Нефтегаза». Вопросом занялись в ГПУ и Счетной палате
Счетная плата Украины проверит выплаты руководству компании «Нефтегаз» премии в размере 46,3 миллиона долларов за победу над российским «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже в разбирательстве по транзитному контракту. Об этом сообщил глава ведомства Валерий Пацкан. Кроме этого известно, что Генпрокуратура открыла уголовное производство по факту выплаты премий. Впрочем такой шаг политологи считают пиаром и популизмом. По их мнению, если бы Генпрокуратура действительно хотела бы привлечь к ответственности «Нефтегаз», то открывала бы дела против ее руководителя Андрея Коболева.
Премьер-министр Владимир Гройсман также выступил против выплаты огромных премий служащим «Нефтегаза», по этому поводу он даже писал письмо в наблюдательный совет предприятия, но там ему ответили, что это мировая практика, поэтому пересматривать размер премий для сотрудников не будут. Не согласны с таким утверждениям эксперты. По их словам, бонусы за проделанную работу выплачивают частные, а не государственные компании и не в таких размерах. Есть мнение, что посредством таких огромных выплат некоторые чиновники легализиуют наличку, чтобы потом иметь возможность спокойно тратить ее на Западе.
Миллионные премии
После победы в Стокгольмском арбитраже над российским «Газпромом» по вопросу транзита газа наблюдательный совет проголосовал за выделение премий сотрудникам предприятия в размере 46,3 миллиона долларов. В «Нефтегазе» сообщили, что благодаря их действиям удалось сэкономить около 50 млрд. долларов. В свою очередь министр юстиции Павел Петренко подчеркнул, что Украина уже взыскала с российского «Газпрома» более 100 млн. гривен в рамках выполнения решения Стокгольмского арбитража. По его словам были арестованы и направлены на реализацию корпоративные права этой компании стоимостью примерно 600 миллионов гривен.
По информации «Нефтегаза» премию должен получить 41 сотрудник компании, который прямо или косвенно внес значительный вклад в достижение победы. Этот перечень не ограничивается топ-менеджментом компании, а сумма премии зависит от личного вклада каждого работника, сообщили в «Нефтегазе». Также там отказались озвучивать фамилии сотрудников, которые получат премии, сославшись на невозможность разглашения персональных данных.
Огромные премии вызвали негодование среди простых украинцев и политиков, а премьер-министр Владимир Гройсман сообщил, что не поддерживает решение выделения огромных премий сотрудникам «Нефтеназа». Он отметил, что представители предприятия не консультировались с Кабмином по этому вопросу. Премьер-министр также сообщил, что он написал письмо-обращение в наблюдательный совет НАК в котором отметил, что очень обеспокоен таким размером премий. Гройсман выразил надежду, что его все же услышат и пересмотрят вопрос с премированием. Если же нет, заявил Гройсман, то он будет действовать по-другому.
Следует отметить, что премьер-министра в наблюдательном совете не услышали. В письме к главе Кабмина глава наблюдательного совета НАК Клэр Споттисвуд сообщила, что решение о выделении премий пересмотрено не будет.
По ее словам решение о выделении премии в размере 1% от выигрыша принималось по рекомендации комитета по назначению вознаграждений на основе тщательного анализа подобных побед в арбитражных судах. Споттисвуд отметила, что набсовет НАК полностью понимает деликатность вопроса по поводу которого премьер-министр высказал обеспокоенность в своем письме. Она добавила, что наблюдательный совет намерен полностью пересмотреть политику компании по выделению вознаграждений и компенсаций, чтобы сохранить существующих и привлекать новых профессиональных и честных сотрудников.
Споттисвуд подчеркнула, определение такой политики требует учета всех составляющих и времени для того, чтобы заметить ее влияние на эффективность деятельности компании в долгосрочной перспективе. А информацию об отдельных составляющих действительно сложно понять людям, которые не имеют представления о ситуации. По ее словам наблюдательному совету очень жаль, что в обществе возник негативный резонанс и заявила, что набсовет полностью берет на себя ответственность за него. Также наблюдательный совет «Нефтегаза» готов встретиться с премьер-министром в июле для более дательного обсуждения решения о премии и других вопросов.
Законность премий проверят
Счетная палата Украины проверит выплату руководству компании «Нефтегаз» премии в размере 46,3 миллиона долларов за победу над российским «Газпромом». Об этом сообщил глава Счетной палаты Валерий Пацкан, добавив, что его ведомство намерено расследовать насколько эффективно расходуются средства украинцев.
Ранее генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что ГПУ открыла уголовное производство по факту выплаты премии руководству НАК. По его словам, вопрос в том, уполномочен ли набсовет принимать такие решения и есть ли у них право назначать премии сверх финансового плана.
Генпрокурор не смог сообщить на каком основании было открыто уголовное производство, но допустил, что на основании обращения депутатов Верховной Рады.
О том, что именно на обращение депутатов отреагировал Луценко, сообщил политолог Кирилл Сазонов. И непонятно каким образом ГПУ проверит, заслужили сотрудники «Нефтегаза» премию или нет.
По мнению политолога Андрея Золотарева, заявление Луценко об открытии уголовного дела относительно выплаты миллионных премий руководству «Нефтегаза» является пиаром. Он отметил, что ГПУ не открыла дело против руководителя «Нефтегаза» Андрея Коболева, а в очередной раз занялась пиаром.
При этом Золотарев отмечает, что руководство «Нефтегаза» демонстрирует запредельный цинизм и аморальность, дело против «Газпрома» еще не было выиграно, но премию уже все получили и тут же ее перевели в наличку. И проблема в том, что вся система заточена на личное обогащение чиновников.
Система мега-зарплат в нищей стране – это элемент легализации черных доходов украинских чиновников, считает политолог Руслан Бортник. По его мнению миллионные премии для руководства «Нефтегаза» можно трактовать как подготовку к эвакуации высших чиновников на Запад.
Относительно выплаты премий, говорит Бортник, такая практика в других странах есть, но в компаниях, которые работают в рыночных условиях. С полученной прибыли топ-менеджеры могут получить определенный процент. Но это не характерная практика для государственных компаний, которой является «Нефтегаз», отмечает политолог.
В свою очередь эксперт по энергетическим вопросам Андрей Герус считает, что зарплаты руководителей госпредприятий, которые делают свою работу достойно и профессионально должны быть рыночными. Однако премия в случае с «Нефтегазом» вызывает дискуссии. По его словам, обычно на рынке, даже в частном секторе, так бонусы не выплачиваются. Во-первых, в такой форме, во-вторых, еще до момента исполнения судебного решения. Негативная реакция общества на огромные премии вполне прогнозируема на фоне цен на газ, добавил эксперт.
Герус напомнил об акции «Нефтегаза» «Прикрути», когда вся страна должна была экономить газ, потому что НАК не учел всех рисков, но тогда реакции наблюдательного совета не было. Это свидетельствует о том, что «Нефтегаз» – политическая компания. Когда у нее были проблемы вся страна ее спасала. Очевидно, если в марте население помогало, то потом общество чутко реагирует на подобные случаи с премиями, добавил эксперт.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org