Зачем Украине Национальное антикоррупционное бюро?
В октябре прошлого года Верховой Радой Украины было принято решение о создании, так называемого Национального антикоррупционного бюро, иначе говоря, НАБ. В январе 2015 года закон прошел утверждение президента Петра Порошенко, а 16 апреля он же представил руководителя этой организации, которым стал Артем Сытник.
Официально данная организация призвана бороться с проявлениями коррупции во власти, и номинально является независимой от все той же власти, как от законодательной, так и судебной, и исполнительной. Главной задачей НАБа является ведение досудебного следствия и передачи материалов в соответствующие инстанции с целью привлечения обвиняемого в коррупции к уголовной ответственности. НАБ ни много ни мало имеет право заниматься расследованиями в отношении всех органов, как законодательной, так и исполнительной власти. На поверхности это и в самом деле выглядит как благое дело, направленное на искоренение любых проявлений коррупции во власти, но если присмотреться, то можно заметить множество нюансов, которые дают повод для сомнений относительно правильности этого утверждения.
Этика взяток украинских чиновников
Опять же, номинально создавая НАБ, власти предприняли попытку создания самостоятельной и независимой структуры, которая должна стать альтернативой тем органам по борьбе с коррупцией, которые существуют на сегодняшний день, то есть Генеральной прокуратуре со всеми ее структурами и другим профильным ведомствам. Поскольку последние, хоть и призваны бороться с коррупцией, сами являются структурами коррумпированными, то власти Украины решили пойти по пути некоторых западных стран, поставив на борьбу с коррупцией только самых надежных и честных, по их, конечно же, мнению, граждан.
Как будет осуществляться подбор сотрудников НАБ Укрианы?
Прежде всего, отмечает информационный портал job-sbu.org, штат сотрудников будет сравнительно невелик. По крайней мере, так утверждается его руководителем сегодня. Пока как таковой штат еще не существует и находится только в стадии формирования. Также предполагается, что из семи ста сотрудников, руководящие должности будут занимать не более двухсот человек, остальные же будут заниматься непосредственно «грязной» работой.
Уже одно это вызывает сегодня множество вопросов и нареканий у украинцев. Во-первых, тот факт, что сотрудники будут набираться, по сути, с улицы ставит под сомнение профессионализм всей организации в целом. Тем более не улучшит профессиональные показатели проверка вновь набираемых сотрудников на осциллографе, равно, как и ускоренные курсы, которые, кстати, предусматривают перенятие опыта у тех же американцев. Сомнительно, что несколько месяцев таких курсов смогут принести больше результата, чем годы обучения действующих кадровых сотрудников органов правопорядка и госбезопасности.
Вор у вора дубинку украл?
Очень интересной личностью является недавно назначенный Петром Порошенко глава Национального антикоррупционного бюро, которым стал Артем Сытник. Это назначение стало еще одним поводом для сомнения. Получается, что власти, в частности украинский президент сами себе противоречат. С одной стороны они огульно обвиняют чуть ли не всех сотрудников украинской прокуратуры в повальной коррумпированности и непрофессионализме, с другой стороны именно из их числа подбирают руководящий состав НАБа.
Артем Сытник – в прошлом прокурор киевской областной прокуратуры, являвшийся правой рукой ее руководителя Юрия Гайсинского. Они же партнёры по общему бизнесу, в частности по компании «Юридические гарантии». О самом Гайсинском ходили и продолжают ходить слухи о причастности последнего к криминалу, в частности к «крышеванию» и «отмазыванию» бандитов, иными словами, все к той же коррупции. Конечно, это нельзя считать обвинением или разоблачением, но очень сомнительно, что один из членов команды, о которой ходят подобные слухи, является кристально честным человеком, главной задачей которого является борьба за светлые идеалы. Кроме того, не могут не удивлять официальные доходы Артема Сытника от своей адвокатской деятельности, задекларированные им за прошлый год. Так, эта сумма составила 7 тысяч 292 гривны, что равняется примерно 600 грн. Эта цифры непроизвольно наталкивают на мысль об излишней честности Артема Сергеевича.
Полномочия украинского Национального антикоррупционного бюро
Получается, что НАБ станет организацией с неограниченными полномочиями. Особое внимание привлекает пункт, запрещающий каким либо иным структурам вмешиваться в расследования дел, которыми занимается Национальное антикоррупционное бюро. На первый взгляд это кажется вынужденной мерой, которая призвана стать гарантией того, что дела против уличенных коррупционеров будут доведены до конца, и виновные обязательно понесут ответственность. На деле же такая полная власть может быть использована несколько иначе, например, для устранения любых помех в предвзятом ведении дел против неугодных лиц, иначе говоря, в качестве инструмента передела власти. Не станет ли НАБ той организацией, посредством которой будут устраняться, как политические, так и бизнес конкуренты сегодняшних держателей власти?
Теоретически, воспрепятствовать этому смог бы народный контроль, который, по сути, и предусмотрен в данном случае. Но, кто именно будет представлять народ и насколько этот контроль будет эффективен, догадаться нетрудно. Тем более что если учитывать действующий в сегодняшней Украине политический режим, контроль народа над государством и его структурами, фактически является невозможным. Максимум, «контролерами» станут такие же представители народа, какие «представляют» его в сегодняшней власти в целом, якобы выдвинутые в управление государством рядовыми участниками прошлогоднего Евромайдана, на деле же те самые политики, что уже в течение многих лет варятся в привычном для себя политическом котле.
Выходит, что номинально прозрачное НАБ имеет очень смутные, если не сказать мутные очертания. Суммируя вышеописанное можно заключить, что Национальное антикоррупционное бюро является подконтрольной президенту и его людям организацией, директор которой имеет в своем шкафу кучу скелетов, а сама организация очень смахивает на безотказный инструмент устранения неугодных посредством политических репрессий. На данный момент это предположение вряд ли можно подтвердить либо опровергнуть. Насколько оно будет соответствовать действительности мы сможем узнать приблизительно в конце этого года, когда, как предполагается, НАБ заработает в свою полную силу.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org