Зачем Азарову нужна своя спецслужба?

537

Стремление нынешней украинской власти к тотальному контролю общества явно выходит за все мыслимые рамки. При этом шаги по укреплению диктатуры Виктора Януковича делаются, согласно лучшим традициям мировых диктатур, под благовидным предлогом защиты национальных интересов.

Яркий пример – недавнее создание в структуре секретариата Кабинета министров Украины управления развития информационного общества и информационной безопасности. Соответствующее постановление N654 было утверждено на заседании правительства в конце июля, однако у Азарова как-то не удосужились объяснить цель создания подобного управления и его задачи. В сообщении пресс-службы Кабмина было лишь сказано: «Структура секретариата, утвержденная постановлением Кабмина от 20 декабря 2010 года N1151 «Некоторые вопросы секретариата Кабинета министров», дополнена следующей позицией: «Управление развития информационного общества и информационной безопасности». То есть правительство Азарова поставило в известность, что создало новую структуру, а сообщать украинцам детали посчитало излишним.

Между тем, в Верховной Раде уже успели заметить, что появление структуры информационной безопасности правительства может быть очередной серьезной угрозой для демократии в стране, и для оппозиционных сил в частности. Так, комментируя СМИ создание данного управления Кабмина, глава комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации Юрий Стець отметил, что «по логике, эта структура будет заниматься отражением информационных атак на правительство и органы власти как внутри страны, так и извне, но нужно посмотреть на полномочия этого управления! Обеспечение информационной безопасности может сопровождаться слежкой или прослушиванием разговоров журналистов либо неугодных власти людей».

Эксперты также связали появление новой структуры с активизацией в мире в последнее время международной хакерской группы Anonymous, представители которой угрожают кибератаками и украинским властям. К тому же в памяти еще свежа продемонстрированная беспомощность органов украинской власти, правоохранителей и спецслужб в ходе хакерских атак на официальные сайты МВД, президента Украины, Кабмина и СБУ, а также Нацбанка, Государственной налоговой службы и Конституционного суда в январе-феврале этого года, после закрытия популярного файлообменника Еx.ua. Что ярко продемонстрировало: информационно-техническая безопасность (так называемая защита информации) в украинских органах власти явно страдает, и их интернет-ресурсы легко уязвимы для киберугроз.

В Партии регионов, комментируя создание в составе Кабмина нового управления, как раз и вспоминают подобные киберугрозы. А также прямо утверждают, что новая структура при правительстве будет заниматься и вопросами… информационной войны. В частности, первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Елена Бондаренко (Партия регионов) в комментариях СМИ прямо заявила, что управление будет отражать информационные атаки на Украину. «Например, то, что перед Евро-2012 об Украине писали британские СМИ, иначе как черной пропагандой назвать нельзя! Это была информационная война за деньги болельщиков, выбиравших между посещением Олимпиады в Лондоне и Евро-2012 в Украине и Польше. Как защищена наша страна от таких информационных нападок? Никак», — отметила Бондаренко.

А это уже – серьезная заявка, ибо заявление представителя ПР означает, что Кабмин создает в своем составе структуру, которая будет заниматься без малого ведением информационной войны. Заметим, что из самого названия новой структуры прямо не следует, о какой именно информационной безопасности, из двух ее основных типов, идет речь – информационно-технической (защита компьютерных сетей от киберугроз) или информационно-психологической (информационно-психологические операции). Но само упоминание в названии нового управления о «развитии информационного общества» дает понять, что госпожа Бондаренко из Партии регионов таки не обманывает, и речь идет именно о информационно-психологической войне. В то время, как в нашей стране подобными вопросами официально занимается лишь разведывательное сообщество и органы государственной безопасности. А это значит, что премьер Николай Азаров постановлением Кабмина создал «свою» спецслужбу, не предусмотренную законодательством Украины.

Заметим, что и вопрос технической защиты информации, и вопрос отражения или проведения информационно-психологических операций сегодня представляются одинаково актуальными. Но факт и в том, что создание подобной структуры при украинском правительстве, помимо правомочности, поневоле ставит и другой вопрос: а зачем тогда Украине вообще нужны спецслужбы, одной из основных задач которых как раз и является защита органов власти в киберпространстве, а равно решение задач информационного противостояния?

Здесь стоит вспомнить, что еще 9 декабря 2011 года большинство в Верховной Раде приняло поданный Януковичем законопроект о создании в структуре СБУ профильного Департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности, утвержденный Януковичем указом № 34. То есть уже более чем полгода в составе СБУ действует целый департамент, который занимается подобными вопросами. И создан он не на ровном месте: до этого в составе СБУ действовал отдел информационной безопасности, к тому же действует целый Учебно-научный институт информационной безопасности Национальной академии СБУ, занимающийся подобными вопросами. И, по утверждению специалистов, СБУ и ранее довольно активно и успешно действовала в информационном пространстве: так, по данным украинской Интернет Ассоциации, еще в 2006 году уровень контроля Службы безопасности Украины ресурсов в украинской части Интернета колебался от 50 до 70 процентов.

Как бы там ни было, закон приняли, и новый департамент СБУ несколько месяцев проработал. Но тогда нынешнее создание структуры информбезопасности при Кабмине можно расценивать лишь как свидетельство того, что СБУ со своей задачей пропросту не справляется, и протащенный Януковичем закон оказался громким пшиком.

Что касается вопросов информационно-психологического противостояния, т.е. информационной войны, то в Украине еще две спецслужбы выполняют данные функции, — по крайней мере, согласно действующему законодательству. Это Главное управление разведки Министерства обороны Украины (ГУР МО), и Служба внешней разведки Украины (СВР). В частности, в соответствии с Законом Украины «О разведывательных органах Украины», на ГУР МО возлагается прямая задача по «проведению специальных мероприятий, направленных на поддержание национальных интересов и государственной политики Украины в… информационной сфере». Также и СВР, согласно законодательному определению этой службы, является государственным органом, который осуществляет деятельность в том числе и в информационной сфере, где проводит «осуществление мер противодействия внешним угрозам национальной безопасности Украины». Получается, ГУР МО и СВР со своими задачами не справляются? Или Кабмин им не доверяет?

Факт и в том, что в ответ на различную критику из-за рубежа, которую украинская власть воспринимает как «операции» против нее, мы видим только ответы совершенно иной госструктуры – МИД Украины. Создание позитивного имиджа державы за рубежом, конечно, является задачей Министерства иностранных дел, но вот ведение информационной войны – явно не его задача, здесь он может играть лишь вспомогательную роль. А потому и ведет эту войну МИД несколько странно.

Так, в ответ на различные нападки в иностранных СМИ украинские дипломаты попросту «заказывают» создание позитивного имиджа в тех же СМИ в качестве рекламы, конечно же, за бюджетные деньги. Нашумевшей стала история, случавшаяся в феврале 2012 г, когда в американской газете «The New York Times» был опубликован отдельный тематический раздел об Украине, заказанный МИДом. В самом МИДе тогда радостно сообщили, что такие пиар-публикации «подтверждают важную роль Украины как надежного партнера в деле укрепления международного мира и безопасности». И обошлась эта реклама украинским налогоплательщикам в 100 тыс долл, но вот «почему-то» в самих США это никак не повлияло на нарастание критики в адрес украинской власти. Более того: в июле 2012 г Конгресс США объявил, что рассмотрит вопрос введения санкций против Украины…

А в июне этого года коллегия Счетной палаты Украины распространила сообщение, в котором указывалось, что МИД Украины по сути сорвал выполнение Государственной целевой программы формирования положительного международного имиджа Украины на период до 2011 года и ее выполнения в определенных объемах и по направлениям. При этом, как утверждают в Счетной палате, всего в 2010-2011 годах МИДом израсходовано с нарушениями и неэффективно свыше 13,7 млн. грн. бюджетных средств. Вот такое «информационное противостояние».

…Таким образом, в информационной войне – и в плане технической защиты информации, и на уровне информационно-психологического противостояния – у украинской власти полный провал. Однако вместо того, чтобы разобраться в причинах создавшейся ситуации, власть упрямо тиражирует дублирующие структуры, выкидывая на ветер немалые бюджетные средства (и при этом упоенно рассказывая о какой-то дерегуляции). А заодно, как в данном случае с Кабмином, фактически создавая новые «личные» спецслужбы, откровенно наплевав на действующее законодательство.

По материалам hvylya.org