Забастовка на границе усилилась: Польские власти бездействуют, Украина несет большие потери

355

На границе Польши и Украины с 27 ноября в очередной раз расширили акцию протеста. Теперь пункт пропуска «Медика – Шегини» заблокирован круглосуточно (с 23 ноября блокировался только в дневное время). В целом некоторые водители на границе провели в многокилометровых пробках уже по две недели. В то же время последствия шантажа польских перевозчиков и бездействия властей Польши становятся все более острыми.

На КПП «Ягодин-Дорогуск», «Краковец – Корчева», «Рава-Русская – Гребенная», «Медика – Шегини» в очередях на территории Польши в сторону Украины находится около 3,5 тыс. грузовых транспортных средств. Такие данные озвучил спикер Государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко в эфире телемарафона.

После двух летальных случаев на границе волонтеры начали подвозить украинским водителям продукты, лекарства и предметы для обогрева. Как рассказывают волонтеры, самих митингующих по-прежнему немного. Например, «Медику» фактически блокируют только три человека. Также на границе много польских полицейских.

«Надеемся на скорейшее решение проблемы на уровне государства. Так как полиции и т.д. на границе больше в разы, чем митингующих… Кстати, на «Ягодине» водители стоят от двух недель. Очередь на десяток километров. Те, что уже перед «блокпостом» стоят там уже 17 день», – поделился волонтер Дмитрий в X (экс-Twitter).

«Часть людей разворачивается и едет на другие пункты пропуска, в частности, в Словакию. Некоторые люди стоят до 18 суток. Из общей очереди пропускают примерно 1 машину в час», – рассказал другой волонтер, который побывал на пункте пропуска «Ягодин».

По словам Демченко, самые большие очереди – напротив пункта пропуска «Шегини», а также напротив КПП «Рава-Русская». Это именно те направления, где границу могут пересекать грузовики весом более 7,5 тонн, потому что другие пункты пропуска на границе с Польшей могут принимать грузовики до 7,5 тонн.

При этом польские перевозчики, которые устроили забастовку, препятствуют ввозу на территорию Украины гуманитарной помощи. Как рассказал польский волонтер, глава объединения Pogoń Ruska Рафал Рошкевич, чтобы завести в Украину медицинское оборудование для прифронтовых госпиталей и тактмед, ему пришлось провести 40 часов в ожидании возможности пересечь границу в пункте пропуска «Гребенное – Рава-Русская».

Чтобы забастовщики пропустили машину через границу, водителям нужно идти с ними на переговоры и объяснять: везут товар из категорий, которые обещали пропускать. К примеру, гуманитарку, рассказал волонтер. Далее нужно ждать, пока участники блокады разрешат машине проехать – пропускают по одной машине в несколько часов.

«Не имело значения, что мы являемся поляками, что везем помощь, от которой зависят человеческие жизни, – такмед для армии под Бахмутом, медикаменты для прифронтовых госпиталей. Мы зависели от прихоти забастовщиков. После смерти второго украинского водителя, ожидавшего оформления, я спрашиваю себя: сколько людей потеряли здоровье или жизнь из-за того, что медицинская помощь и поддержка украинской армии не поступили вовремя?» – говорит волонтер.

Блокаду устроила кучка польских перевозчиков при политической поддержке ультраправой партии Ruch Narodowy. Ее пророссийский лидер Рафаль Меклер уже назвал свою экономическую блокаду Украины «воспитательной работой разбалованного ребенка». «Существует страна, поведение которой похоже на поведение избалованного ребенка. Когда отец дарит сладости, покупает игрушки, позволяет много, ребенок вежлив. Однако когда отец оказался в затруднительном положении и нет средств на завтрак мороженое, шоколадки и Диснейленд, ребенок начинает топтать, кричать и лежать на тротуаре. Конечно, виноваты воспитатели, которые не воспитывали ребенка, но что делать с таким ребенком?» – заявил Меклер. Самому политику, к слову, принадлежит логистическая компания Rafał Mekler TRANSPORT, доставлявшая грузы в Россию.

Митингующие выдвигают к Украине дискриминационные требования. В частности, они шантажом пытаются вернуть систему разрешений для украинских перевозчиков, которая была отменена на общеевропейском уровне еще в 2022 году, когда из-за полномасштабной войны западная граница стала ключевой артерией для импорта и экспорта Украины.

Несмотря на нарушение польскими активистами договоренностей между Украиной и ЕС, Еврокомиссия может только давить на польские власти для того, чтобы они остановили протесты. «Республика Польша должна обеспечить имплементацию европейского законодательства, частью которого является соответствующее соглашение о грузовых и автомобильных перевозках, которое было подписано между Украиной и ЕС», – объяснила член комитета АЮУ по праву международной торговли Наталья Галецкая.

И если Польша не выполняет свое обязательство и допускает нарушение соглашений между Украиной и ЕС, допуская подобные акции, она может понести за это ответственность. Правда, теоретически. Кроме того, некоторые юридические компании уже готовят иски украинских предпринимателей. Они будут пытаться в судах компенсировать хотя бы часть ущерба. И речь идет о миллионах евро.

В целом Украина несет достаточно серьезные убытки от действий польских ультраправых. По подсчетам экспертов, только одна украинская компания в среднем теряет по миллиону гривен ежедневно. С начала забастовки 6 ноября совокупные потери превысили 400 млн грн. И речь идет только о прямых убытках, в целом негативный экономический эффект еще сильнее и оценивается в миллиарды евро – например, это потери от штрафов и неустоек в отношении украинских экспортеров за срывы контрактных обязательств, отказ от заключения контрактов с украинскими компаниями на следующий год и т.д.

В частности, в Украине фиксируют проблемы с поставкой горючего из-за блокировки границы. Для экспорта зерна блокирование границы поляками пока не является критическим, но в то же время есть проблема с поставкой топлива.