«Южный поток» — дорога к газу

623

В марте в России произошел политический передел территорий и президентский пост занял В. Путин. А его политика, естественно, будет считаться преемственной, и эта преемственности также коснется и российской внешней газовой политики. В свое время Путин активно использовал собственное влияние для продвижения строительства подводных трубопроводов «Газпрома» — «Южного потока» и «Северного потока», а это значит, что провал данных проектов может стать унижением для «федеративного лидера».

В преддверии начала нового этапа в истории России, уже стало заметно, что газовый магнат начинает испытывать глобальные проблемы в сфере надежности. И они не вызваны недостатком транспортных мощностей, все дело в излишне амбициозной политике, которая направлена на максимальный охват ЕС в газовых вопросах. Нестабильность режима Путина говорит о том, что ему в обязательном порядке необходимо будет выполнять все предвыборные обещания. Из-за активного роста стоимости на нефть, немаловажную роль в бюджете уделяют доходам с продажи и транспортировки газа, который, по сравнению с нефтью, облагается намного меньшими налогами.

После пожара на «БРСМ-Нефть» кабмин требует уволить министра экологии

Кулуарные игры на газовых струнах
Конечно же, есть немало возможностей, чтобы повысить платежеспособность и прибыльность «Газпрома», но до сих пор непонятно, каким образом Путин собирается этого добиться без ущерба для режимной стабильности. Пока Россия решает, как быть с «Южным потоком», Украина нервно затаила дыхание.
Воплощение в жизнь «Южного потока» может привести к серьёзнейшим проблемам в применении газотранспортной украинской системы (ГТС). Такого мнения сейчас придерживаются не только украинские, но и международные эксперты. К примеру, такого мнения придерживается директор института политанализа С. Толстов. Он считает, что транспортные мощности Украины могут упасть практически до нуля, хотя сейчас через Украину идет основная часть газа для европейских государств. ГТС будет невозможно использовать в таком же функциональном режиме.

Политики же считают, что такой проект целенаправленно разрушает независимость государства и поэтому быстренько приняли решение приватизировать украинскую систему трубопроводов. То есть сейчас у России есть выбор – или достраивать «Южный поток», или договориться с мини-собственниками трубопровода о стоимости будущей перекачки газа.

Видимо, какие-то решения в сторону взаимной выгоды были достигнуты. Это можно понять уже из того, что в реализации российского проекта активно принимают участие украинские подрядчики. Может быть это знак о достижении взаимовыгодного договора, а может быть это просто шанс выбить хоть немного денег с российской стороны. С середины марты отбором грунта и исследованием его свойств занимается Причерноморское государственное региональное геологическое предприятие «ПричерноморГРГП», которое также является украинским.

Мнения специалистов
Ф. Яковлев, специалист по кризисным вопросам и вопросам безопасности говорит, что для России в строительстве северных и южных обходных путей нет никакого экономически выгодного обоснования. Если даже Россия и будет собираться увеличивать объем транспортируемого газа в Европу, ей будет гораздо выгоднее сделать мощнее трубопроводы, проходящие через Украину и Белоруссию. В этом случае, ей это будет обходиться гораздо дешевле. Но, быть может, в таком решении правительства есть доля истины, поскольку спекуляций в Украине с газом настолько много спекуляций, что России выгоднее пойти в обход наших территорий.

Есть сразу несколько способов «изымать в свою пользу» деньги из бюджета, один из которых очень наглый и жлобский, хотя и оперативный, когда финансы из бюджета уходят прямиком на подставные фирмы и там «исчезают», но это довольно-таки просто вычислить при большом делании и заинтересованности правоохранительных органов.. А второй, более длительный, но зато, по большому счету, безопасный, когда финансы из бюджета выделяются на разные «проекты», которые исполняют «свои» фирмы, компании и подрядчики.

Химерные перспективы «Южного потока»
Таким образом, следует отметить, что строительство «Южного потока» будет продолжаться даже в том случае, если мы вообще подарим России собственную газотранспортную систему, но дело абсолютно не в ней и не в национальной «независимости».

Какое же место отводится Украине в процессе передела газовой трубы? Как уже упоминалось не раз, Украина обладает такими активами, которые «Газпром» не может заполучить путем монтажа ни  «Южного потока», ни «Северного потока»: ее внтренние хранилища газа, а также непосредственный доступ к нескольким рынкам ЕС и непрямой доступ ко всем еврорынкам. По всей вероятности, заинтересованность в приобретении украинской газо-транспортной системы у России есть, и сейчас можно говорить о том, что разрешение ситуации будет зависеть не от объективных причин, а от того, как «сильные мира сего» смогут договориться, тем самым загоняя народ в еще большую каббалу.

Екатерина Завальнюк, job-sbu.org